ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ.


Ребрушкина Татьяна Александровна

с. Кемля МОУ «Кемлянская средняя школа»

учитель математики первой категории


«То, что мы знаем - ограниченно,

А что мы не знаем - бесконечно»

П. Лаплас


Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие образования в стране. Школа - часть общества. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Учебник, другие традиционные средства обучения перестают быть единственными и наиболее достоверными источниками знаний. Ни для кого не секрет, что в школах маленьких городов, в сельской местности педагогам приходилось изощряться при подготовке и проведении учебных занятий потому, что катастрофически не хватает наглядного материала. Тот материал, который еще сохранился, пожелтел со временем и истрепался.

В современных условиях на помощь учителю приходит ИКТ. Перед учащимися и учителями с помощью современных технических средств и телекоммуникаций открывается огромный мир информации. Сегодня педагог имеет возможность самостоятельно искать ее через информационные банки данных различных научных, образовательных и информационных центров, самостоятельно находить интересующую его литературу и методики, делать выводы и принимать решения. Современные КТ предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже научно - познавательная.

Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Компьютерные технологии призваны помочь учителю в школе делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.

Я, как учитель математики, понимаю, что в современных условиях моя главная задача не только дать определённую сумму знаний, умений и навыков, но и научить эти знания добывать самим, используя различные источники информации. Замечаю, что учащиеся, которые работают с компьютером, имеют более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Значит, необходимо применять ИТ в нашей повседневной школьной жизни. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают учащиеся по их применению, тем лучше применяют их при решении конкретных задач. ИТ активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем. На каждом этапе урока можно использовать ИКТ, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, и активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер.

Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьюерного класса, все чаще используется компьютер на уроках математики.

Использование информационных технологий на уроках математики способствует повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога, а так же и для меня. Использование ИТ является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся. Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.

Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества.

Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной системе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Труд на уроке в компьютерном классе - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймешь».

Использование информационных технологий позволяет учителю: повысить эффективность обучения; вносить элемент новизны при решении задач; рационально использовать учебное время; сделать процесс работы наглядным; помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах, а не на второстепенных; показать красоту математики, ее важность и значимость.

Использование информационных технологий позволяет обучающимся: расширить диапазон знаний; повысить исследовательскую активность; разнообразить самостоятельную работу; развивать интуицию, воображение и другие важнейшие качества, лежащие в основе любого творческого процесса; строить предложения и подтверждать их; открывать и проверять математические факты; сформировать положительное и ответственное отношение к учебе.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

Электронная интерактивная доска- это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная доска позволяет работать с текстом и изображениями, создавать заметки с помощью электронных чернил, демонстрировать презентации.

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Интерактивная доска позволяет устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ. Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение учителя-практика пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.

Я пришла к выводу: ИТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

© 2010-2022