Организация подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике. Практические задачи

Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ  по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста — высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.             В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи.  Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются раз...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике. Практические задачи.

Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ОГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ. Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Любой выпускник школы после 9 или 11 лет изучения математики должен уметь считать, читать графики и диаграммы, уметь строить простейшие математические модели окружающей действительности. Проблема состоит в том, что как раз наши выпускники этого не умеют. Значит надо их подготовить.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.

Подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Первый принцип - тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип - логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип - тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные задания , выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип - индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип - временной. Все тренировочные ,задания следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип - контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку задания по своему назначению ставят всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

В последние годы на экзамене по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ предлагаются задачи практического содержания.

Можно выделить несколько типов предлагаемых заданий . ЕГЭ

1 тип заданий. Слайд 1,2,3 Задание на вычисление. Задание , моделирующее реальную или близкую к реальной ситуацию. Для решения задачи достаточно уметь выполнять арифметические действия, делать прикидку и оценку, знать что процент-это одна сотая числа. Как ни странно, «подводным камнем» в таких задачах является , по видимому их простота. Не следует искать в таких задачах какого-то подвоха, это действительно простые задания.

2 тип заданий Задание на чтение графика функции. Слайд 4,5

Задание , моделирующее реальную или близкую к реальной ситуацию. График характеризует изменение в зависимости от времени некоторых величин ( температуры, стоимости акции и т.д. ) Как правило, в задании требуется найти наибольшее ( наименьшее значение этой величины, разность между наибольшем и наименьшем значением (возможно, за определённый промежуток времени).

Как и в предыдущем задании, основным « подводным камнем» является простота задачи. Кроме того, иногда по ошибке вычисляют разность между наибольшим и наименьшем значением получая в качестве ответа целое отрицательное число.

3 тип заданий. Задание на анализ практической ситуации. Слайд 6

Несложная текстовая задача (возможно, с табличными данными) на оптимальное решение, моделирующая реальную или близкую к реальной ситуацию.

Чтобы решить задачу, достаточно вычислить стоимость товара с транспортировкой для каждой из трёх указанных в условии фирм (поставщиков, провайдеров и т.п.) и в ответе указать наименьшую из них. При решении таких задач надо быть очень аккуратным при записи ответа, поскольку числа могут оказаться довольно большими, и неправильная запись одной разрядной единицы приведет к неправильному ответу. Не надо стараться выбрать поставщика с меньшей ценой- обязательно надо найти стоимость товара для каждого поставщика с учётом всех условий задачи.

4 тип заданий. Анализ практической ситуации, приводящей к решению неравенств или уравнений. Слайд 7

Текстовое задание ,моделирующее реальную или близкую к реальной ситуацию,( например, физические, химические и другие процессы.)

По условию задачи требуется составить и решить линейное или квадратное неравенство, после чего в ответе записать искомую величину.

5 тип заданий Задача на составление уравнения. Слайд 8

Традиционна «текстовая» задача (на движение, работу, и т.п.)

В качестве неизвестной , как правило, как правило ,лучше выбирать искомую величину. Составленное уравнение сводится в большинстве случаев к квадратному или линейному.

На ОГЭ в 9 классе есть раздел «Реальная математика. » Само название говорит за себя. В этом разделе учащимся предлагают решить ,как говорят «жизненные задачи». Если посмотреть на эти задачи, они практически из каждого раздела математики. Есть задачи на проценты (слайд № 9), на логическое мышление (слайд № 10),работа с таблицей (слайд № 11)(такие задачи есть в ЕГЭ), Работа с графиком. График характеризует изменение в зависимости от времени некоторых величин (температуры, стоимости акции и т.д. ) Как правило, в задании требуется найти наибольшее (наименьшее значение этой величины, разность между наибольшем и наименьшем значением (возможно, за определённый промежуток времени). Подобные задания есть на ЕГЭ в 11 классе. Задания на работу с круговыми и столбчатыми диаграммами. Задания на применение подобных треугольников. (Слайд 12) . Такие задания учащиеся должны решать. Решение таких задач надо довести до автоматизма.

Элементы из некоторых задач можно давать на уроке в виде устного счета. Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике. На практике я убедилась, что в 9 и 11 классе учащиеся плохо считают устно. Все вычисления они производят при помощи калькулятора.

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.



© 2010-2022