Развитие интеллектуальных умений. 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей пятиклассников» предназначена для детей, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Из практики прошедшего учебного года могу сказать, что она интересна как способным детям, так и тем, кто испытывает затруднения в обучении. Практического материала содержится очень много в учебнике математики Виленкина и другой дополнительной литературе. Но будет просто замечательно, если вам удастся приобрес...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области



Утверждена Рассмотрено и рекомендовано

приказом к утверждению

ГБОУ СОШ №3 МО естественно-математического цикла

№_____от______2013 (Протокол №___от______2013)

Директор _______Л.А.Козлова Руководитель _____З.И.Суркова





Рабочая программа

«Развитие интеллектуальных умений»

для учащихся 5 класса



Составлена

учителем математики

З.И.Сурковой



Проверена

заместителем директора по УВР

Хмелевой В.В.







  1. учебный год

Пояснительная записка

Формирование обобщенных умений предметного характера, т.е. специальных умений, происходит в контексте разных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития УУД зависит от способов построения содержания учебных предметов.

При этом :

-усвоенные учащимися приемы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приемов и способов учебной, познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержания учебных предметов;

-система специальных интеллектуально-тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формирует формально-логический компонент мышления и создает условия для развития творческого мышления

Структура занятий курса

«Развитие познавательных способностей учащихся»

Каждое занятие ориентировано на формирование определенных учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений, т.е. на достижение конкретной цели. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся, включающую разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания и др.

В качестве основных этапов каждого занятия можно выделить следующие виды организации деятельности учащихся:

-разминка (3-5 минут)

-диагностический тренинг

-логико-поисковые задания (25 мин)

-веселая переменка (3 мин)

Решение творческих нестандартных задач (5-7 мин)

-мозговая гимнастика (2 мин)

-информационный блок

-рефлексия.

Методические особенности проведения занятий

1.Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательную активность.

2.Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной уров делается на развитие внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых необходимо для мыслящей личности.

3. На занятиях один вид деятельности сменяется другим для уменьшения утомляемости.

4.С каждым занятием задания усложняются, наращивается темп выполнения.

5.Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет обеспечить познавательный и развивающий аспекты курса.

Ожидаемые результаты

-формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

-формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

-освоение новой информации, способов и приемов работы с информацией, методов её структурирования;

-освоение методов решения изобретательских задач.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).

Учебно-тематический план курса

Развитие интеллектуальных умений.



№п/п

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование


1

3-4

Обобщение и ограничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями : род-вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры

1

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть- целое

Функциональные отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

2

18-20

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры

3

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры

2

23-25

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

29

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры

2

34

Итоговое тестирование

1



Литература

1.Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. М., Просвещение,2012

2. Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. М., Просвещение,2012



© 2010-2022