Рабочая программа по математике (геометрии) для 7 класса и календарно-тематическое планирование

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 99»




УТВЕРЖДЕНО

приказом № 268 от

«31» августа 2015 г.



Рабочая программа

учебного предмета «Математика (геометрия)»


(базовый уровень)

для 7 класса





Составитель

Жильцова Т.М., учитель математики

высшей квалификационной категории







г. Воскресенск

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия 7- 9» составлена на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Авторского программы и тематического планирования учебного материала по учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия 7- 9», 2007 г.

3. Обязательного минимума содержательной области образования «Математика»,

4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год,

5. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

6. Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

7. Учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия 7- 9»

8. Учебного плана школы на 2015-2016 уч. Год

9. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию /протокол заседания от 08.04.2015 г. № 1/15.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на геометрию в 7 классе выделено 68 ч из расчета 2 ч в неделю. Согласно учебному плану школы на 2015-2016 учебный год на изучение математики (геометрии) отводится 2 часа.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Цели и задачи

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания,

приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Тематическое и примерное поурочное планирование сделаны в соответствии с учебником «Геометрия», Атанасяна Л.С., М.: Просвещение, 2015.


Содержание учебного предмета

  1. Начальные геометрические сведения (10ч)

Введение. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, ввести понятие равенства фигур.

  1. Треугольники (17ч)

Треугольник. Первый, второй и третий признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Параллельные прямые (13ч)

Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий- понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

  1. Повторение. Решение задач. (8ч) 2ч резерва

Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Контрольных работ 6, самостоятельных работ -12

Контрольная работа № 1 по теме «Основные геометрические фигуры»

Контрольная работа № 2 по теме «Признаки равенства треугольников»

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа № 5 по теме «Углы и стороны в треугольнике, задачи на построение»

Итоговая контрольная работа № 6

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ


В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения геометрических задач;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Требования к оценке знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся по геометрии

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнила рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он в основном удовлетворяет требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «3» в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

Ответ оценивается отметкой «2» в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя

Оценка письменных контрольных работ учащихся по геометрии

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала)

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки)

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки)

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов и в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере





Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.


  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: Просвещение 1997 г.

  2. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина Геометрия 7-9 класс. Учебник- М.: Просвещение

  3. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса- М. Просвещение, 2003.

  4. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса. -М.:Просвещение,2003.

  5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. - М.Просвещение,2003.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Мартынова И. Е./

«28» августа 2015 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № 1 от «28» августа 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ /_Жильцова Т. М_/










Календарно- тематический план

по математике (геометрии) для 7 класса

на 2015- 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Начальные геометрические сведения /10ч/

1.

1

Введение. Прямая и отрезок

01.09-05.09


2.

2

Луч и угол


3.

3

Луч и угол . Решение задач

08.09-12.09


4.

4

Сравнение отрезков и углов


5.

5

Измерение отрезков

15.09-19.09


6

6

Измерение углов


7

7

Смежные и вертикальные углы

22.09-26.09


8

8

Перпендикулярные прямые.


9

9

Построение прямых углов на местности. Решение задач

29.09-03.10


10

10

Контрольная работа № 1 по теме
«Основные геометрические фигуры»


Треугольники /17ч/

11

1

Анализ контрольной работы.

Первый признак равенства треугольников

06.10-10.10


12

2

Первый признак равенства треугольников. Решение задач


13

3

Первый признак равенства треугольников. Решение задач

13.10-17.10


14

4

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.


15

5

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

20.10-24.10


16

6

Свойства равнобедренного треугольника.


17

7

Свойства равнобедренного треугольника. Решение задач


27.10-31.11


18

8

Второй и третий признаки равенства треугольников


19

9

Второй и третий признаки равенства треугольников

10.11-14.11


20

10

Решение задач по теме « Второй и третий признаки равенства треугольников»


21

11

Решение задач по теме « Второй и третий признаки равенства треугольников»

17.11-21.11


22

12

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки


23

13

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки

24.11-28.11


24

14

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки


25

15

Решение задач по теме «Треугольники»

01.12-05.12


26

16

Решение задач по теме «Треугольники». Тест


27

17

Контрольная работа № 2 по теме
«Признаки равенства треугольников»

08.12-12.12


Параллельные прямые /13ч/

28

1

Анализ контрольной работы. Определение параллельных прямых

08.12-12.12


29

2

Признаки параллельности двух прямых.

15.12-19.12


30

3

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»


31

4

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

22.12-26.12



32

5

Аксиома параллельных прямых


33

6

Аксиома параллельных прямых

12.01-16.01


34

7

Свойства параллельных прямых


35

8

Свойства параллельных прямых

19.01-23.01


36

9

Свойства параллельных прямых


37

10

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

26.01-30.01


38

11

Решение задач по теме «Параллельные прямые»


39

12

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

02.02-06.02


40

13

Контрольная работа № 3 по теме

«Параллельные прямые»


Соотношения между сторонами и углами треугольника /18ч/

41

1

Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника.

09.02-13.02


42

2

Сумма углов треугольника.


43

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16.02-20.02


44

4

Неравенство треугольника. Решение задач


45

5

Неравенство треугольника. Решение задач

24.02-27.02


46

6

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»


47

7

Анализ контрольной работы. Прямоугольные треугольники и их свойства

02.03-06.03


48

8

Прямоугольные треугольники и их свойства


49

9

Признаки равенства прямоугольных треугольников

09.03-13.03


50

10

Признаки равенства прямоугольных треугольников


51

11

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

16.03-20.03


52

12

Построение треугольника по трем элементам


53

13

Построение треугольника по трем элементам

31.03-03.04


54

14

Построение треугольника по трем элементам


55

15

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники и их свойства»

06.04-10.04


56

16

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники и их свойства»


57

17

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники и их свойства»

13.04-17.04


58

18

Контрольная работа № 5 по теме
«Углы и стороны в треугольнике, задачи на построение»


Повторение /8ч/ , 2ч резерв

59

1

Анализ контрольной работы. Начальные геометрические сведения


20.04-24.04


60

2

Признаки равенства треугольников


61

3

Равнобедренный треугольник и его свойства

27.04-30.04


62

4

Параллельные прямые. Решение задач


63

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач

04.05-08.05


64

6

Прямоугольный треугольник и его свойства.


65

7

Прямоугольный треугольник и его свойства.

11.05-15.05


66

8

Итоговая контрольная работа№ 6


67

1

Резерв

18.05-22.05


68

2

Резерв


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ


по программе

70

8

6


выполнено










































© 2010-2022