Личностно - ориентированные ситуации на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно - ориентированные ситуации на уроках математики.



Л.И. Сименяк

МБОУ «СОШ №5» г.Лянтор.

628449, г. Лянтор,4 микрорайон, строение 26,
e-mail: [email protected]



Математика - один из самых сложных предметов для учащихся, поэтому способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть ребята, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но их гораздо меньше тех, которые не имеют математических способностей. В этом то и состоит основная трудность в работе учителя математики. При объяснении нового материала учитель часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи. Тут и приходит на помощь концепция личностно-ориентированного образования. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием. Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя. Личностно-ориентированный подход позволяет мне целенаправленно и эффективно проектировать и строить учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность. Только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения. Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. А поскольку главными показателями развития личности являются психолого-интеллектуальные качества, развитие познавательной активности, сформированность самостоятельности, навыков самоанализа, развитие коммуникативных умений, то для разрешения данной проблемы я наметила последовательность диагностической работы по изучению личности учащихся в классе. Такая диагностика позволяет не только мне отслеживать результат развития учащихся, но и самому ребёнку видеть своё продвижение на всех этапах обучения, кроме того, это позволяет предвидеть трудности, определять их причины, намечать пути и способы профилактики и коррекции развития личности каждого моего воспитанника. К уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения предъявляется ряд требований, о которых мне хотелось бы рассказать. Основная цель данной педтехнологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Поэтому основные цели личностно-ориентированного урока математики я ставлю следующие: вооружить учащихся системой знаний, умений, навыков,формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения, умение работать в парах, умение сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение одноклассников; создать условия для развития у школьников стремления к познанию; воспитывать усидчивость, трудолюбие; развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. До проведения уроков необходимо провести диагностирование учащихся по диагностике индивидуального познавательного стиля учеников, а также использовать результаты диагностического обследования психолога по уровням школьной мотивации учащихся данного класса. Это позволяет сгруппировать пары учащихся одинакового уровня. На своих уроках я иногда рассаживаю за одну парту учащихся именно по таким парам.

В начале урока провожу мотивационную беседу по теме урока, в результате которой учащиеся сами формулируют цель урока. Задаю учащимся проблемный вопрос: «Зачем в жизни нужны знания, полученные в результате изучения темы?» В результате ответа на проблемный вопрос проводится проверка творческого домашнего задания, которое я стараюсь задать учащимся на выбор. Объем домашнего задания носит дифференцированный характер, и ученику предоставляется право выбора уровня, вида и формы подготовки. Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика. Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения. На этом же этапе можно предложить учащимся задания разного уровня на карточках, как для выполнения в тетради, так и на доске. Всем остальным учащимся предлагаю задание на составление толстых и тонких вопросов по теме урока. Составление вопросов - элемент технологии критического мышления, которая способствует лучшему закреплению изученного, предполагает принятие собственной ответственности за сделанный выбор, в результате составления вопросов и их решения учащиеся учатся делать самостоятельные выводы, анализировать информацию, прогнозировать последствия своих решений и нести за них ответственность. Здесь прослеживается базовая модель технологии РКМ включающая три стадии: «Вызов - осмысление - рефлексия». Следующим видом работы учащихся на каждом уроке является устный счёт. Формы его проведения различны: арифметическая головоломка, игра "Интеллектуальный марафон", по программе, заданной блок-схемой выполнить вычисления и расшифровать высказывание, решить примеры и расположить их в порядке возрастания или убывания. Такие задания развивают воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися, задания для развития зрительной и слуховой памяти, воображения, внимания и восприятия. Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что "математика для глаз, а не для ушей", использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет оформить презентации красочно и наглядно. В результате выполнения таких заданий, практически каждый учащийся, находится в ситуации успеха. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! После объяснения нового материала ученикам предлагаю закрепить его в группах. Группам дается задание. Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется группой, учеником - координатором. После выполнения задания всеми группами дается тест на проверку понимания нового материала, задания теста выполняются индивидуально, вне группы. Детям сообщается, что надо знать на «3», «4», «5». После проверки теста ошибки обсуждаются в группах и исправляются. Выставляется общая оценка группе, которая складывается из оценки общения учащихся в группе, как ученики работали, помогая друг другу, как анализировали ошибки. Ученик сам выбирает уровень своего обучения, новая психологическая установка для учащегося: « возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». На этапах изучения нового материала и применения новых знаний этапе урока использую задания, которые содержат интригу выбора: учащиеся выполняют по выбору задания самостоятельно, работая в парах с последующей взаимопроверкой. При подготовке я руководствуюсь одним из основных дидактических принципов обучения - от простого, к сложному, от конкретных наблюдений к выводам, от практических результатов к формулировкам правил и теорем. Здесь же необходимо учитывать, что ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания материала, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся, поэтому для преодоления угрозы потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня и вводится ситуация выбора, стоит не забывать включать достаточное количество дополнительных заданий. Интерес к математике вырабатывается тогда, когда школьнику понятно то, о чем говорит учитель, когда предлагаемые ему задачи интересы по содержанию и когда в процессе решения возникает уверенность в своих познавательных способностях. Решения задач обсуждаем, рассматриваем разные способы решения. Обязательно на уроке также коллективное решение задач. На уроках я сочетаю различные формы коллективной и индивидуальной работы, организую самостоятельную работу учащихся, сокращаю однотипные упражнения. Создаю на уроках ситуацию активного общения, не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала. Часто использую задания с ошибочным решением, в которых учащиеся должны найти ошибку и исправить ее. Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета. Необходимо не забывать о здоровье учащихся, не допускать перегрузки, поэтому в середине урока необходимо сделать перерыв для проведения паузы, часто использую электронные физминутки. Здесь я руководствуюсь принципом, что применение компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер поиска и исследования. На уроках часто использую передвижной мобильный класс и некоторым учащимся предлагаю выполнить задания на компьютере разные по уровню сложности. О том, что задания разных уровней, учащимся не сообщаю, опять же с той целью, что бы создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Поэтому задания просто обозначаю по вариантам, можно предложить задания для работы в парах. В ходе работы учитываю индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников. Конечно же, скорость выполнения заданий разная, поэтому тем, кто выполнил быстрее, можно предложить задание на слайде - разгадать математические ребусы, которые тоже можно связать с темой урока. В конце урока необходимо провести рефлексия. Каждому ученику необходимо предоставить возможность высказаться либо с помощью сигнальных карточек, либо оставить записи в листах настроения. Оценивание учащихся провожу на всех этапах урока, что стимулирует учащиеся на получение нескольких оценок. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы. При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляю право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показываю слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи. Личностно-ориентированный подход также предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Например, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске записываю ключи к заданиям, они проверяют их и оценивают. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляю за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест. При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным задачам, и решить их.

На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока. Поведение учителя на уроке - это умение владеть классом. Я стараюсь организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность. Я считаю, что такое поведение учителя позволяет отдельным ученикам с учетом их индивидуальных способностей как-то положительно проявить себя, а стиль и тон учителя поможет им в этом. Часто на уроках использую фразы: «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили», «У вас обязательно получиться», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» и т.д. Считаю, что на этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность. Ученика нужно постоянно приобщать к радости умственного труда, там, где это, возможно, дать ему испытать радость творчества, открытия, победы. Пусть поначалу это его «творчество» будет открытием давно открытого, а победы предстанут в виде успешного решения несложных задач, тем не менее, школьник испытает те же чувства, что и настоящий ученый, работающий над серьезной проблемой. И чем чаще учитель математики предоставит учащемуся возможность испытать эту радость, тем глубже и устойчивее будет интерес школьника к предмету.

Личностно ориентированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно - урочной системы. Конечно, невозможно следовать всем вышеуказанным принципам на каждом уроке, однако такая система работы в целом или ее элементы, могут быть использованы учителями математики общеобразовательных школ.

Литература

  1. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.

  2. И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала "Директор школы №7/2000 г.

  3. Г.Ю. Ксенозов.Перспективные школьные технологии, Москва, 2000 г.

  4. А.А.Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения "Школа - 2000".

  5. М.И.Махмудов. Проблемное обучение. Москва, 1998 г.

Сведения об авторе

ФИО автора (полностью)

Лариса Ивановна Сименяк

Ученая степень, звание

-

Должность

Учитель математики

Организация

МБОУ «СОШ №5» г.Лянтор, Сургутский район, ХМАО-ЮГРА

Страна

Россия

Город

Лянтор

Е-mail

[email protected]

Почтовый адрес и телефон

628449, 7микрорайон, дом50, кв 8 г.Лянтор, Сургутский район, ХМАО-ЮГРА 89224129502

Наименование статьи

Личностно - ориентированные ситуации на уроках математики.

Код УДК

372.851

Требуется ли вам рассылка сборника

нет



© 2010-2022