- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике «Ключевые задачи на касательную»
Урок по математике «Ключевые задачи на касательную»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мигунова Н.П. |
Дата | 14.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Материалы окружного семинара по математике
Октябрь, 2009
Основные элементы метода ключевых задач
-
По каждой основной теме курса можно выделить несколько ключевых задач, таким образом, что почти все остальные задачи нетрудно свести к одной из них или к комбинации нескольких.
-
Все задачи разбираются и записываются на уроке в виде конспекта или в виде опорных схем.
-
На первом этапе, когда дети только знакомятся с понятием «ключевая задача», учитель сам выделяет систему ключевых задач по разбираемой теме. При этом, в зависимости от подготовленности учащихся, все задачи могут быть разобраны и записаны на одном уроке, а могут записываться постепенно на нескольких уроках.
-
Система задач, предложенная учителем, может дополняться самими учащимися.
-
Наборы ключевых задач записываются детьми в отдельную тетрадь, которая будет являться своеобразным справочником по методам решения. К такому справочнику удобно обращаться при подготовке к контрольным работам, зачётам, а также при повторении.
-
Работа по отбору ключевых задач ведется непрерывно, система дополняется новыми задачами, выделенными при решении более сложных задач.
-
При составлении схем желательно использовать различные цвета.
-
Учащимся разрешается на уроке при выполнении заданий пользоваться схемами и таблицами до тех пор, пока необходимость их использования не отпадёт. При этом хорошо реализуется принцип дифференцированного подхода в обучении, так как у слабых учащихся всегда под руками имеется «руководство к действию» в виде схем и алгоритмов, отражённых в опорном конспекте. А сильные ученики, проанализировав и обобщив весь материал конспекта в целом, получают возможность оценить весь«арсенал» различных методов решения. Что позволяет им перейти к самостоятельному решению комбинированных и творческих задач.
-
После разбора всех ключевых задач, необходимо организовать деятельность учащихся так, чтобы они научились распознавать и решать как непосредственно сами ключевые задачи, так и задачи комбинированные, при решении которых используется уже несколько таких задач. Т.е. обязателен тренинг по распознаванию, применению, а следовательно и заучиванию системы «ключей».
Для организации тренинга учитель заранее готовит набор упражнений. Количество тренировочных работ (обучающего, а не контролирующего плана) зависит от подготовки класса в целом и каждого учащегося в отдельности.
-
Целесообразно завершить использование полученных знаний зачётом.
Графическая интерпретация ключевых задач
Ключевые задачи на касательную
Задачи уровня В
-
Записать уравнение касательной к графику функции у = f(х) в заданной точке касания х0.
-
Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции у = f(х) в точке с абсциссой х0.
-
Найдите угол наклона (тангенс угла наклона) касательной к графику функции у = f(х) с положительным направлением оси Ох, если задана точка касания х0.
-
В каких точках касательная, проведённая к графику функции у = f(х), образует с положительным направлением оси Ох заданный угол ?
-
Записать уравнение касательной к графику функции у = f(х), параллельной заданной прямой у = кх + в.
-
В каких точках касательная, проведённая к графику функции у = f(х) параллельна оси абсцисс (или совпадает с осью абсцисс)?
Задачи уровня С
-
Записать уравнение касательной к графику функции у = f(х), проходящей через точку с координатами (а; в)
-
Является ли прямая у = кх + в касательной к графику функции у = f(х)?
-
Вычислить тангенс угла между касательными к графику функции у = f(х), если одна касательная проведена в точке с абсциссой х1, а другая в точке с абсциссой х2.
-
Вычислить тангенс угла между касательными к графику функции у = f(х), если касательные проходят через точку с заданными координатами (а; в).
-
Под каким углом пересекаются кривые, заданные уравнениями?
-
Записать уравнение общей для графиков двух функций у = f(х) и у = g(х) касательной.
-
Задачи с параметрами.
Примеры ключевых задач
Задачи уровня В
-
Найти уравнение касательной, проведённой к графику функции
f(x) = -x2 + 6x + 8 в точке с абсциссой x0 = -2.
-
Найти угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции f(x) = x3 + 2x -3 в точке с абсциссой x0 = 1.
-
Под каким углом к оси Ox наклонена касательная, проведенная к кривой
y = x3 - x2 - 7x + 6 в точке М (2; -4)? -
В каких точках касательная к графику функции f(x) = 1/3x3 - 5/2x2 + 7x - 4 образует с осью Ox угол 45°?
-
Записать уравнения касательных к графику функции y = x2 - 2x + 7, параллельных прямой y = x.
-
Найти точки графика функции y = f(x), в которых касательная параллельна оси абсцисс, если f(x) = x2 - 3x +1.
Задачи уровня С
-
Записать уравнение касательной к графику функции y = x2 + 4x + 2, проходящей через точку Д(-2; -6)
-
Является ли прямая y = 3x - 3 касательной к графику функции
y = x - 1/x2? Обоснуйте ответ
-
Вычислить тангенс угла между касательными, проведенными к графику функции y = x2 - 2 в точках (1; -1) и (2; -2).
-
Вычислить тангенс угла между касательными к графику функции
f(x) = x2 + 3x + 5, если эти касательные проходят через точку (0; 1). -
Под каким углом пересекаются кривые y = x2 и y2 = x в точке (1; 1)? (в ответе указать тангенс угла)
-
Записать уравнение общих касательных для графиков функции y = x2,
y = -x2 - 2. -
При каком значении параметра «a» прямая y = 4x + a является касательной к графику функции y = 3x2 - 4x - 2?
8. Прямая y = 6x - 7 касается параболы y = x2 + bx + c в точке A(2; 5). Найти уравнение параболы.
Задачи по теме: «Касательная» из текстов ЕГЭ-2009
Задачи уровня В
-
Какой угол образует с осью абсцисс касательная к графику функции f(х)=x5-x в начале координат? В ответе укажите градусную меру этого угла.
-
Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции
g(x)=(x-1)2(x+1)2-(x2+1)2, проведённой в точке с абсциссой 1.
-
Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции f(х)=cosx+6tgx в его точке с абсциссой .
-
Найдите угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции
f(х)=2sinx-3ctgx в его точке с абсциссой .
-
Найдите точку графика функции f(x)=(x-1)(x2006+x2005+…х+1), касательная в которой параллельна оси абсцисс. В ответе укажите сумму координат этой точки.
-
Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)=x2+2x, параллельной прямой у=4х-5. В ответе укажите площадь треугольника, образованного этой касательной и осями координат.
-
Напишите уравнение касательной к графику функции f(х)=х2-4х, параллельной оси абсцисс. В ответе укажите расстояние от точки (0;0) до этой касательной.
-
Укажите точку графика функции f(х)=х2+4х, в которой касательная параллельна прямой
у-2х+5=0. В ответе запишите сумму координат этой точки.
-
Прямая, перпендикулярная прямой у=4-х, касается графика функции y=f(x) в точке с абсциссой x0. Найдите f (x0).
-
Прямая, проходящая через начало координат, касается графика функции y=f(х) в точке М(-5;10). Найдите f(-5).
-
Прямая, касающаяся графика функции y=f(х) в точке А(4;-7), проходит также через точку В(-8;20). Найдите f(4).
Задачи уровня С
-
Через точку М(-1;0) к графику функции проведена касательная. Напишите её уравнение. В ответе укажите градусную меру угла наклона касательной с положительным направлением оси ОХ.
-
Напишите уравнение касательной к графику функции , проходящей через точку Р(2;0). В ответе укажите площадь треугольника, образованной этой касательной и осями координат.
-
При каких значениях в прямая у=вх является касательной к параболе
f(x)=x2-2x+4?
-
При каком значении а прямая у=-10х+а является касательной к параболе
f(x)=3x2-4x-2?
-
Найдите абсциссы всех точек графика функции , касательные в которых параллельны прямой у=23х+1.
Материалы подготовила Мигунова Н.П.