- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике на тему Определение степени с целым отрицательным показателем
Конспект урока по математике на тему Определение степени с целым отрицательным показателем
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Задкова О.С. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Определение степени с целым отрицательным показателем.
Тип урока: первичное усвоение нового материала.
Дидактическая задача: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели урока:
Образовательная - способствовать формированию понятия «степень с целым отрицательным показателем»; умения его применять.
Развивающая - развитие выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты, выбирать рациональный способ решения; умения устанавливать причинно-следственные связи, работая в паре, в группе.
Воспитательная - способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе выполнения группового задания приводит к успеху каждого ученика.
Методы обучения: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
-
Учебник «Алгебра 8» (авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. под редакцией С.А. Теляковского, М. : Просвещение, 2011)
-
Карточки с заданием.
-
Листы с текстом «Историческая справка».
-
Презентация к уроку.
-
Мультимедийный проектор.
Конспект урока:
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть очень внимательными. Сядьте красиво и удобно. Готовы приступить к уроку?
Приветствуют учителя.
2
Целеполагание и мотивация.
Посмотрите на выражения:
; (
Как называется такая запись?
Кроха сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Степень это хорошо
Или это плохо?
Степень - это хорошо!
Степень нам покажет
Сколько раз нам умножать
Основанье наше.
В математике встречаются и такие выражения:
;
А в физике такая запись встречается при изучении приставок к названиям единиц, например:
Деци (), санти (), милли ()
Какая здесь степень?
Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Какие мы сегодня поставим на урок цели?
- Степень с натуральным показателем
-Отрицательная
-Степени с отрицательным показателем.
-Познакомиться со степенью с целым отрицательным показателем, научиться его применять.
3
Историческая справка
У вас на партах лежат листы с текстом «Историческая справка». Давайте узнаем как и когда возникло понятие степень.
История возникновения степени числа
В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени чисел так:
«Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты - от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы - от умножения кубов самих на себя».
Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль.
Француз, бакалавр медицины Никола Шюке (? - около 1500 г.) смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.
В XVI в. итальянец Раффаэле Бомбелли в своей «Алгебре» использовал ту же идею. Он обозначал неизвестное специальным символом 1, а символами 2, 3,... - его степени. Обозначения Бомбелли также оказали влияние и на символику нидерландского математика Симона Стевина (1548-1620). Он обозначал неизвестную величину кружком О, внутри которого указывал показатели степени. Стевин предложил называть степени по их показателям - четвёртой, пятой и т..д. и отверг Диофантовы составные выражения «квадрато-квадрат», «квадрато-куб».
У Рене Декарта в его «Геометрии» (1637) мы находим современное обозначение степеней а2,а3,... Любопытно, что Декарт считал, что а ∙ а не занимает больше места, чем а2 и не пользовался этим обозначением при записи произведения двух одинаковых множителей. Немецкий ученый Лейбниц считал, что упор должен быть сделан на необходимости применения символики для всех записей произведений одинаковых множителей и применял знак а2.
Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д."
Вслух читает один ученик.
4
Актуализация знаний.
Вычислите устно:
Что называется степенью числа а с натуральным показателем n?
8; 125; 49; ;
; 1; 2.
-Степенью а с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а
5
Первичное восприятие и усвоение нового материала.
I. А теперь попробуйте предположить, сколько будет .
«Не верь глазам своим» - сказал бы Козьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным.
Прочитайте текст в учебнике со с. 203 - 204 и ответьте на этот вопрос.
II. Давайте вместе разберемся в необходимости представлении больших и малых чисел в удобном для практики виде.
Проведем аналогию с введением десятичных дробей:
-
Продолжите ряд чисел:
1000; 100; 10; …
Как иначе мы записываем числа после 1?
-
Представьте весь ряд чисел в виде степени числа 10
А теперь по аналогии с десятичными дробями введем отрицательный показатель степени для выражений чисел после 1, т.е для . Что мы получим?
Можем ли мы взять степень с другим основанием?
С любым?
III. Теперь мы можем дать определение степени с целым отрицательным показателем. Запишите формулу в тетрадь:
= , где а 0 и n - целое отрицательное число.
IV. Пользуясь определением вычислите:
V. Вычислите :
Как называются такие числа?
Какое свойство взаимно обратных чисел вы знаете?
Теперь мы можем сделать общий вывод:
= 1
- 5…
1; .
0,1; 0,01; 0,001.
Да
Кроме 0, т.к делить на 0 нельзя.
=
27 и
Взаимно обратными.
Произведение взаимно обратных чисел равно 1.
5
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Сейчас, ребята, вы в парах выполните обучающую самостоятельную работу по карточкам, а затем все вместе проверим.
Задания разноуровневые раздаются на парты, учащиеся выполняют работу в группах.
1 уровень
Даны выражения: .
-
Какие выражения не имеют смысла?
-
Вычислите остальные.
-
Сделайте общий вывод.
2 уровень
Даны выражения: .
-
Вычислите.
-
Сделайте общий вывод.
3 уровень
Даны выражения:
-
Вычислите.
-
Сделайте общий вывод.
Все выводы ученики записывают в свои тетради.
Работают и делают выводы сначала в группах, а затем озвучивают всему классу.
1) ;
2)
=1; = 0
3)Выражения:
не имеют
смысла.
1)
2) , при
а
1) =
2)
6
Осознание и осмысление изученного материала.
-
Для формирования умения преобразовывать выражения в дробь или произведение, используя определение степени с целым отрицательным показателем выполнить : №964(устно), 965(устно), 966(письменно проговаривая алгоритм решения)
-
Для формирования умения вычислять степени с целым отрицательным показателем выполнить №970
-
Выполнить №969(а,в,д), 971.
Чтобы избежать ошибок в вычислениях степеней, особенно «путаницы» в знаках результата, после выполнения последних упражнений составить блок-схему:
Один ученик у доски, выполняет №966(а)
8 =
1 =
;
.
Второй ученик выполняет №966(б) с места, записывая в тетрадь и диктуя решение вслух.
№970(е) - работа в группах
-(.
№971
;
(-;
(.
8
Контроль и самооценка знаний.
С целью выявления уровня усвоения нового материала учащимся предлагается выполнить тест со множественным выбором ответа. Следует заметить, что правильный ответ только один.
№1. .
№2.
№3. ( А) ; Б) ; Г) .
№4.
№5. .
Ответы: №1- В; №2- В; №3- А; №4- Г; №5- В.
Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону, выставлют количество баллов(правильный ответ- 1 балл)
9
Рефлексия учебной деятельности.
Для подведения итога урока учитель предлагает учащимся составить синквейн- краткое резюме на основе полученной информации.
1 строка- тема (1 существительное).
2 строка - описание темы (2 прилагательных).
3 строка - описание действия (3 глагола).
4 строка - личное отношение ученика к данной теме (4 слова).
5 строка - синоним к первому (1 слово)
Составляют синквейн.
Несколько человек зачитывают.
10
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Выставление оценок с учетом работы у доски, устных ответов, теста.
Домашнее задание. §12, п.37, №967, 968, 969(б,г,е).
Записывают в дневники домашнее задание, слушают рекомендации.