Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Основные методы

решения задач

на смеси и сплавы

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Основные химические понятия

Основными компонентами этого типа задач являются:

а) массовая доля растворенного вещества в растворе;

б) масса растворенного вещества в растворе;

в) масса раствора.

Предполагают, что:

а) все получившиеся смеси и сплавы являются однородными;

б) смешивание различных растворов происходит мгновенно;

в) объем смеси равен сумме объемов смешиваемых растворов;

г) объемы растворов и массы сплавов не могут быть отрицательными.

Определения и обозначения.

Массовая доля растворенного вещества в растворе - это отношение массы этого вещества к массе раствора.

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

где Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию- массовая доля растворенного вещества в растворе;

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию- масса растворенного вещества в растворе;

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию- масса раствора.

Следствия формулы (1):

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Введем обозначения:

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию- массовая доля растворенного вещества в первом растворе;

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию- массовая доля растворенного вещества во втором растворе;

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию- массовая доля растворенного вещества в новом растворе, полученном при смешивании первого и второго растворов;

m1(в-ва), m2(в-ва), m(в-ва) - массы растворенных веществ в соответствующих растворах;

m1(р-ра), m2(р-ра), m(р-ра) - массы соответствующих растворов.


Основные способы решения


  1. Табличный метод


По условию задачи заполняют таблицу.


1-й раствор

2-й раствор

Смесь двух растворов

Масса растворов

m1

m2

m1 + m2

Массовая доля растворенного вещества

ω1

ω2

Масса вещества в растворе

ω1∙m1

ω2∙m2

ω∙(m1 + m2)

А затем составляют уравнение:

ω1∙m1 + ω2∙m2 = ω∙(m1 + m2) (4)

2. "Правило смешения"

Воспользуемся формулой (4): Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

тогда Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Отсюда Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Таким образом, отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси.

Аналогично получаем, что при Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Замечание: Формула (5) удобна тем, что на практике, как правило, массы веществ не отвешиваются, а берутся в определенном отношении.

3. "Правило креста"(конверт Пирсона)


"Правилом креста" называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Слева на концах отрезков записывают исходные массовые доли растворов. На пересечении отрезков - итоговая массовая доля раствора. Справа на их концах записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают, в каком отношении надо слить исходные растворы.

4. Графический метод


Отрезок прямой (основание графика) представляет собой массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Полученная функциональная прямая позволяет решать задачи по определению массы смешанных растворов и обратные, по массе смешанных растворов находить массовую долю полученной смеси.

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Построим график зависимости массовой доли растворенного вещества от массы смешанных растворов. На одной из осей ординат откладывают точку, соответствующую массовой доли Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию, а на другой - Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию. Обозначим на оси абсцисс точки А и В с координатами (0,0) и (m1 + m2,0), соответственно. На графике точка А(0,0) показывает, что массовая доля всего раствора равна Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию, а точка В(m1 + m2,0) - массовая доля всего раствора равна Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию. В направлении от точки А к точке В возрастает содержание в смеси 2-го раствора от 0 до m1+ m2 и убывает содержание 1-го раствора от m1+ m2 до 0. Таким образом, любая точка на отрезке АВ будет представлять собой смесь, имеющую одну и ту же массу с определенным содержанием каждого раствора, которое влияет на массовую долю растворенного вещества в смеси.

Замечание: Данный способ является наглядным и дает приближенное решение. При использовании миллиметровой бумаги можно получить достаточно точный ответ.


5. Алгебраический метод


Задачи на смешивание растворов решают с помощью составления уравнения или системы уравнений.


Примеры решения задач

Задача 1

К 100 г 20% раствора соли добавили 300 г её 10% раствора. Определите процентную концентрацию раствора.

Решение:

C помощью расчетной формулы

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Графический

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Ответ: 12,5%

Путем последовательных вычислений

Сколько растворенного вещества содержится:

а) в 100 г 20%-ного раствора; [100•0,2 = 20(г)]

б) в 300 г 10%-ного раствора? [300•0,1 = 30(г)]

Сколько вещества содержится в образовавшемся растворе?

20 г + 30 г = 50 г

Чему равна масса образовавшегося раствора?

100 г + 300 г = 400 г

Какова процентная концентрация полученного раствора?

(50/400)100 = 12,5(%)

Ответ: 12,5%

Алгебраический

Пусть х - процентная концентрация полученного раствора. В первом растворе содержится 0,2•100(г) соли, а во втором 0,1•300(г), а в полученном растворе х•(100 + 300)(г) соли. Составим уравнение:

0,2•100 + 0,1•300 = х•(100 + 300);

х = 0,,5%)

Ответ: 12,5%

Задача 2.

Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?

Решение:

Алгебраический

а) C помощью уравнения:

Пусть х (кг) - масса 1-го раствора, тогда 3-х (кг) - масса 2-го раствора.

0,1•х (кг) содержится соли в 1-ом растворе,

0,25•(3-х) (кг) содержится соли в 2-ом растворе,

0,2•3 (кг) содержится соли в смеси.

Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим и решим уравнение:

0,1•х + 0,25•(3-х) = 0,2•3;

0,15х = 0,15;

х = 1, 1кг-масса 1-го раствора

3 - х = 3 - 1 =2 (кг) - масса 2-го раствора.

Ответ: 1 кг, 2 кг.

б) С помощью системы уравнений

Пусть х (кг) - количество первого раствора, у (кг) - количество второго раствора. Система уравнений имеет вид:

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Ответ: 1 кг, 2 кг.

Графический.

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Ответ: 1кг, 2кг.

"Правило смешения"

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

"Правило креста"

Составим диагональную схему

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Ответ: 1кг, 2кг.

Задача 3

Сосуд емкостью 5 л содержит 2 л р% (по объёму) раствора соли. Сколько литров 20% раствора такой же соли надо налить в сосуд, чтобы процентное содержание соли в сосуде стало наибольшим?

Решение (графический способ)

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрациюМетодическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Заметим, что по условию, объём второго раствора не превышает трёх литров.

Если р < 20, то для того, чтобы получить максимальную массовую долю вещества в растворе, необходимо добавить 3 л 20% - ного раствора соли; Если р = 20, то при добавлении 2-го раствора, процентное содержание соли в растворе не изменится, следовательно, можно прилить от 0 л до 3 л 20% - ного раствора соли; Если р > 20, то при добавлении 2-го раствора, процентное содержание соли будет уменьшаться, т. е. прилить нужно 0 л.

Ответ: 3 л, если 0 < р < 20, [0,3], если р = 20, 0л, если 20 < р Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию100.

Задача 4

В двух сосудах по 5л каждый содержится раствор соли. Первый сосуд содержит 3л р% раствора, а второй - 4л 2р% раствора одной и той же соли. Сколько литров надо перелить из второго сосуда в первый, чтобы получить в нем 10% раствор соли? При каких значениях р задача имеет решение?

Решение

Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Найдем, при каких значениях р задача имеет решение. По условию задачи 5-ти литровый сосуд содержит 3л первого раствора, следовательно, к нему можно прилить от 0 до 2л второго раствора.

Имеем, Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрациюРешая неравенство, получаем Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Ответ: Методическая разработка Различные способы решения задач на концентрацию

Задачи для самостоятельного решения.


№1. Смешали 250 г 10% и 750 г 15% растворов глюкозы. Вычислите массовую долю глюкозы в полученном растворе.

№2. Сколько граммов 40% раствора азотной кислоты нужно прибавить к 120 г 5% раствора азотной кислоты, чтобы образовался 20% раствор?

№3. Определите, сколько нужно взять 10% раствора соли и 30% раствора этой же соли для приготовления 500 г 20% раствора.

№4. Определите, сколько нужно взять растворов соли 60%-й и 10%-й концентраций для приготовления 300 г раствора 25%-й концентрации.

© 2010-2022