Учебный проект «Фигурные числа»

Фигурные числа — общее название чисел, геометрическое представление которых связано с той или иной геометрической фигурой. Понятие фигурного числа было введено древнегреческими математиками, последователями учения Пифагора (пифагорейцами) в VI—IV вв. до н. э. Они предпочитали думать о числах, как о геометрических величинах.Таблицы могут быть не только прямоугольными или квадратными, но и иметь форму других геометрических фигур. Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. Древнегреческие учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРОСКОГО РАЙОНА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3г. БЕЛОЯРСКИЙ»

Проект в номинации № 2 (математика)

Тема проекта:

«Фигурные числа»








Автор:


Панин Илья Игоревич


Класс: 7 б


Научный руководитель проекта:


Товстоног Елена Анатольевна


«Общеобразовательная средняя


(полная) школа № 3


г. Белоярский»


учитель математики












Белоярский

2013 - 2014 учебный год

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4

1.1. Из истории фигурных чисел

4

1.2. Формулы плоских фигурных чисел

7

1.3. Свойства фигурных чисел

8

1.4. Применение фигурных чисел в жизни человека

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15

ПРИЛОЖЕНИЯ

16







ВВЕДЕНИЕ

Давным - давно, помогая себе при счёте камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, получались прямоугольники. Можно выкладывать камни в три ряда: получаются числа, делящиеся на три и т.д. Числа - камушки можно раскладывать в виде правильных геометрических фигур, так возникли числа, которые сегодня называют фигурными.

Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало изучить свойства фигурных чисел и их использование в повседневной жизни.

В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни.

Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники.

Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики - фигурное число, выявить его свойства и использование в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме и проанализировать его.

  2. Рассмотреть историю возникновения фигурных чисел, их свойства и применение в жизни человека.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



  1. Из истории фигурных чисел.

Фигурные числа - общее название чисел, геометрическое представление которых связано с той или иной геометрической фигурой. Понятие фигурного числа было введено древнегреческими математиками, последователями учения Пифагора (пифагорейцами) в VI-IV вв. до н. э.

Они предпочитали думать о числах, как о геометрических величинах. Произведение ab рассматривалось как площадь прямоугольника со сторонами a и b. В случае, если a и b - натуральные, произведение ab выражало число точек в прямоугольной таблице с a точками в строке и b точками в столбце. Например, число 20 выражает число точек в таблице с пятью строками и четырьмя столбцами (рис. 1).

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 1. Произведение чисел 5 и 4.


Числа, выражающие число точек в квадратной таблице, назывались квадратными. Например, квадратными числами являются 1, 4, 9, 16, 25, 36,…(рис. 2).

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

1

4

9

16

25

36

Рис. 2. Квадратные числа.

Таблицы могут быть не только прямоугольными или квадратными, но и иметь форму других геометрических фигур. Например, на рисунке 3 изображены треугольные числа, выражающие числа точек в треугольных таблицах.

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

1

3

6

10

15

21

Рис. 3. Треугольные числа.

На рисунках 4 и 5 изображены пятиугольные и шестиугольные числа. Из этих рисунков видно, что пятиугольными числами являются 1, 5, 12, 22, 35, … , а шестиугольными - 1, 6, 15, 28, 45, 66,…

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

1

5

12

22

35

51

Рис. 4. Пятиугольные числа.


Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

1

6

15

28

45

66

Рис. 5. Шестиугольные числа.

Уложив камешки в пространственную фигуру можно получить телесные фигурные числа (рис. 6).

Именно от фигурных чисел пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».

Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. Древнегреческие учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование.

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 6. Кубическое и квадратное пирамидальное числа.



  1. Формулы плоских фигурных чисел.

Рассматривая ряд, образованный треугольными числами легко заметить, что:

T1=1; Т2=3=1+2; T3=6=(1+2)+3,…, Tn=(1+2+…+(n1))+n= Tn-1+n (1), где Tn - значение треугольного числа с номером n, Tn-1. - значение треугольного числа с номером
(n-1). Т.е. каждое следующее число получаем из предыдущего, увеличивая предыдущее на номер нового числа (таблица 1).

Таблица 1. Зависимость значения треугольного числа от его номера

число

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Номер (n)

1

2

3

4

5

n

Значение (Тn)

1

3

6

10

15

Tn-1+n

Дополним Тn до квадратного числа (рис. 7).

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 7. Красным цветом обозначено исходное число Tn, зеленым его дополнение до квадратного (Tn-1).

Тогда (согласно рис. 7 и формуле (1)): Учебный проект «Фигурные числа».

Поэтому: Учебный проект «Фигурные числа»

Тогда: Учебный проект «Фигурные числа» (2) - формула треугольного n - го треугольного числа.

Эту формулу открыли еще древние греки, а потом, независимо от них, согласно легенде, Карл Гаусс в возрасте 9 лет.

Для вывода формул других n - x многоугольных чисел, древние греки, разбивали их на треугольные.

Рассмотрим вывод формулы для произвольного пятиугольного числа Учебный проект «Фигурные числа»

Если разбить n - е пятиугольное число на три (n-1) треугольных, то останутся еще n камешков (см. таблицу 2).

Таблица 2. Зависимость Pn от Tn1.

Номер (n)

Tn

Pn

1

1

1

2

3

Учебный проект «Фигурные числа»

3

6

Учебный проект «Фигурные числа»

4

10

Учебный проект «Фигурные числа»

5

15

Учебный проект «Фигурные числа»

6

21

Учебный проект «Фигурные числа»

n1

Учебный проект «Фигурные числа»

n

Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Т.е.: Учебный проект «Фигурные числа».

Аналогичным образом, используя только геометрические соображения можно получить формулы, для:

  • квадратных: Учебный проект «Фигурные числа»;

  • пятиугольных: Учебный проект «Фигурные числа»;

  • шестиугольных: Учебный проект «Фигурные числа»

  • семиугольных: Учебный проект «Фигурные числа»

  • и произвольных k-угольных: Учебный проект «Фигурные числа», чисел.

Где, Учебный проект «Фигурные числа»- n-e квадратное число, Учебный проект «Фигурные числа»- n-e пятиугольное число, Учебный проект «Фигурные числа»- n-e шестиугольное число, Учебный проект «Фигурные числа»- n-e k-угольное число.


  1. Свойства фигурных чисел

Между фигурными числами имеется много интересных зависимостей. Так, например, древнегреческий математик Диофант (III век до н. э.) нашел зависимость между треугольными (Тn) и квадратными (K2n+1) числами: Учебный проект «Фигурные числа».

Доказательство Диофанта приведено на рисунке 8, для квадратных чисел K7 и K9.


Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 8. Связь между треугольными и квадратными числами.

Выделим среди точек каждого квадратного числа центральную, а остальные точки разобьем на группы, образующие восемь треугольных чисел T3 для K7 и T4 для K9.

В результате получаем равенства 8T3+1=K7 и 8T4+1=K9. В общем случае имеет место равенство:

Учебный проект «Фигурные числа».

Следствие: Если n - нечетное число, то Учебный проект «Фигурные числа» делится на 8.

Пьер Ферма обобщил формулу Диофанта и сформулировал, в 1637, так называемую «золотую теорему»:

  • Всякое натуральное число - либо треугольное, либо сумма двух или трёх треугольных чисел.

  • Всякое натуральное число - либо квадратное, либо сумма двух, трёх или четырёх квадратных чисел.

  • Всякое натуральное число - либо пятиугольное, либо сумма от двух до пяти пятиугольных чисел, и т.д.

Используя геометрический метод, разработанный древнегреческими учеными, можно доказать и формулы сокращенного умножения.

Докажем, чтоУчебный проект «Фигурные числа» Для этого построим квадрат со стороной, и выделим в построенном квадрате, квадраты со стороной a и стороной b (рис. 9).

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 9. Доказательство тождества Учебный проект «Фигурные числа».

Тогда (согласно рис. 9): Учебный проект «Фигурные числа», что и требовалось доказать.

Изучая фигурные числа, греки окрыли очень много свойств числовых последовательностей.

Рассмотрим произвольное квадратное число (рис. 10):

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 10. Разбиение квадратного числа на сумму нечетных чисел.

«Уголки» выделенные на рисунке одним цветом образуют ряд последовательных нечетных чисел, очевидно: 1+3+5+7+9+11=62.

Обобщив полученную зависимость получим:

Учебный проект «Фигурные числа» (3) - формулу для суммы последовательных нечетных чисел.

Следовательно, квадрат любого натурального числа можно представить в виде суммы последовательных нечетных чисел, начиная с единицы.

Аналогичным образом можно получить формулу для суммы четных чисел. Для этого рассмотрим прямоугольную таблицу (рис. 11):

Учебный проект «Фигурные числа»

Рис. 11. Разбиение прямоугольного числа на сумму четных чисел.


«Уголки» выделенные на рисунке одним цветом образуют ряд последовательных четных чисел, очевидно: Учебный проект «Фигурные числа».

Обобщив полученную зависимость получим:

Учебный проект «Фигурные числа» (4) - формулу для суммы последовательных четных чисел.

Следствие: Произведение двух последовательных натуральных чисел можно представить в виде суммы последовательных четных чисел, начиная с двух.

Великие математики затратили немало усилий на изучение свойств фигурных чисел.

Обобщением «золотой теоремы» стала Великая (или Последняя) теорема Ферма:

  • Для любого натурального числа Учебный проект «Фигурные числа» уравнение Учебный проект «Фигурные числа» не имеет решений в целых не нулевых числах a, b, c.

Которая на протяжении более трех веков будоражила умы математиков во всем мире, и только в 1995 году была окончательно доказана английским математиком Эндрю Джоном Уайлсом.

  1. Применение фигурных чисел в жизни человека

Мы не задумываемся о том, что ежедневно встречаемся с фигурными числами. А ведь это так просто и интересно.

  • При изучении формулы площади прямоугольника используется понятие плоского числа, которое представляется виде произведения двух сомножителей - длины и ширины.

  • При вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда применяется понятие телесного числа, выражаемого произведением трёх сомножителей - длины, ширины и высоты.Учебный проект «Фигурные числа»

  • Упаковка конфет в форме линейного числа

  • На параде солдаты стоят правильными рядами, образуя квадраты или прямоугольники (плоские числа). (Приложение 1)

  • Во время различных праздников мы видим показательные выступления лётчиков. Самолёты в воздухе образуют треугольные или другие фигурные числа. (Приложение 2)

  • Треугольные числа можно встретить в самых обычных местах (Приложение 3)

  • Фигурные числа встречаются при упаковке различных товаров в коробки и другие ёмкости.

  • Телесные числа используются при упаковке конфет, консервных банок, блокнотов, тетрадей, ручек и др. в различные ёмкости. (Приложение 4)

  • Плоские числа тоже часто используются при упаковке конфет, растительного масла, лимонадных бутылок … (Приложение 5)

  • К фигурным числам можно отнести пирамидальные числа, которые получаются, если шарики складывать пирамидкой. Как раньше складывались ядра у около пушки. (Приложение 6)

  • Используя различные фигурные числа как телесные, так и пирамидальные , укладывают товар на прилавке, конфеты в различные упаковки, украшают праздничный стол и т.д. (Приложение 7)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А зачем все это? И действительно - зачем? Чему автор хотел научить, какие проблемы поднял?

Могу ответить лишь в духе Ноздрева: очень уж интересные подробности открылись! Да и так ли уж обязательно непременно чему-то учить? Нужна ведь и просто «гимнастика ума», а если она может немного развлечь - тем лучше!

В процессе работы по данной проблеме я добился цели, поставленной в начале исследования: изучил и исследовал фигурные числа.

Подводя итог работы, пришёл к выводу об актуальности данной темы. Невозможно представить современную жизнь без фигурных чисел, они вокруг нас, мы живем среди них. Значит - это кому-нибудь нужно.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.

  2. Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение, 1993.

  3. Энциклопедический словарь юного математика/ Составитель А.П.Савин. - М.: Педагогика, 1985


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»

Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»

Приложение 2


Приложение 3

Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»


Приложение 4

Учебный проект «Фигурные числа»










Приложение 5

Учебный проект «Фигурные числа»












Приложение 6

Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»







Приложение 7

Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»Учебный проект «Фигурные числа»



© 2010-2022