- Преподавателю
- Математика
- Построение правильных многоугольников ( Программа Живая математика) - конспект урока
Построение правильных многоугольников ( Программа Живая математика) - конспект урока
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеенко О.А. |
Дата | 30.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ №1
Конспект урока по теме
«Построение правильных многоугольников»
9 (девятый)
(класс)
Составила Алексеенко Ольга Александра (1 к/к)
г. Североуральск
Цели урока:
-
изучить способы построения некоторых видов правильных многоугольников;
-
приобрести навыкы построения правильных многоугольников при помощи циркуля и линейки;
-
развить способности анализировать, проводить сопоставления, обобщать, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, планировать деятельность;
-
работать в быстром темпе, воспитание культуры речи; построение плана ответа; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с планом практической работы, программа «Живая математика».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность класса к уроку и психологически настраивает детей на работу.
Историческая справка. В египетских и вавилонских старинных памятниках встречаются правильные 4-угольники, 6-угольники и 8-угольники в виде изображений на стенах и украшений, высеченных из камня. Древнегреческие ученые стали проявлять большой интрес к правильным фигурам еще со времен Пифагора. Учение о правильных многоугольниках, начатое в школах Пифагора, продолженное и развитое в V-IV веках до нашей эры, было систематизировано Евклидом и изложено в IV книге "Начал". Кроме построения правильного 3-угольника, 4-угольника, 5-угольника и 6-угольника, Евклид решает и задачу построения правильного пятнадцатиугольника при помощи только циркуля и линейки. На этом уроке мы займемся построением правильных многоугольников.
На прошлых уроках мы выяснили, что любой правильный n-уольник является вписанным в окружность. Может быть окружность поможет нам построить правильные многоугольники?
Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тему урока. Приготовьте чертежные инструменты. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научится строить с помощью циркуля и линейки некоторые правильные многоугольники).
-
Практическая работа.
Построение квадрата.
Начнем обучения с самого простого по построению правильного многоугольника. Как вы думаете, что это за многоугольник? Правильно квадрат.
Учащиеся по очереди садятся за компьютер и выполняют по одному из этапов в программе «Живая математика», остальные учащиеся выполняют эти же задания в своей тетрадке. Результаты работы дублируются на проекторе.
1. Строим окружность с центром в точке О.
Как вы думаете, на какое свойство квадрата, мы можем оперяться при построении квадрата? ( Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом)
2. Проводим через центр окружности две перпендикулярные прямые. Они пересекут окружность в вершинах квадрата.
3. Соединяем вершины отрезками.
Построение правильного шестиугольника, правильного треугольника.
1. Постройте окружность с произвольным радиусом. Что бы построить правильный шестиугольник, на какое свойство мы будем опираться? ( R=a)
2. Берем произвольно точку на окружности А, которая будет являться вершиной нашего будущего шестиугольника.
3. Соединяем точку А и центр окружности. Измеряем радиус.
4. Откладываем по окружности шесть отрезков равных радиусу начиная с точки А.
5. Если соединить вершины через одну правильного шестиугольника, вписанного в окружность, то получим правильный треугольник.
Построение правильного пятиугольника, десятиугольника.
Чему равны центральные углы у правильного шестиугольника, четырехугольника? Как можно вычислить значения этих углов? Как вы думаете, каким образом происходит построение правильного пятиугольника? Сначала необходимо вычислить значение центрального угла. Для этого 3600/5 =720.
-
Построим окружность.
-
Построим центральный угол. И раствором циркуля равного длине полученной дуги отложим вершины пятиугольника.
В программе «Живая математика» углы измеряем.
3. Соединяем вершины пятиугольника.
А как можно построить правильный десятиугольник? (Провести биссектрисы центральных углов).
Деятельность ученика: выполняют каждый этап построения в тетради.
Работа сопровождается пошаговым изображением построения в программе.
Правила построения правильного n-угольника, 2n-угольника.
Итак, кто попробует сделать вывод как можно построить вписанный правильный n-угольник? 2 n-угольник?
Правило 1: Чтобы построить правильный n-угольник необходимо:
-
На окружности отложить соответствующую дугу равную 3600/n;
-
Раствором циркуля равного длине соответствующей дуги сделать засечки на окружности;
-
Соединить получившиеся вершины.
Правило 2: Чтобы построить правильный 2n-угольник необходимо:
1) Провести биссектрисы соответствующих центральных углов до пересечения с окружностью;
2) Соединить получившиеся точки с вершинами n-угольника.
Деятельность ученика: записывают правила в тетрадь.
3. Решение задач.
Задача 1. Постройте правильный многоугольник, если известно что сторона этого многоугольника равна 2√3 см, а радиус вписанной в него окружности 1 см.
Задача 2. Радиус окружности, описанной около правильного двенадцатиугольника В1В2…В12, равен √2 . Найдите площадь четырехугольника В1В5В9В11.
4. Подведение итогов урока.
1. Что нового я узнал сегодня?
2. Что нового я открыл в себе?
3. Доволен ли я своей работой?
5. Домашнее задание.
п.117 стр 173, вопр. 12 стр 178
1. Из бревна диаметром 20 см хотят выпилить длинный брус, в поперечном сечении которого - квадрат со стороной 15 см. Возможно ли это?
2. Меньшая диагональ правильного шестиугольника равна 53 см. Найдите периметр шестиугольника.
3. Постройте на формате А4 правильный а) 9-угольник и 18-угольник; б) 8-угольник;16-угольник.