- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему Дроби (5 класс)
Урок по математике на тему Дроби (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева Н.С. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока : Обзорный урок по теме «Дроби»
Цели урока:1) обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся: провести повторение узловых вопросов темы и основных методов решения задач; 2) развивать у учащихся коммуникативные компетенции; 3) развивать интерес к предмету с помощью ИКТ; 4) развивать познавательные интерес, мышление, внимательность, воспитывать информационную культуру.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Ход урока
-
Оргмомент.
Девиз сегодняшнего урока: «Была бы охота, заспорится любая работа». Как вы его понимаете?
-
Постановка темы и целей урока.
Наш урок начнется необычно: с просмотра мультфильма «Апельсин».
Как думаете, каковы тема и цель урока ?
-
Из истории математики.
А сейчас послушаем ребят, которые приготовили небольшие сообщения об истории возникновения дробей.
А) Необходимость в дробных числах возникла у человека на ранней стадии развития. Уже дележ добычи, состоявший из нескольких убитых животных, между участниками охоты, когда число животных оказывалось не кратным числу охотников, могло привести первобытного человека к понятию о дробном числе. Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удаётся выразить натуральным числом, приходится учитывать и части употребляемой меры. Исторически дроби возникли в процессе измерения.
Б) В Древнем Египте архитектура достигла высокого развития. Для того, чтобы строить грандиозные пирамиды и храмы, чтобы вычислять длины, площади и объемы фигур, необходимо было знать арифметику. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа - 2/3 - у них был специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу
В) Египетские дроби продолжались использоваться в древней Греции и впоследствии математиками всего мира до средних веков. Максим Плануд греческий монах, ученый, математик в 13 веке ввел название числителя и знаменателя . В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби.
Г) Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты.
Д) В русском языке слово "дробь" появилось лишь в VIII веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать", "разбивать", "раздроблять". В первых учебниках дроби назывались "ломанные числа". В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
- половина, полтин - треть.
-
Устный счет.
А теперь повторим изученный материал.
-
Что обозначают обыкновенные дроби, что показывает числитель, что показывает знаменатель. Что обозначает дробь 3/5, 4/7.
-
Какие виды дробей вы знаете. Какая дробь называется правильной, неправильной.
-
Сформулируйте основное свойство дроби.
-
Правила сравнения дробей.
-
Каким числом может быть результат деления двух натуральных чисел ? Приведите примеры.
(Решить устно задания слайд 2-5)
5.Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
6.Решение упражнений по пройденной теме.
Работа с учебником.
Стр 154 №4, №5(3), №6(2), №8(2)
Слайд 6
Миша поймал за день 16 рыб, а Андрей 5/4 этого количества. Сколько рыб поймали Миша и Андрей вместе?
Поезд проехал 7/19 дороги. Какова длина дороги, если поезд проехал 28 км ?
Величие математики в том, что она помогает человеку развиваться и иметь успех в практической жизни.
(слайд 7 с картинками величин: часы, линейка, гиря)
- Где мы встречаемся с этими предметами в жизни?
- Что общего между этими предметами? (Эти предметы показывают значения разных величин.)
Мы сейчас вспомним величины масса, длина, время.
7.Работа в парах.
Запишите, как называется:
Десятая часть сантиметра-
Десятая часть дециметра-
Десятая часть метра-
Тысячная часть тонны-
Тысячная часть килограмма-
Шестидесятая часть часа-
(проверка по готовым ответам) (слайд 8)
8.Проверка знаний (тестирование)
Вариант 1.
1. Числa 2/7 ; 4/5 ; 11/25 нaзывaются:
а)обыкновенные дроби
б) натуральные числа
2. Число «одиннадцать сотых» записывается в виде обыкновенной дpоби:
а) 11/100
б) 100/11
3. Какая часть фигуры заштрихована
а) 2/7
б) 2/5
4. В записи дроби 14/41 число 14 является:
а) числителем
б)знаменателем
5. Правильная дробь всегда:
а) большe 1
б) меньше 1
6 Выберите правильную дробь.
2/5, 5/5, 8/5
а) 2/5
5/5
в) 8/5
7. Длина пpоволоки 12 м. Во вpемя pемонта изpасходовали 3/4 этого куска. Сколько пpоволоки изpасходовали?
а)9 м
б) 8 м
в) 16 м
Вариант 2
1. Числa 7/10 ; 8/9 ; 13/15 нaзывaются:
а) обыкновенные дроби
б) натуральные числа
2. Число «13 тысячных» записывается в виде обыкновенной дpоби:
а) 13/1000
б) 1000/13
3. Какая часть фигуры заштрихована
а) 2/7
б) 2/5
4. В записи дроби 14/41 число 41 является:
а)числителем
б) знаменателем
5. Неправильная дробь всегда:
а) большe 1
б) меньше 1
6 Выберите неправильную дробь.
2/5, 5/6, 8/5
а)5/6
б) 2/5
в) 8/5
7. В куске ткани 10 м. Из 2/5 этой ткани сшили платье. Сколько метров ткани израсходовали на платье?
а)9 м
б) 4 м
в) 16 м
(выполнить взаимопроверку Слайд 9)
9. Домашняя работа
Стр.92-93 тест т.т.
10.Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Сегодня вы показали все свои знания и умения, очень порадовали меня
Я прочту высказывание Льва Николаевича Толстого « Человек подобен дроби, знаменатель есть то, что человек думает о себе, а числитель - то, что человек представляет собой на самом деле. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь».
И из высказывания Л.Н. Толстого я хочу, чтобы вы уяснили, что главное - не то, что думаете о себе вы, а как вас оценивают окружающие. Я очень надеюсь, что вы будете стремиться к тому, чтобы ваш «числитель» был равен знаменателю, и вы представляли собой целостную гармоничную личность.
А сейчас, если вы считаете, что вы поняли тему «Дроби», то хлопните три раза в ладоши.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.
Если вы считаете, что вы не поняли тему , то хлопать не надо.
Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.
Вариант 1.
1. Числa 2/7 ; 4/5 ; 11/25 нaзывaются:
а)обыкновенные дроби
б) натуральные числа
2. Число «одиннадцать сотых» записывается в виде обыкновенной дpоби:
а) 11/100
б) 100/11
3. Какая часть фигуры заштрихована
а) 2/7
б) 2/5
4. В записи дроби 14/41 число 14 является:
а) числителем
б)знаменателем
5. Правильная дробь всегда:
а) большe 1
б) меньше 1
6.Выберите правильную дробь.
2/5, 5/5, 8/5
а) 2/5
5/5
в) 8/5
7. Длина пpоволоки 12 м. Во вpемя pемонта изpасходовали 3/4 этого куска. Сколько пpоволоки изpасходовали?
а)9 м
б) 8 м
в) 16 м
Вариант 2
1. Числa 7/10 ; 8/9 ; 13/15 нaзывaются:
а) обыкновенные дроби
б) натуральные числа
2. Число «13 тысячных» записывается в виде обыкновенной дpоби:
а) 13/1000
б) 1000/13
3. Какая часть фигуры заштрихована
а) 2/7
б) 2/5
4. В записи дроби 14/41 число 41 является:
а)числителем
б) знаменателем
5. Неправильная дробь всегда:
а) большe 1
б) меньше 1
6 Выберите неправильную дробь.
2/5, 5/6, 8/5
а)5/6
б) 2/5
в) 8/5
7. В куске ткани 10 м. Из 2/5 этой ткани сшили платье. Сколько метров ткани израсходовали на платье?
а)9 м
б) 4 м
в) 16 м
Десятая часть сантиметра-
Десятая часть дециметра-
Десятая часть метра-
Тысячная часть тонны-
Тысячная часть килограмма-
Шестидесятая часть часа-
Десятая часть сантиметра-
Десятая часть дециметра-
Десятая часть метра-
Тысячная часть тонны-
Тысячная часть килограмма-
Шестидесятая часть часа-
Десятая часть сантиметра-
Десятая часть дециметра-
Десятая часть метра-
Тысячная часть тонны-
Тысячная часть килограмма-
Шестидесятая часть часа-