Синергетический подход в организации активного обучения

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ активного обучения

Е.В.Никифорова, Е.Ю. Семенова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Житнинская средняя общеобразовательная школа»

Россия, 416364, Астраханская область, Икрянинский район, с. Житное, ул. Садовая 11,

Тел.: (951)449-72-90, факс: (951)449-72-90, e-mail: [email protected]

Аннотация

Синергетический подход позволяет сделать обучение активным. Вашему вниманию предложен урок математики в 10 классе, в котором с помощью синергетического подхода исследуются жизненные процессы, на основе нахождения производных функций. Урок построен в игровой форме, в виде работы лабораторий, исследующих качество жизни населения нашей страны.

Синергетика происходит от греческого слова «СИНЕРГОС», что означает «вместе действующий». Пришёл это термин в научный лексикон из медицины и стал использоваться в естествознании для описания коллективных взаимодействий атомов и молекул, приводящих к поддержанию течения процессов в физико-химических системах. Функции синергетики: отвлекаясь от частных свойств систем, раскрывать общие механизмы их развития на основе общих моделей, выявлять роль коллективных взаимодействий отдельных элементов системы на пути их эволюции давать развернутое представление о том, как из хаоса возникает упорядоченная сложность - порядок, подводить к видению универсального единства мира.

Галилео Галилей в своё время утверждал: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Синергетическое образование - это образование, побуждающее к собственным поискам и открытиям, а значит, гарантия успеха ученика и процветания всей системы образования в целом. Синергетический подход к образованию, опираясь на универсальную эволюционную картину мира, способствует стиранию границ между естественно - научным и гуманитарным знанием. На передний план выходит продуктивная творческая деятельность ученика и учителя. Учитель работает не как преподаватель, а как воспитатель, раскрывающий творческие способности ученика, его будущее, его целью является подготовка человека, способного к непрерывному обучению, «образованию длиною в жизнь», принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО). Синергетика, ставшая триумфом человеческой мысли ХХI века, должна найти достойное место в современном образовании. Воплощение идей синергетики в учебно-воспитательном процессе не очередной «модный» подход в образовании, а важное условие обновления содержания современного образования с учетом реалий сегодняшнего, непредсказуемо стремительно развивающегося мира. Синергетика в образовании - тема, появление которой абсолютно логично отражает новый этап развития синергетического знания - этап вступления в фазу «нормальной науки». На этом этапе необходимо не только систематизировать накопленные методологические и теоретические наработки, технологизировать способы их использования в различных сферах знания путем выработки стандартных приемов решения исследовательских задач, но и разработать механизмы обучения этим приемам, иными словами, обеспечить не только производство, но и адекватное воспроизводство синергетического знания .Проблема состоит в том, чтобы на основе синергетических принципов научить преподавателя создавать авторские методики и свой преподавательский стиль, основываясь на всём спектре наук о человеке; подразумевается не просто системный подход к образованию, но учет динамики и механизмов самоорганизации субъектов образовательных пространств, управление образованием, единство образования и воспитания. [1, 3].

Мы хотим предложить урок математики, в котором с помощью синергетического подхода исследуются жизненные процессы, на основе нахождения производных функций. Урок построен в игровой форме, в виде работы лабораторий, исследующих качество жизни населения нашей страны.

Тема урока: «Построение и исследование графиков функций с помощью производных»

Цель урока: Обобщение материала по теме «Построение графиков функций с помощью производной». На уроке ребята знакомятся с понятием синергетика, выводят алгоритм построения графиков с использованием производной, строят графики заданных функций и исследуют их используя методы познания действительности. Развивать умение проводить анализ событий, ставить проблему и находить пути ее решения, применять умение адаптироваться в происходящей жизни, строить планы на будущее, воспитывать умение работать в команде, чувство патриотизма, толерантность, ответственность за свою страну и народ - всему этому будут учится учащиеся в процессе урока.

Ход урока.

Организационный момент. Знакомство с поставленной проблемой. Анализ проблемы Выдвижение гипотезы. Определение путей исследования.

В пору экономического кризиса в стране проблема качества жизни людей является актуальной, и все человеческие умы волнует вопрос, каким будет это качество жизни через несколько десятков лет. Попробуем в этом разобраться. Создадим исследовательские лаборатории, в которых рассмотрим жизнь с разных сторон. Результатом исследования будет график, посмотрим, как будет меняться наша жизнь. Каким будет наше будущее. Сегодня вы будите экспертами в различных областях знаний и попробуете решить возникшую проблему.

Постановка учебной задачи. Прежде всего, порассуждаем на тему : от чего зависит качество жизни современного человека. Ученики выдвигают предположения: от экономики, от финансирования, от экологии, от здоровья, от благосостояния, от занятости населения, от наличия рабочих мест .

Итак, ставим проблему: «исследовать качество жизни населения России средствами математики» (Проблему записываем в тетради.)

Выдвигаем гипотезу «Качество жизни населения России можно исследовать, построив графики функций, задающих критерии жизни» Для рассмотрения нашей проблемы воспользуемся наукой, которая отвлекаясь от частных свойств систем, раскрывает общие механизмы их развития на основе общих моделей. Эта наука называется- синергетика.

Полный цикл развития человечества это сложный колебательный процесс, который описывается в науке синергетика системой сложных дифференциальных уравнений. Согласно теории Макаренко «воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость» [3. 541]. Прогнозирование, развитие представлений о будущих ситуациях, о формах будущей организации делают человека сильным и уверенным, умеющим преодолевать жизненные трудности, выбирать свой путь. Зададим поведение определённой характеристики жизни через функцию. Используем при этом функции, изученные на уроках математики. На определённом временном промежутке она будет вести себя по закону, поддающемуся анализу средствами математики. Выберем период развития России ближайшие 20 лет.

Так как любой жизненный процесс и даже любое явление природы можно задать своей функцией, то можно построить график этого процесса. Формируем лаборатории. Их будет четыре. Экономисты, врачи, экологи, социальные работники - основные работники этих лабораторий. В каждой лаборатории необходимо выбрать старшего научного сотрудника, который будет следить за ходом проведения исследования и докладывать о результатах работы.

Повторение учебного материала. Повторим алгоритм построения графиков функций с помощью производной. Спрашиваю каждый пункт алгоритма подробно.(Алгоритм вывешиваем на доску)

Проведение исследования.

Задание №1. Всем лабораториям. Провести исследование заданных функций. Функции записаны на карточках и взяты из тестов подготовки к ЕГЭ.

Задание №2. Исследуем график зависимости благосостояния человека от заработной платы, в течение одного года. На доске построен график благосостояния учителя. По оси х отложим месяцы, а по оси у заработную плату за эти месяцы. По графику наблюдаем рост или уменьшение доходов.

Задание №3. Предложите, какую бы вы характеристику вашей жизни хотели исследовать. Задайте её функцией и постройте график. ( Задание выполняем в тетради и на доске)

Исследуем здоровье или работоспособность ученика в течение учебного дня. Зададим эту характеристику функцией f(х)=1/3 х3-10х2+96х-4 , зависимость например давления ребёнка от времени в течение рабочего дня. (Функции учитель подбирает сам так, чтобы на графике было видно, что и здоровье и работоспособность к концу дня снижается). Исследуем эту функцию и построим схематично график.

Задание №4. Каждая лаборатория получает листы с заданиями для исследований. Исследования каждой лаборатории связано с её специализацией. Задания выполняются командой. Учащиеся исследуют функцию, строят график, делают отчёт. В отчёте отражается прогноз на будущее по данной характеристике, предлагаются пути выхода из экономического кризиса.

Анализ исследования. Графики размещаются на доске. Учащиеся обобщают полученные результаты, делают прогнозы, предлагают способы улучшения жизни. Устанавливается справедливость гипотезы.

В конце урока всем гостям можно предложить провести исследование урока по следующим критериям: . Актуальность выбранной темы и её практическая значимость. Умение отбирать информацию. Доступность темы для понимания. Логичность и последовательность изложения. Эстетика оформления. Умение удерживать внимание аудитории, умение вести дискуссию.

Синергетическая концепция, на наш взгляд, позволяет по-новому раскрыть научно-педагогическое знание. Она ориентирует на многомерность, многокомпонентность, альтернативность и вариативность познаваемых процессов, обнаружение в них нераскрытых или недостаточно раскрытых состояний, признание большой роли случайности в их развитии. Синергетика образования содержит в себе уже известное, традиционное, но в то же время является новым подходом в раскрытии научно-педагогического знания.

И. Брук утверждал « Многие дети и их родители только для школы занимаются математикой и думают, что математика в дальнейшей жизни нужна только для счёта, но ведь только математика помогает развивать ваши умственные способности, лучше разбираться в жизни, учит ориентироваться в пространстве знаний. Учите и любите математику»

Литература.

  1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. 3-е изд., доп. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 240 с.

  2. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / под ред. В. С. Степина, С. П. Курдюмова. М.: 2000.

  3. Макаренко А. С. Педагогическая поэма.- М.: 1987.

SYNERGETIC APPROACH IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

E. C. Nikiforova, E. Y. Semenova

Municipal budget educational institution "Jitninskaya secondary school"

Russia, 416364, Astrakhan region, Ikryaninskiy district, Jitnoe, Sadovaya Ul. 11,

Phone: (951)449-72-90, Fax: (951)449-72-90, e-mail: [email protected]

© 2010-2022