Факультатив по математике для 5 класса «Занимательная математика»

Данная разработка может быть использована учителем математики в качестве дополнительного материала к уроку, а также во всех видах внеурочной деятельности по предмету. Факультативный курс по математике для учащихся 5 класса составлен в соответствии с методической концепцией развивающего обучения математики в школе. Он направлен на развитие интереса к предмету, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей, развивает воображение учащихся и пространственное представление, аналитич...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гончарова Светлана Викторовна,

учитель математики, МБОУ «Школа № 5»

г. Муравленко, ЯНАО.

Факультативный курс "Занимательная математика" 5 класс.


Пояснительная записка.


Факультативный курс по математике для учащихся 5 класса составлен в соответствии с методической концепцией развивающего обучения математики в школе. Он направлен на развитие интереса к предмету, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей, развивает воображение учащихся и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление.

Содержание курса соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

На занятиях используются материалы следующих изданий:

А.П.Савин, "Математические миниатюры" занимательная математика для детей;- М.: Детская литература, 2004.

"Я познаю мир" Детская энциклопедия. Математика, - М.: Астрель. 2002.

На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Цели курса "Занимательная математика"

-повысить уровень математического развития обучающихся расширить их кругозор;

-развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой;

-углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;

-показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности;

-воспитывать самостоятельность мышления, волю. упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Организовывая занятия нужно в равной мере сочетать игры с устными упражнениями, диагностику усвоения системы знаний с анализом дополнительной литературы. Способствовать развитию речи учащихся, формированию у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку труда.

Важное условие успешности проведения занятий - активное участие всех учащихся, их работоспособность и творческий настрой.

Структура факультативного курса.

Данный курс состоит из трех разделов: «Требования к математической подготовке учащихся», «Содержание обучения», «Тематическое планирование учебного материала».


Требования к математической подготовке учащихся.

К концу изучения курса учащиеся должны:

О числах и счете. Познакомиться с большими числами, с историей возникновения десяти цифр - римских, арабских и других. Знать: для чего нужны проценты. Банковский процент. Изучить - "русско-крестьянский способ умножения". Рассмотреть различные способы измерения времени песочными часами. Познакомиться с числами простыми и составными, факториалом.

В мире геометрии. Научиться изображать пятиконечную звезду различными способами, некоторые геометрические фигуры с помощью циркуля и линейки. Познакомиться с различными системами координат; единицами измерения длины, площади, объема; историей возникновения геометрических фигур - треугольника, квадрата, круга.

Математика в играх. Познакомится с применением математики в интеллектуальных играх: "Сеанс парапсихологии", "Камешки и шахматная доска", "Окружение десанта".

Учимся рассуждать. Использовать метод перебора, рисунок при решении задач, выделять в задаче проблему.

Владеть следующими предметными компетенциями:

1) ценностно - смысловой,

2) учебно - познавательной,

3) коммуникативной,

  1. общекультурной,

  2. информационной,

  3. природоведческой и здоровьесберегающей.

Учащиеся должны уметь:

  1. сотрудничать (работать в команде),

  2. самостоятельно планировать,

  3. работать с документами,

  4. занимать позицию в дискуссиях,

  5. опрашивать окружающих,

  6. оценивать,

  7. следить за своим здоровьем,

  8. принимать решения. Договариваться,

  9. пользоваться приборами.

Содержание курса:

О числах и счете. Большие числа. Десять цифр. Римские, арабские и другие. Для чего нужны проценты. Банковский процент. Про умножение. Арифметика песочных часов. Числа простые и составные. Факториал.

В мире геометрии. Как нарисовать пятиконечную звезду? Циркулем и линейкой. Координаты. Длина. Площадь. Объем. О треугольнике, квадрате, круге. Разрежем и склеим. Проективная плоскость.

Математика в играх. Сеанс парапсихологии. Камешки и шахматная доска. Окружение десанта.

Учимся рассуждать. Метод перебора. Рисунок помогает рассуждать. А что будет если… Максимум, минимум и теорема о средних. От школьной задачи- к проблеме.

Занимательные задачи.

Планирование материала

тема

Всего часов

теория

практика

1

Введение

1

1


2

О числах и счете

8

2

6

3

В мире геометрии

10

2

8

4

Математика в играх

3

0,5

2,5

5

Учимся рассуждать

8

2

6

6

Занимательные задачи

4

1

3

итого

34

8,5

25.5

Тематическое планирование

тема

Всего часов

теория

практика

дата

1

Введение

1

1



О числах и счете

8

2

6


2

Большие числа. Десять цифр. Римские, арабские и другие.

2

0,5

1.5


3

Для чего нужны проценты. Банковский процент.

2

0,5

1,5


4

Про умножение

1

0.5

0,5


5

Арифметика песочных часов

1

0,5

0,5


6

Числа простые и составные

1


1


7

Факториал.


1


1


В мире геометрии

10

2

8







8

Как нарисовать пятиконечную звезду?

1


1


9

Циркулем и линейкой.

2

0,5

1,5


10

Координаты.

1


1


11

Длина. Площадь. Объем.

1


1


12

О треугольнике, квадрате, круге.

1


1


13

Разрежем и склеим.

2

0,5

1,5


14

Проективная плоскость.

2

1

1


Математика в играх

3

0,5

2,5


15

Сеанс парапсихологии

1

0,5

0.5


16

Камешки и шахматная доса

1


1


17

Окружение десанта

1


1


Учимся рассуждать

8

2

6


18

Метод перебора

1


1


19

Рисунок помогает рассуждать.

1


1


20

А что будет если…

2

1

1


21

Максимум, минимум и теорема о средних.

2

0,5

1.5


22

От школьной задачи- к проблеме.

2

0.5

1,5


23

Занимательные задачи

4

1

3








Литература:

А.П.Савин, "Математические миниатюры" занимательная математика для детей;- М.: Детская литература, 2004.

"Я познаю мир" Детская энциклопедия. Математика, - М.: Астрель. 2002.

Технические средства обучения.

Компьютер, медиапроектор, экран

Интернет-ресурсы


1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"



© 2010-2022