- Преподавателю
- Математика
- Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей
Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Винель Е.Ю. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Зоологическая ул., д. 2, Калининград, 236000,
Тел./факс (4012) 214 379,
ОКПО 03320320, ОГРН 1023900590890, ИНН/КПП 3904013129/390401001
Математика
Методическая разработка урока
для всех специальностей
Автор:
Елена Юльяновна Винель - преподаватель ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Адрес: г. Калининград ул.Банковская , д.15, кв. 5
Тел. 8 9216085394 (моб.)
Открытый урок по теме: «Объемы геометрических тел»
по дисциплине «математика».
План учебного занятия
Группа: ГК-11 (1 курс)
Специальность: «Градостроительный кадастр»
Раздел программы: Геометрия
Дата:
Дисциплина: Математика
Тема занятия: «Объемы геометрических тел»
Цели занятия:
Обучающая: - обобщить и систематизировать полученные знания об основных геометрических телах, их объёмах. Проверить степень усвоения основных видов чертежей и формул.
Развивающая: - отработать навыки решения задач с использованием формул объёмов, выделить типы прикладных задач, развить способность самостоятельно использовать на практике полученные знания.
Воспитательная: - воспитывать интерес к предмету и окружающему материальному миру, выбранной специальности, способность самостоятельно мыслить и получать дополнительную необходимую информацию.
Методы и приемы
проведения занятия: словесный, самостоятельная работа, беседа, коллективная групповая работа, индивидуальные задания.
Междисциплинарные связи
(МДС) с дисциплинами
изучаемыми ранее: «Русский язык», «Физика», «Алгебра», «Геометрия» (школьный курс). Черчение.
обеспечиваемые: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Архитектура гражданских зданий», «Строительные конструкции», «Проектно-сметное дело».
Структура учебного занятия
Наименование структурных элементов урока
Время. мин
Используемые приемы и методы, средства, поставленные цели
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1. Организационный момент:
- Приветствие студентов, проверка их готовности к уроку.
2
Цель: контроль явки студентов на занятие, подготовка к работе.
Приветствие и готовность студентов к занятию.
Перекличка, подготовка к занятию.
2. - Формулировка темы, запись на доске. Цель урока.
- Мотивация к усвоению материала.
5
Цель: информирование студентов о теме занятия, мотивация к выполнению поставленной задачи. Информирование студентов об этапах проведения занятия. Метод- беседа. Средства- модели многогранников.
Объявляет тему занятия.
Ставит цели, объясняет задание.
Слушают. Участвуют в беседе.
3. Первый этап.
- Повторение
- Проверка домашнего задания (задача №705) на доске.
- Проверка знания формул на доске.
10
Цель: проверка домашнего задания и знаний формул, навыков самостоятельной работы, индивид. работы с учебной литературой. Метод- обсуждение. Средства - учебник, плакат с формулами, конспект
Проверяет домашнюю работу, наблюдает за работой студентов, инициирует обсуждение.
Отвечают на поставленные вопросы, анализируют ответы.
4. Второй этап.
Фронтальный опрос по теме.
-
определения
- с использованием наглядных пособий
6
Цель: проверка полученных знаний, умения анализировать и оценивать задания. Метод - выступление. Средства - слайды, изготовленные студентами модели многогранников.
Контролирует работу студентов, слушает, комментирует.
Комментируют свою работу, отвечают на вопросы, слушают.
5. Решение задач
- Решение задачи №1 на доске с комментариями учащегося.
- Решение заданий на карточках (5 человек).
- Решение задач на доске «объём пирамиды»
1) задача №2 вместе с группой
2)задача №3 самостоятельно
17
Цель: проверка заданий, усвоение навыков самостоятельной работы, самооценки, умений презентовать свою работу. Метод - презентация , индивидуальная , групповая работа , самостоятельная работа. Средства - записи на доске , индивид. задания на карточках и слайдах.
Слушает, наблюдает за работой студентов, контролирует ее. Организует групповое решение , помогает вопросами.
Решают задачи, комментируют их, обсуждают ход решения и результаты.
6.Третий этап.
Самостоятельная работа по вариантам.
15
Цель: развитие у студентов рационального тестового мышления, подготовка к экзамену. Метод - самостоятельная работа, взаимопроверка. Средства - слайды с заданиями.
Наблюдает за работой студентов, отвечает на вопросы.
Решают, оценивают и проверяют друг друга.
7.Четвертый этап.
Решение задач на доске «объём конуса, цилиндра, шара»
-
задача №4 вместе с группой (общего вида)
-
задача№5 самостоятельно (с применением %)
- задача №6 самостоятельно (с физическими формулами)
20
Цель: проверка заданий, развитие навыков групповой и самостоятельной работы и работы на доске. Формирование умений применять на практике полученные знания. Метод - групповая работа, дискуссия, самостоятельная практическая работа. Средства - задания из учебника и на доске.
Слушает, комментирует. Участвует в дискуссии.
Решают задачи, задают вопросы, обсуждают полученные практические результаты.
8. Пятый этап.
- Домашнее задание на доске.
- Подведение итогов темы, итогов урока, выставление оценок.
- Раздача домашней контрольной работы по теме.
(Зачетная работа для экзамена)
5
Цель: оценка достижения цели урока, оценка работы студентов на уроке, планирование работы. Метод - обсуждение, дискуссия. Средства - методические указания (разработка преподавателя).
Дает домашнее задание. Подводит итоги. Выставляет оценки и обсуждает со студентами итоги урока.
Записывают, задают вопросы, оценивают итоги урока и работу товарищей.
Ход урока.
Учитель: здравствуйте, студенты. Садитесь, пожалуйста.
Староста :отсутствуют следующие студенты……………………..
Учитель: тема сегодняшнего занятия «Объемы геометрических тел». Этот урок обобщает и систематизирует полученные знания по теме. Сегодня мы будем решать задачи как самостоятельно, так и совместно. Некоторые получат индивидуальные задания. В конце урока напишем самостоятельную работу по вариантам.
Начнём с повторения: мы с вами изучаем раздел геометрии «стереометрия». В ходе изучения мы научились строить объёмные фигуры и тела вращения, чертить сечения фигур, вычислять их элементы. Сегодня мы закрепляем материал и проводим контроль полученных знаний.
Прошу решить на доске задачу №705, заданную на дом. (1студент)
Прошу записать на доску формулы объёмов геометрических тел, необходимые для решения задачи.(1 студент)
Студенты одновременно на доске решают задачу№705 и пишут формулы объёмов геометрических тел.
Учитель: фронтальный опрос по теме проведёт студент…………
Студент: повторим определения (вызывает других студентов)
Многогранником называется поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело.
Призма - многогранник, составленный из многоугольников А1А2…..Аn и В1В2…..Вn, расположенных в параллельных плоскостях, и n параллелограммов.
Пирамида-многогранник, составленный из n-угольника А1А2…..Аn и n треугольников.
Цилиндр - тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя секущими её параллельными плоскостями - основаниями.
Конус-тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей.
Шар- тело, ограниченное сферой.
Студент демонстрирует изготовленные макеты многогранников, называет их.
Предварительно на доске записаны условия задач 1, 2, 3
Учитель : решаем задачи на объёмы многогранников, пока студент готовит задачу №1 на доске. Решаем и комментируем одновременно.
-студенты(5 человек) решают задания на карточках. Задания среднего уровня для слабых студентов.
-вместе с учителем студенты решают на доске задачу№2.
-проверяем задачу №1.
-отдельно на доске условие задачи№3 для самостоятельного решения на оценку в тетрадях для самостоятельных работ.
Учитель: самостоятельно в тетрадях для самостоятельных работ решаем задачи по 2-м вариантам в течение 15 минут.
Учитель: решаем задачи на объёмы тел вращения.
-задачу №4 решает студент……………
Задачу №5 и №6 решаем самостоятельно в рабочих тетрадях.
-при наличии свободного времени задачи №5 и№6 проверяем на доске.
Учитель:
-записываем домашнее задание:____________
-сегодня студенты получили следующие оценки:__________
-урок показал, что тема студентами усвоена хорошо, желающие улучшить свои знания и оценки могут подойти за индивидуальными заданиями.
Первый этап
-
Повторение
-
Проверка домашнего задания (задача №705) на доске.
3) Проверка знания формул на доске.
Задача №705 учебник «Геометрия» 10-11 класс автор Атанасян Л.С.
Найдите объём конуса, если его образующая равна 13 см., а площадь осевого сечения равна 60 см2
Формулы
Второй этап
Фронтальный опрос по теме:
- определения
- с использованием наглядных пособий
Решение задач
1)Решение задачи №1 на доске с комментариями учащегося.
2) Решение заданий на карточках (5 человек).
3) Решение задач на доске «объём пирамиды»
- задача №2 вместе с группой
- задача №3 самостоятельно
Задача №1
В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 через сторону основания BC и середину М бокового ребра АА1 проведено сечение, составляющее угол 45о с плоскостью основания. Найдите объем призмы, если её сторона (основания) равна 10см.
-
45o
-
-
-
-
Задачи на карточках:
-
Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 2,5см; 5см и 5см. Найти ребро куба, объём которого в 2 раза больше объёма данного параллелепипеда.
-
Найдите объём цилиндра, если площадь боковой поверхности равна 60 см2, а площадь основания 25π (см3).
-
Найти Н конуса, если r основания равен 4 см, Vконуса=48π (см3).
-
Диаметр одного шара равен радиусу другого. Чему равно отношение их объёмов?
-
Куб с ребром 6 вписан в цилиндр. Найти площадь осевого сечения цилиндра.
Задача №2
ABCD - правильная треугольная пирамида. Боковое ребро L=10 см, составляет с плоскостью основания угол Y=60o. Найти V - ?
-
п/у
-
ABC -р/с
-
CC1B -п/у
-
BC==5 (см)
AB=BC=AC (по условию)
-
(см2)
Задача №3
ABCD - правильная четырехугольная пирамида, высота равна 10 см, двугранный угол при основании 60о. V - ?
-
FOK - п/у
-
ABCD - квадрат
Третий этап
Самостоятельная работа по вариантам с помощью учителя.
I вариант
II вариант
Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания 60о. Найти V пирамиды.
Апофема правильной четырехугольной пирамиды равна 4 см. Двухгранный угол при основании равен 60о. Найти V пирамиды.
Четвертый этап
Решение задач на доске «объём конуса, цилиндра, шара»
-
задача №4 вместе с группой (общего вида)
-
задача №5 самостоятельно (с применением %)
-
задача №6 самостоятельно (с физическими формулами)
Задача №4
Площадь основания конуса Sосн = Q.
Площадь боковой поверхности Sбок = P.
Найти объем конуса (V - ?).
-
Sосн=πr2, где r=AO
-
ABO - п/у
Задача №5
Сколько нужно наполнителя (V) и кожи (Sповерхности) для мяча R=10 см, если 8% добавить на швы.
-
(см2)
-
X - 8% X =
Задача №6
Какое количество нефти вмещает цилиндрическая цистерна, диаметром 18м, высотой 9м, если плотность нефти .
-
,
Пятый этап
Домашнее задание: №714, 751, 762
Зачётное задание к экзамену - домашняя контрольная работа по вариантам из методических указаний.
Подведение итогов
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, называет лучших учеников, лучшую команду, называет оценки, отмечает вопросы, по которым ребятам еще нужно работать, указывает на основные ошибки, планирует индивидуальную работу с теми учащимися, которые допустили ошибки.
Литература
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. Учебник для 10 - 11 классов средней школы.
2. Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 - 11 классах. Методические рекомендации к учебнику.