Использование информационных технологий на уроках математики для развития памяти детей

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных технологий на уроках математики для развития памяти детей

Новые информационные технологии естественно вписываются в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Использование информационных технологий на уроках математики для развития памяти детей

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

  • Индивидуализация работы самого учителя;

  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

  • Усиление мотивации к обучению;

  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения.

Информационные технологии значительно расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

ИТ позволяют существенно изменить способы управления учебной деятельностью, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.

Использование информационных технологий позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, ᅟчто ᅟпомогает ᅟвовремя ᅟустранить ᅟпричину, ᅟобуславливающую ее ᅟпоявление. ᅟУченики ᅟболее ᅟохотно ᅟотвечают ᅟкомпьютеру и ᅟесли ᅟкомпьютер ᅟставит им ᅟдвойку, то ᅟгорят ᅟжеланием ᅟкак ᅟможно ᅟскорее ее ᅟисправить. ᅟУчителю не ᅟнужно ᅟпризывать ᅟучащихся к ᅟпорядку и ᅟвниманию. ᅟУченик ᅟзнает, ᅟчто ᅟесли он ᅟотвлечется, то не ᅟуспеет ᅟрешить ᅟпример ᅟили ᅟзаписать ᅟслово, т.к. на ᅟэкране ᅟчерез 10-15 ᅟсекунд ᅟпоявится ᅟследующее ᅟзадание.

ᅟКомпьютер ᅟспособствует ᅟформированию у ᅟучащихся ᅟрефлексии ᅟсвоей ᅟдеятельности, ᅟпозволяет ᅟучащимся ᅟнаглядно ᅟпредставить ᅟрезультат ᅟсвоих ᅟдействий.

ᅟПрименение ᅟкомпьютерной ᅟтехники ᅟделает ᅟурок ᅟпривлекательным и по-ᅟнастоящему ᅟсовременным, ᅟпроисходит ᅟиндивидуализация ᅟобучения, ᅟконтроль и ᅟподведение ᅟитогов ᅟпроходят ᅟобъективно и ᅟсвоевременно.

ᅟУчитель ᅟначальной ᅟшколы ᅟобязан ᅟнаучить ᅟдетей ᅟучиться, ᅟсохранить и ᅟразвить ᅟпознавательную ᅟпотребность ᅟучащихся, ᅟобеспечить ᅟпознавательные ᅟсредства, ᅟнеобходимые ᅟдля ᅟусвоения ᅟоснов ᅟнаук. ᅟПоэтому ᅟодна из ᅟглавных ᅟцелей - ᅟразвивать ᅟпознавательные ᅟпроцессы.

ᅟПознавательная ᅟдеятельность ᅟразвивает ᅟпознавательные ᅟпроцессы, ᅟлогическое ᅟмышление, ᅟвнимание, ᅟпамять, ᅟречь, ᅟвоображение, ᅟподдерживает ᅟинтерес к ᅟобучению. ᅟВсе ᅟэти ᅟпроцессы ᅟвзаимосвязаны.

ᅟАктивизировать ᅟвнимание ᅟученика, ᅟзаинтересовать в ᅟправильном ᅟсоздании ᅟизображения ᅟпомогает ᅟучителю ᅟиспользование ᅟспециальных ᅟпрограмм.

ᅟУмение ᅟграмотно ᅟорганизовать ᅟработу на ᅟуроке, ᅟсоздать ᅟусловия ᅟнепринужденности и ᅟзаинтересованности у ᅟвсех ᅟучащихся ᅟпозволяет ᅟучителю ᅟиспользовать ᅟдополнительные ᅟвозможности ᅟкомпьютерных ᅟтехнологий. ᅟТакая ᅟорганизация ᅟзанятий ᅟпомогает в ᅟболее ᅟкороткое ᅟвремя ᅟвспомнить и ᅟзакрепить те ᅟприемы, ᅟкоторые ᅟизвестны ᅟдетям с ᅟдошкольного ᅟвозраста, ᅟполнее ᅟобеспечить ᅟовладение ᅟвновь ᅟпоказанными ᅟучителем.

ᅟРазвивающее ᅟзначение ИТ ᅟдля ᅟразвития ᅟспособностей ᅟмладшего ᅟшкольника ᅟочень ᅟвелико. ᅟПрименение ᅟкомпьютеров на ᅟуроках ᅟматематики ᅟсоздает ᅟэмоциональный ᅟнастрой, ᅟэто, в ᅟсвою ᅟочередь, ᅟположительно ᅟсказывается на ᅟразвитии ᅟматематических ᅟспособностей. ᅟОсобенно ᅟважно ᅟприменение ᅟкомпьютеров ᅟпосле ᅟпродолжительного ᅟобъяснения ᅟнового ᅟматериала ᅟили ᅟмногократного ᅟповторения ᅟспособа ᅟизображения, ᅟчтобы ᅟснять у ᅟребенка ᅟусталость. С ᅟэтой ᅟцелью ᅟможно ᅟиспользовать ᅟигровые ᅟпрограммы. ᅟВключение ᅟигровых ᅟпрограмм ᅟможет ᅟбыть ᅟиспользовано и ᅟдля ᅟзакрепления ᅟизученного ᅟматериала, ᅟобобщения ᅟпри ᅟпоказе ᅟосновных ᅟприемов ᅟработы.

ᅟИспользование ᅟразличных ᅟформ и ᅟприемов ᅟработы на ᅟуроке ᅟматематики ᅟпозволяет ᅟребенку ᅟактивно ᅟвключаться в ᅟтворческий ᅟпроцесс, ᅟразвивать ᅟвоображение и ᅟфантазию, ᅟпомогает ᅟвидеть ᅟновое ᅟего ᅟрешение в ᅟтой ᅟили ᅟиной ᅟтехнике, ᅟобогащать ᅟпервоначальный ᅟзамысел, и ᅟрезультат ᅟдеятельности ᅟприобретает ᅟбольшую ᅟвыразительность. ᅟОрганично ᅟвключение в ᅟход ᅟзанятия ᅟкомпьютеров, ᅟотдельные ᅟприемы ᅟработы в ᅟразличной ᅟтехнике ᅟсоздают ᅟнеобходимые ᅟусловия ᅟдля ᅟразвития у ᅟдетей ᅟтворческих ᅟспособностей на ᅟуроках ᅟматематики.

ᅟОдин из ᅟнаиболее ᅟестественных и ᅟпродуктивных ᅟспособов ᅟвводить ᅟновые ᅟинформационные ᅟтехнологии в ᅟшколу ᅟсостоит в ᅟтом, ᅟчтобы ᅟнепосредственно ᅟсвязать ᅟэтот ᅟпроцесс с ᅟсовершенствованием ᅟсодержания, ᅟметодов и ᅟорганизационных ᅟформ ᅟобучения и ᅟвоспитания.

ᅟПрименение ᅟинформационных ᅟтехнологий в ᅟобучении ᅟбазируется на ᅟданных ᅟфизиологии ᅟчеловека: в ᅟпамяти ᅟчеловека ᅟостается 1/4 ᅟчасть ᅟуслышанного ᅟматериала, 1/3 ᅟчасть ᅟувиденного, 1/2 ᅟчасть ᅟувиденного и ᅟуслышанного, 3/4 ᅟчасти ᅟматериала, ᅟесли ᅟученик ᅟактивно ᅟучаствует в ᅟпроцессе.

С ᅟцелью ᅟинтенсификации ᅟобучения, ᅟнаряду с ᅟранее ᅟиспользовавшимися в ᅟобучении ᅟматематике ᅟклассическими ᅟформами ᅟобучения в ᅟшколе и в ᅟсамостоятельной ᅟработе ᅟучеников всё ᅟчаще ᅟиспользуются ᅟпрограммное ᅟобеспечение ᅟучебных ᅟдисциплин: ᅟпрограммы-ᅟучебники, ᅟпрограммы-ᅟтренажёры, ᅟсловари, ᅟсправочники, ᅟэнциклопедии, ᅟвидеоуроки, ᅟбиблиотеки ᅟэлектронных ᅟнаглядных ᅟпособий, ᅟтематические ᅟкомпьютерные ᅟигры.

ᅟВозможности ᅟкомпьютера, ᅟпри ᅟиспользовании ᅟадаптированных к ᅟнему ᅟдополнительных ᅟтехнологий: ᅟпрограммных ᅟпродуктов, ᅟИнтернета, ᅟсетевого и ᅟдемонстрационного ᅟоборудования ᅟсоставляют ᅟматериальную ᅟбазу ᅟинформационно-ᅟкоммуникативных ᅟтехнологий.

ᅟИКТ ᅟмогут ᅟбыть ᅟиспользованы ᅟдля ᅟобучения ᅟматематике в ᅟразличных ᅟформатах:

  • ᅟсамостоятельное ᅟобучение с ᅟотсутствием ᅟили ᅟотрицанием ᅟдеятельности ᅟучителя;

  • ᅟсамостоятельное ᅟобучение с ᅟпомощью ᅟучителя-ᅟконсультанта;

  • ᅟчастичная ᅟзамена (фрагментарное, ᅟвыборочное ᅟиспользование ᅟдополнительного ᅟматериала);

  • ᅟиспользование ᅟтренинговых (тренировочных) ᅟпрограмм;

  • ᅟиспользование ᅟдиагностических и ᅟконтролирующих ᅟматериалов;

  • ᅟвыполнение ᅟдомашних ᅟсамостоятельных и ᅟтворческих ᅟзаданий;

  • ᅟиспользование ᅟкомпьютера ᅟдля ᅟвычислений, ᅟпостроения ᅟграфиков;

  • ᅟиспользование ᅟпрограмм, ᅟимитирующих ᅟопыты и ᅟлабораторные ᅟработы;

  • ᅟиспользование ᅟигровых и ᅟзанимательных ᅟпрограмм;

  • ᅟиспользование ᅟинформационно-ᅟсправочных ᅟпрограмм.

ᅟИспользование ᅟИКТ ᅟповышает ᅟэффективность ᅟобучения:

- ᅟграфика и ᅟмультипликация ᅟпомогают ᅟученикам ᅟпонимать ᅟсложные ᅟлогические ᅟматематические ᅟпостроения;

- ᅟвозможности, ᅟпредоставляемые ᅟученикам, ᅟманипулировать (исследовать) ᅟразличными ᅟобъектами на ᅟэкране ᅟдисплея, ᅟизменять ᅟскорость их ᅟдвижения, ᅟразмер, ᅟцвет и т. д. ᅟпозволяют ᅟдетям ᅟусваивать ᅟучебный ᅟматериал с ᅟнаиболее ᅟполным ᅟиспользованием ᅟорганом ᅟчувств и ᅟкоммуникативных ᅟсвязей ᅟголовного ᅟмозга.

ᅟКомпьютер ᅟможет ᅟиспользоваться на ᅟвсех ᅟэтапах ᅟпроцесса ᅟобучения: ᅟпри ᅟобъяснении ᅟнового ᅟматериала, ᅟзакреплении, ᅟповторении, ᅟконтроле, ᅟпри ᅟэтом ᅟдля ᅟученика он ᅟвыполняет ᅟразличные ᅟфункции: ᅟучителя, ᅟрабочего ᅟинструмента, ᅟобъекта ᅟобучения, ᅟсотрудничающего ᅟколлектива.

ИТ ᅟпозволяют ᅟусилить ᅟмотивацию ᅟучения ᅟпутем ᅟактивного ᅟдиалога ᅟученика с ᅟкомпьютером, ᅟразнообразием и ᅟкрасочностью ᅟинформации (текст + ᅟзвук + ᅟвидео + ᅟцвет), ᅟпутем ᅟориентации ᅟучения на ᅟуспех (позволяет ᅟдовести ᅟрешение ᅟлюбой ᅟзадачи, ᅟопираясь на ᅟнеобходимую ᅟпомощь), ᅟиспользуя ᅟигровой ᅟфон ᅟобщения ᅟчеловека с ᅟмашиной и, ᅟчто ᅟнемаловажно, ᅟвыдержкой, ᅟспокойствием и «дружественностью» ᅟмашины по ᅟотношению к ᅟученику.

ᅟКроме ᅟперечисленного, ᅟимеет ᅟбольшое ᅟзначение ᅟтот ᅟфакт, ᅟчто в ᅟпроцессе ᅟработы ᅟученика и ᅟучителя с ᅟиспользованием ᅟкомпьютерных ᅟтехнологий, ᅟученик, во-ᅟпервых, ᅟпостепенно ᅟвходит в ᅟреальный ᅟмир ᅟвзрослых, ᅟпроизводственную ᅟдеятельность ᅟсовременного ᅟчеловека. Во-ᅟвторых, ᅟповсеместное ᅟвнедрение в ᅟжизнь ᅟсовременного ᅟчеловека ᅟИКТ ᅟставит ᅟучителя ᅟперед ᅟдилеммой: ᅟлибо ты идёшь в ᅟногу со ᅟвременем, ᅟучишь ᅟдетей по-ᅟсовременному, с ᅟиспользованием ᅟсовременных ᅟобучающих ᅟтехнологий, ᅟлибо ᅟотстаёшь и ᅟуходишь из ᅟпрофессии. ᅟПри ᅟпроведении ᅟуроков ᅟматематики ᅟможно ᅟиспользовать ᅟмультимедийные ᅟпрезентации. На ᅟтаких ᅟуроках ᅟреализуются ᅟпринципы ᅟдоступности, ᅟнаглядности. ᅟУроки ᅟэффективны ᅟсвоей ᅟэстетической ᅟпривлекательностью, ᅟурок-ᅟпрезентация ᅟобеспечивает ᅟполучение ᅟбольшего ᅟобъема ᅟинформации и ᅟзаданий за ᅟкороткий ᅟпериод. ᅟВсегда ᅟможно ᅟвернуться к ᅟпредыдущему ᅟслайду (обычная ᅟшкольная ᅟдоска не ᅟможет ᅟвместить ᅟтот ᅟобъем, ᅟкоторый ᅟможно ᅟпоставить на ᅟслайд). ᅟПри ᅟизучении ᅟновой ᅟтемы ᅟможно ᅟпровести ᅟурок-ᅟлекцию с ᅟприменением ᅟмультимедийной ᅟпрезентации. ᅟЭто ᅟпозволяет ᅟакцентировать ᅟвнимание ᅟучащихся на ᅟзначимых ᅟмоментах ᅟизлагаемой ᅟинформации. А ᅟтакже ᅟможно ᅟиспользовать ᅟпрезентацию ᅟпри ᅟзакреплении ᅟучебного ᅟматериала ᅟдля ᅟсистематической ᅟпроверки ᅟправильности ᅟвыполнения ᅟдомашнего ᅟзадания ᅟвсеми ᅟучениками ᅟкласса. ᅟПри ᅟпроверке ᅟдомашнего ᅟзадания ᅟобычно ᅟочень ᅟмного ᅟвремени ᅟуходит на ᅟвоспроизведение ᅟчертежей на ᅟдоске, ᅟобъяснение ᅟтех ᅟфрагментов, ᅟкоторые ᅟвызвали ᅟзатруднения.

ᅟИспользование ᅟпрезентации ᅟдля ᅟустных ᅟупражнений: ᅟработа по ᅟготовому ᅟчертежу ᅟспособствует ᅟразвитию ᅟсловесно-ᅟлогической ᅟпамяти, ᅟконструктивных ᅟспособностей, ᅟотработке ᅟнавыков ᅟкультуры ᅟречи, ᅟлогике и ᅟпоследовательности ᅟрассуждений, ᅟучит ᅟсоставлению ᅟустных ᅟпланов ᅟрешения ᅟзадач ᅟразличной ᅟсложности. ᅟМожно ᅟпредложить ᅟучащимся ᅟобразцы ᅟоформления ᅟрешений, ᅟзаписи ᅟусловия ᅟзадачи, ᅟповторить ᅟдемонстрацию ᅟнекоторых ᅟфрагментов ᅟпостроений, ᅟорганизовать ᅟустное ᅟрешение ᅟсложных по ᅟсодержанию и ᅟформулировке ᅟзадач.

ᅟКомпьютер, ᅟмультимедиа-ᅟресурсы и ᅟинтерактивная ᅟдоска ᅟпозволяют ᅟинтегрировать и ᅟсущественно ᅟобогатить ᅟвозможности ᅟперечисленных ᅟтехнических ᅟсредств ᅟобучения и, ᅟтем ᅟсамым, ᅟпреобразить ᅟпроведение ᅟвсех ᅟуроков. ᅟМультимедиа-ᅟтехнологии ᅟпозволяют ᅟсделать ᅟучащегося не ᅟтолько ᅟсозерцателем ᅟготового ᅟучебного ᅟматериала, но и ᅟучастником ᅟего ᅟсоздания, ᅟпреобразования, ᅟоперативного ᅟиспользования. ᅟИмеющиеся ᅟмультимедийные ᅟкурсы и ᅟобразовательные ᅟпрограммные ᅟпродукты ᅟпозволяют ᅟуже ᅟсегодня по-ᅟновому ᅟстроить ᅟуроки. ᅟМультимедиа-ᅟтехнологии ᅟнеизмеримо ᅟрасширяет ᅟвозможности в ᅟорганизации и ᅟуправлении ᅟучебной ᅟдеятельности и ᅟпозволяет ᅟпрактически ᅟреализовать ᅟогромный ᅟпотенциал ᅟперспективных ᅟметодических ᅟразработок, ᅟнайденных в ᅟрамках ᅟтрадиционного ᅟобучения, ᅟкоторые, ᅟоднако, ᅟоставались ᅟневостребованными ᅟили в ᅟсилу ᅟопределенных ᅟобъективных ᅟпричин не ᅟмогли ᅟдать ᅟтам ᅟдолжного ᅟэффекта. ᅟИспользование ИТ ᅟдает ᅟвозможность ᅟдля ᅟповышения ᅟмотивации ᅟобучения; ᅟиндивидуальной ᅟактивности; ᅟнаправленность на ᅟличность ᅟшкольника; ᅟформирование ᅟинформационной ᅟкомпетенции; ᅟсвобода ᅟтворчества; ᅟинтерактивность ᅟобучения. ᅟТаким ᅟобразом, ᅟИКТ ᅟстановятся ᅟнеотъемлемой ᅟчастью ᅟсовременного ᅟучебного ᅟпроцесса, ᅟспособствующей ᅟповышению ᅟкачества ᅟобразования. ᅟОпыт ᅟработы по ᅟобсуждаемой ᅟтеме в ᅟнастоящее ᅟвремя ᅟдает ᅟвозможность ᅟоценить ᅟэффективность ᅟиспользования ᅟИКТ ᅟпри ᅟконтроле ᅟусвоения ᅟпройденных ᅟтем по ᅟматематике в ᅟсравнимых ᅟзначениях (качество ᅟобучения, ᅟданные ᅟанкетирования ᅟучащихся и т. д.):

  • ᅟповысился ᅟинтерес ᅟучеников к ᅟизучению ᅟматематики;

  • ᅟкачество ᅟобучения ᅟматематики ᅟповысилось;

  • ᅟнаряду с ᅟэтим ᅟвозможности ᅟИКТ ᅟиспользовались ᅟдля ᅟразвития ᅟпамяти ᅟучащихся,

  • ᅟразвития ᅟумений ᅟорганизации ᅟучебного ᅟтруда,

  • ᅟумения ᅟнаходить ᅟнеобходимую ᅟинформацию с ᅟпомощью ᅟИКТ,

  • ᅟформирования ᅟлогического, ᅟабстрактного и ᅟсистемного ᅟмышления,

  • ᅟформирования ᅟмыслительных ᅟопераций ᅟанализа, ᅟдоказательства, ᅟобобщения, ᅟклассификации.

ᅟПроанализировав ᅟпсихолого-ᅟпедагогическую ᅟлитературу по ᅟтеме ᅟисследования, ᅟможно ᅟсделать ᅟследующие ᅟвыводы:

ᅟВсе ᅟвиды ᅟпамяти ᅟнеобходимы и ᅟсамоценны, в ᅟпроцессе ᅟжизни ᅟчеловека ᅟони ᅟобогащаются и ᅟвзаимодействуют ᅟмежду ᅟсобой. ᅟПамять ᅟосуществляет ᅟсвязь ᅟмежду ᅟпрошлыми ᅟсостояниями ᅟпсихики, и ᅟнастоящими ᅟпроцессами ᅟподготовки ᅟбудущих ᅟсостояний, ᅟсообщает ᅟсвязность и ᅟустойчивость ᅟжизненному ᅟопыту ᅟчеловека, ᅟобеспечивает ᅟнепрерывность ᅟсуществования ᅟчеловеческого " Я " и ᅟвыступает, ᅟтаким ᅟобразом, в ᅟкачестве ᅟодной из ᅟпредпосылок ᅟформирования ᅟиндивидуальности и ᅟличности.

В ᅟнаибольшей ᅟстепени ᅟвозможности ᅟприродной ᅟпамяти ᅟпроявляются в ᅟмладшем ᅟшкольном ᅟвозрасте. ᅟДля ᅟдетей ᅟмладшего ᅟшкольного ᅟвозраста ᅟособенно ᅟактуально ᅟиспользовать ᅟтакие ᅟметоды ᅟпсихологического ᅟвоздействия, ᅟкоторые ᅟспособствуют ᅟего ᅟактивизации и ᅟделают ᅟкакую-ᅟлибо ᅟдеятельность ᅟинтересной, ᅟпоскольку у ᅟмладших ᅟшкольников ᅟпамять ᅟнепроизвольна. ᅟРебенок не ᅟставит ᅟперед ᅟсобой ᅟцели ᅟчто-то ᅟзапомнить ᅟили ᅟвспомнить и не ᅟвладеет ᅟспециальными ᅟспособами ᅟзапоминания. Он ᅟзапоминает ᅟпреимущественно ᅟинтересные ᅟдля ᅟнего ᅟсобытия, ᅟсобытия, ᅟвызывающие ᅟэмоциональный ᅟотклик. Не ᅟсекрет, ᅟчто ᅟсложившуюся ᅟпрактику ᅟпреподавания ᅟматематики ᅟхарактеризуют ᅟтрадиционное ᅟизучение ᅟматематических ᅟформул, ᅟабстрактность ᅟматематических ᅟпонятий, ᅟкоторые ᅟобычно ᅟзапоминаются ᅟмеханически.

На ᅟуроках ᅟматематики ᅟзаявленная ᅟпроблема в ᅟкакой-то ᅟстепени ᅟможет ᅟбыть ᅟрешена ᅟпутём ᅟиспользования ᅟинформационных ᅟтехнологий, ᅟкоторые ᅟимеют в ᅟсвоей ᅟоснове ᅟстрогий ᅟалгоритм ᅟдействий ᅟученика. ᅟВедь не ᅟкаждый ᅟученик, ᅟвыучив ᅟправила, ᅟможет ᅟими ᅟпользоваться. ᅟИспользование ᅟалгоритмов, ᅟсхем-ᅟкарт, ᅟтаблиц, то ᅟесть ᅟориентирующих ᅟсхем, ᅟупорядочивает ᅟпроцесс ᅟобучения.

ᅟЖелание ᅟребенка ᅟзапомнить ᅟнадо ᅟвсячески ᅟпоощрять, ᅟэто ᅟзалог ᅟуспешного ᅟразвития не ᅟтолько ᅟпамяти, но и ᅟдругих ᅟпознавательных ᅟпроцессов.




© 2010-2022