- Преподавателю
- Математика
- Учебный проект «Фигурные числа»
Учебный проект «Фигурные числа»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Товстоног Е.А. |
Дата | 05.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРОСКОГО РАЙОНА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3г. БЕЛОЯРСКИЙ» | |
Проект в номинации № 2 (математика) | |
Тема проекта: | |
«Фигурные числа» | |
|
|
|
|
|
|
| Автор: |
| Панин Илья Игоревич |
| Класс: 7 б |
| Научный руководитель проекта: |
| Товстоног Елена Анатольевна |
| «Общеобразовательная средняя |
| (полная) школа № 3 |
| г. Белоярский» |
| учитель математики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Белоярский | |
2013 - 2014 учебный год |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4
1.1. Из истории фигурных чисел
4
1.2. Формулы плоских фигурных чисел
7
1.3. Свойства фигурных чисел
8
1.4. Применение фигурных чисел в жизни человека
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
15
ПРИЛОЖЕНИЯ
16
ВВЕДЕНИЕ
Давным - давно, помогая себе при счёте камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, получались прямоугольники. Можно выкладывать камни в три ряда: получаются числа, делящиеся на три и т.д. Числа - камушки можно раскладывать в виде правильных геометрических фигур, так возникли числа, которые сегодня называют фигурными.
Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало изучить свойства фигурных чисел и их использование в повседневной жизни.
В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни.
Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники.
Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики - фигурное число, выявить его свойства и использование в повседневной жизни.
Задачи:
-
Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме и проанализировать его.
-
Рассмотреть историю возникновения фигурных чисел, их свойства и применение в жизни человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
Из истории фигурных чисел.
Фигурные числа - общее название чисел, геометрическое представление которых связано с той или иной геометрической фигурой. Понятие фигурного числа было введено древнегреческими математиками, последователями учения Пифагора (пифагорейцами) в VI-IV вв. до н. э.
Они предпочитали думать о числах, как о геометрических величинах. Произведение ab рассматривалось как площадь прямоугольника со сторонами a и b. В случае, если a и b - натуральные, произведение ab выражало число точек в прямоугольной таблице с a точками в строке и b точками в столбце. Например, число 20 выражает число точек в таблице с пятью строками и четырьмя столбцами (рис. 1).
Рис. 1. Произведение чисел 5 и 4.
Числа, выражающие число точек в квадратной таблице, назывались квадратными. Например, квадратными числами являются 1, 4, 9, 16, 25, 36,…(рис. 2).
1
4
9
16
25
36
Рис. 2. Квадратные числа.
Таблицы могут быть не только прямоугольными или квадратными, но и иметь форму других геометрических фигур. Например, на рисунке 3 изображены треугольные числа, выражающие числа точек в треугольных таблицах.
1
3
6
10
15
21
Рис. 3. Треугольные числа.
На рисунках 4 и 5 изображены пятиугольные и шестиугольные числа. Из этих рисунков видно, что пятиугольными числами являются 1, 5, 12, 22, 35, … , а шестиугольными - 1, 6, 15, 28, 45, 66,…
1
5
12
22
35
51
Рис. 4. Пятиугольные числа.
1
6
15
28
45
66
Рис. 5. Шестиугольные числа.
Уложив камешки в пространственную фигуру можно получить телесные фигурные числа (рис. 6).
Именно от фигурных чисел пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».
Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. Древнегреческие учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование.
Рис. 6. Кубическое и квадратное пирамидальное числа.
-
Формулы плоских фигурных чисел.
Рассматривая ряд, образованный треугольными числами легко заметить, что:
T1=1; Т2=3=1+2; T3=6=(1+2)+3,…, Tn=(1+2+…+(n1))+n= Tn-1+n (1), где Tn - значение треугольного числа с номером n, Tn-1. - значение треугольного числа с номером
(n-1). Т.е. каждое следующее число получаем из предыдущего, увеличивая предыдущее на номер нового числа (таблица 1).
Таблица 1. Зависимость значения треугольного числа от его номера
число
…
Номер (n)
1
2
3
4
5
…
n
Значение (Тn)
1
3
6
10
15
…
Tn-1+n
Дополним Тn до квадратного числа (рис. 7).
Рис. 7. Красным цветом обозначено исходное число Tn, зеленым его дополнение до квадратного (Tn-1).
Тогда (согласно рис. 7 и формуле (1)): .
Поэтому:
Тогда: (2) - формула треугольного n - го треугольного числа.
Эту формулу открыли еще древние греки, а потом, независимо от них, согласно легенде, Карл Гаусс в возрасте 9 лет.
Для вывода формул других n - x многоугольных чисел, древние греки, разбивали их на треугольные.
Рассмотрим вывод формулы для произвольного пятиугольного числа
Если разбить n - е пятиугольное число на три (n-1) треугольных, то останутся еще n камешков (см. таблицу 2).
Таблица 2. Зависимость Pn от Tn1.
Номер (n)
Tn
Pn
1
1
1
2
3
3
6
4
10
5
15
6
21
…
…
…
n1
…
n
Т.е.: .
Аналогичным образом, используя только геометрические соображения можно получить формулы, для:
-
квадратных: ;
-
пятиугольных: ;
-
шестиугольных:
-
семиугольных:
-
и произвольных k-угольных: , чисел.
Где, - n-e квадратное число, - n-e пятиугольное число, - n-e шестиугольное число, - n-e k-угольное число.
-
Свойства фигурных чисел
Между фигурными числами имеется много интересных зависимостей. Так, например, древнегреческий математик Диофант (III век до н. э.) нашел зависимость между треугольными (Тn) и квадратными (K2n+1) числами: .
Доказательство Диофанта приведено на рисунке 8, для квадратных чисел K7 и K9.
Рис. 8. Связь между треугольными и квадратными числами.
Выделим среди точек каждого квадратного числа центральную, а остальные точки разобьем на группы, образующие восемь треугольных чисел T3 для K7 и T4 для K9.
В результате получаем равенства 8T3+1=K7 и 8T4+1=K9. В общем случае имеет место равенство:
.
Следствие: Если n - нечетное число, то делится на 8.
Пьер Ферма обобщил формулу Диофанта и сформулировал, в 1637, так называемую «золотую теорему»:
-
Всякое натуральное число - либо треугольное, либо сумма двух или трёх треугольных чисел.
-
Всякое натуральное число - либо квадратное, либо сумма двух, трёх или четырёх квадратных чисел.
-
Всякое натуральное число - либо пятиугольное, либо сумма от двух до пяти пятиугольных чисел, и т.д.
Используя геометрический метод, разработанный древнегреческими учеными, можно доказать и формулы сокращенного умножения.
Докажем, что Для этого построим квадрат со стороной, и выделим в построенном квадрате, квадраты со стороной a и стороной b (рис. 9).
Рис. 9. Доказательство тождества .
Тогда (согласно рис. 9): , что и требовалось доказать.
Изучая фигурные числа, греки окрыли очень много свойств числовых последовательностей.
Рассмотрим произвольное квадратное число (рис. 10):
Рис. 10. Разбиение квадратного числа на сумму нечетных чисел.
«Уголки» выделенные на рисунке одним цветом образуют ряд последовательных нечетных чисел, очевидно: 1+3+5+7+9+11=62.
Обобщив полученную зависимость получим:
(3) - формулу для суммы последовательных нечетных чисел.
Следовательно, квадрат любого натурального числа можно представить в виде суммы последовательных нечетных чисел, начиная с единицы.
Аналогичным образом можно получить формулу для суммы четных чисел. Для этого рассмотрим прямоугольную таблицу (рис. 11):
Рис. 11. Разбиение прямоугольного числа на сумму четных чисел.
«Уголки» выделенные на рисунке одним цветом образуют ряд последовательных четных чисел, очевидно: .
Обобщив полученную зависимость получим:
(4) - формулу для суммы последовательных четных чисел.
Следствие: Произведение двух последовательных натуральных чисел можно представить в виде суммы последовательных четных чисел, начиная с двух.
Великие математики затратили немало усилий на изучение свойств фигурных чисел.
Обобщением «золотой теоремы» стала Великая (или Последняя) теорема Ферма:
-
Для любого натурального числа уравнение не имеет решений в целых не нулевых числах a, b, c.
Которая на протяжении более трех веков будоражила умы математиков во всем мире, и только в 1995 году была окончательно доказана английским математиком Эндрю Джоном Уайлсом.
-
Применение фигурных чисел в жизни человека
Мы не задумываемся о том, что ежедневно встречаемся с фигурными числами. А ведь это так просто и интересно.
-
При изучении формулы площади прямоугольника используется понятие плоского числа, которое представляется виде произведения двух сомножителей - длины и ширины.
-
При вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда применяется понятие телесного числа, выражаемого произведением трёх сомножителей - длины, ширины и высоты.
-
Упаковка конфет в форме линейного числа
-
На параде солдаты стоят правильными рядами, образуя квадраты или прямоугольники (плоские числа). (Приложение 1)
-
Во время различных праздников мы видим показательные выступления лётчиков. Самолёты в воздухе образуют треугольные или другие фигурные числа. (Приложение 2)
-
Треугольные числа можно встретить в самых обычных местах (Приложение 3)
-
Фигурные числа встречаются при упаковке различных товаров в коробки и другие ёмкости.
-
Телесные числа используются при упаковке конфет, консервных банок, блокнотов, тетрадей, ручек и др. в различные ёмкости. (Приложение 4)
-
Плоские числа тоже часто используются при упаковке конфет, растительного масла, лимонадных бутылок … (Приложение 5)
-
К фигурным числам можно отнести пирамидальные числа, которые получаются, если шарики складывать пирамидкой. Как раньше складывались ядра у около пушки. (Приложение 6)
-
Используя различные фигурные числа как телесные, так и пирамидальные , укладывают товар на прилавке, конфеты в различные упаковки, украшают праздничный стол и т.д. (Приложение 7)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А зачем все это? И действительно - зачем? Чему автор хотел научить, какие проблемы поднял?
Могу ответить лишь в духе Ноздрева: очень уж интересные подробности открылись! Да и так ли уж обязательно непременно чему-то учить? Нужна ведь и просто «гимнастика ума», а если она может немного развлечь - тем лучше!
В процессе работы по данной проблеме я добился цели, поставленной в начале исследования: изучил и исследовал фигурные числа.
Подводя итог работы, пришёл к выводу об актуальности данной темы. Невозможно представить современную жизнь без фигурных чисел, они вокруг нас, мы живем среди них. Значит - это кому-нибудь нужно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
-
Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение, 1993.
-
Энциклопедический словарь юного математика/ Составитель А.П.Савин. - М.: Педагогика, 1985
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7