Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей

План учебного занятия   Группа:                                       ГК-11 (1 курс) Специальность:                         «Градостроительный кадастр» Раздел программы:                  Геометрия Дата: Дисциплина:                              Математика Тема занятия:                             «Объемы геометрических тел»                          Цели занятия:                            Обучающая:                                  -  обобщить и систематизировать полученные знания об основных г...  
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

Зоологическая ул., д. 2, Калининград, 236000,

Тел./факс (4012) 214 379,

ОКПО 03320320, ОГРН 1023900590890, ИНН/КПП 3904013129/390401001

Математика


Методическая разработка урока


для всех специальностей

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.



Автор:

Елена Юльяновна Винель - преподаватель ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

Адрес: г. Калининград ул.Банковская , д.15, кв. 5

Тел. 8 9216085394 (моб.)



Открытый урок по теме: «Объемы геометрических тел»

по дисциплине «математика».


План учебного занятия

Группа: ГК-11 (1 курс)

Специальность: «Градостроительный кадастр»

Раздел программы: Геометрия

Дата:

Дисциплина: Математика

Тема занятия: «Объемы геометрических тел»

Цели занятия:

Обучающая: - обобщить и систематизировать полученные знания об основных геометрических телах, их объёмах. Проверить степень усвоения основных видов чертежей и формул.

Развивающая: - отработать навыки решения задач с использованием формул объёмов, выделить типы прикладных задач, развить способность самостоятельно использовать на практике полученные знания.

Воспитательная: - воспитывать интерес к предмету и окружающему материальному миру, выбранной специальности, способность самостоятельно мыслить и получать дополнительную необходимую информацию.

Методы и приемы

проведения занятия: словесный, самостоятельная работа, беседа, коллективная групповая работа, индивидуальные задания.

Междисциплинарные связи

(МДС) с дисциплинами

изучаемыми ранее: «Русский язык», «Физика», «Алгебра», «Геометрия» (школьный курс). Черчение.

обеспечиваемые: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Архитектура гражданских зданий», «Строительные конструкции», «Проектно-сметное дело».

Структура учебного занятия

Наименование структурных элементов урока

Время. мин

Используемые приемы и методы, средства, поставленные цели

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный момент:

- Приветствие студентов, проверка их готовности к уроку.

2

Цель: контроль явки студентов на занятие, подготовка к работе.

Приветствие и готовность студентов к занятию.

Перекличка, подготовка к занятию.

2. - Формулировка темы, запись на доске. Цель урока.

- Мотивация к усвоению материала.

5

Цель: информирование студентов о теме занятия, мотивация к выполнению поставленной задачи. Информирование студентов об этапах проведения занятия. Метод- беседа. Средства- модели многогранников.

Объявляет тему занятия.

Ставит цели, объясняет задание.

Слушают. Участвуют в беседе.

3. Первый этап.

- Повторение

- Проверка домашнего задания (задача №705) на доске.

- Проверка знания формул на доске.

10

Цель: проверка домашнего задания и знаний формул, навыков самостоятельной работы, индивид. работы с учебной литературой. Метод- обсуждение. Средства - учебник, плакат с формулами, конспект

Проверяет домашнюю работу, наблюдает за работой студентов, инициирует обсуждение.

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют ответы.

4. Второй этап.

Фронтальный опрос по теме.

  • определения

- с использованием наглядных пособий

6

Цель: проверка полученных знаний, умения анализировать и оценивать задания. Метод - выступление. Средства - слайды, изготовленные студентами модели многогранников.

Контролирует работу студентов, слушает, комментирует.

Комментируют свою работу, отвечают на вопросы, слушают.

5. Решение задач

- Решение задачи №1 на доске с комментариями учащегося.

- Решение заданий на карточках (5 человек).

- Решение задач на доске «объём пирамиды»

1) задача №2 вместе с группой

2)задача №3 самостоятельно

17

Цель: проверка заданий, усвоение навыков самостоятельной работы, самооценки, умений презентовать свою работу. Метод - презентация , индивидуальная , групповая работа , самостоятельная работа. Средства - записи на доске , индивид. задания на карточках и слайдах.

Слушает, наблюдает за работой студентов, контролирует ее. Организует групповое решение , помогает вопросами.

Решают задачи, комментируют их, обсуждают ход решения и результаты.

6.Третий этап.

Самостоятельная работа по вариантам.

15

Цель: развитие у студентов рационального тестового мышления, подготовка к экзамену. Метод - самостоятельная работа, взаимопроверка. Средства - слайды с заданиями.

Наблюдает за работой студентов, отвечает на вопросы.

Решают, оценивают и проверяют друг друга.

7.Четвертый этап.

Решение задач на доске «объём конуса, цилиндра, шара»

  • задача №4 вместе с группой (общего вида)

  • задача№5 самостоятельно (с применением %)

- задача №6 самостоятельно (с физическими формулами)

20

Цель: проверка заданий, развитие навыков групповой и самостоятельной работы и работы на доске. Формирование умений применять на практике полученные знания. Метод - групповая работа, дискуссия, самостоятельная практическая работа. Средства - задания из учебника и на доске.

Слушает, комментирует. Участвует в дискуссии.

Решают задачи, задают вопросы, обсуждают полученные практические результаты.

8. Пятый этап.

- Домашнее задание на доске.

- Подведение итогов темы, итогов урока, выставление оценок.

- Раздача домашней контрольной работы по теме.

(Зачетная работа для экзамена)

5

Цель: оценка достижения цели урока, оценка работы студентов на уроке, планирование работы. Метод - обсуждение, дискуссия. Средства - методические указания (разработка преподавателя).

Дает домашнее задание. Подводит итоги. Выставляет оценки и обсуждает со студентами итоги урока.

Записывают, задают вопросы, оценивают итоги урока и работу товарищей.



Ход урока.

Учитель: здравствуйте, студенты. Садитесь, пожалуйста.

Староста :отсутствуют следующие студенты……………………..

Учитель: тема сегодняшнего занятия «Объемы геометрических тел». Этот урок обобщает и систематизирует полученные знания по теме. Сегодня мы будем решать задачи как самостоятельно, так и совместно. Некоторые получат индивидуальные задания. В конце урока напишем самостоятельную работу по вариантам.

Начнём с повторения: мы с вами изучаем раздел геометрии «стереометрия». В ходе изучения мы научились строить объёмные фигуры и тела вращения, чертить сечения фигур, вычислять их элементы. Сегодня мы закрепляем материал и проводим контроль полученных знаний.

Прошу решить на доске задачу №705, заданную на дом. (1студент)

Прошу записать на доску формулы объёмов геометрических тел, необходимые для решения задачи.(1 студент)

Студенты одновременно на доске решают задачу№705 и пишут формулы объёмов геометрических тел.

Учитель: фронтальный опрос по теме проведёт студент…………

Студент: повторим определения (вызывает других студентов)

Многогранником называется поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело.

Призма - многогранник, составленный из многоугольников А1А2…..Аn и В1В2…..Вn, расположенных в параллельных плоскостях, и n параллелограммов.

Пирамида-многогранник, составленный из n-угольника А1А2…..Аn и n треугольников.

Цилиндр - тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя секущими её параллельными плоскостями - основаниями.

Конус-тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей.

Шар- тело, ограниченное сферой.

Студент демонстрирует изготовленные макеты многогранников, называет их.

Предварительно на доске записаны условия задач 1, 2, 3

Учитель : решаем задачи на объёмы многогранников, пока студент готовит задачу №1 на доске. Решаем и комментируем одновременно.

-студенты(5 человек) решают задания на карточках. Задания среднего уровня для слабых студентов.

-вместе с учителем студенты решают на доске задачу№2.

-проверяем задачу №1.

-отдельно на доске условие задачи№3 для самостоятельного решения на оценку в тетрадях для самостоятельных работ.

Учитель: самостоятельно в тетрадях для самостоятельных работ решаем задачи по 2-м вариантам в течение 15 минут.

Учитель: решаем задачи на объёмы тел вращения.

-задачу №4 решает студент……………

Задачу №5 и №6 решаем самостоятельно в рабочих тетрадях.

-при наличии свободного времени задачи №5 и№6 проверяем на доске.

Учитель:

-записываем домашнее задание:____________

-сегодня студенты получили следующие оценки:__________

-урок показал, что тема студентами усвоена хорошо, желающие улучшить свои знания и оценки могут подойти за индивидуальными заданиями.


Первый этап



  1. Повторение

  2. Проверка домашнего задания (задача №705) на доске.

3) Проверка знания формул на доске.

Задача №705 учебник «Геометрия» 10-11 класс автор Атанасян Л.С.

Найдите объём конуса, если его образующая равна 13 см., а площадь осевого сечения равна 60 см2

Формулы

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.


Второй этап

Фронтальный опрос по теме:

- определения


- с использованием наглядных пособий


Решение задач


1)Решение задачи №1 на доске с комментариями учащегося.

2) Решение заданий на карточках (5 человек).

3) Решение задач на доске «объём пирамиды»

- задача №2 вместе с группой


- задача №3 самостоятельно





Задача №1

В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 через сторону основания BC и середину М бокового ребра АА1 проведено сечение, составляющее угол 45о с плоскостью основания. Найдите объем призмы, если её сторона (основания) равна 10см.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.


  1. 45oМатематика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  2. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  3. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  4. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  5. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.



Задачи на карточках:

  1. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 2,5см; 5см и 5см. Найти ребро куба, объём которого в 2 раза больше объёма данного параллелепипеда.

  2. Найдите объём цилиндра, если площадь боковой поверхности равна 60 см2, а площадь основания 25π (см3).

  3. Найти Н конуса, если r основания равен 4 см, Vконуса=48π (см3).

  4. Диаметр одного шара равен радиусу другого. Чему равно отношение их объёмов?

  5. Куб с ребром 6 вписан в цилиндр. Найти площадь осевого сечения цилиндра.

Задача №2

AМатематика. Методическая разработка урока для всех специальностей.BCD - правильная треугольная пирамида. Боковое ребро L=10 см, составляет с плоскостью основания угол Y=60o. Найти V - ?


  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. п/у

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.ABC -р/с

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.CC1B -п/у

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

BC=Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.=5Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. (см)

AB=BC=AC (по условию)


  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. (см2)


  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Задача №3

AМатематика. Методическая разработка урока для всех специальностей.BCD - правильная четырехугольная пирамида, высота равна 10 см, двугранный угол при основании 60о. V - ?


  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.FOK - п/у

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. ABCD - квадрат

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.


  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Третий этап


Самостоятельная работа по вариантам с помощью учителя.

I вариант

II вариант

Боковое ребро правильной треугольной пирамиды равно 6 см и составляет с плоскостью основания Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. 60о. Найти V пирамиды.

Апофема правильной четырехугольной пирамиды равна 4 см. Двухгранный угол при основании равен 60о. Найти V пирамиды.




Четвертый этап

Решение задач на доске «объём конуса, цилиндра, шара»


  • задача №4 вместе с группой (общего вида)

  • задача №5 самостоятельно (с применением %)

  • задача №6 самостоятельно (с физическими формулами)


Задача №4

Площадь основания конуса Sосн = Q.

Площадь боковой поверхности Sбок = P.

НМатематика. Методическая разработка урока для всех специальностей.айти объем конуса (V - ?).

  1. Sосн=πr2, где r=AO

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.ABO - п/у

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Задача №5

Сколько нужно наполнителя (V) и кожи (Sповерхности) для мяча R=10 см, если 8% добавить на швы.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. (см2)

  2. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

X - 8% X = Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  2. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.


Задача №6

Какое количество нефти вмещает цилиндрическая цистерна, диаметром 18м, высотой 9м, если плотность нефти Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. .

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей. , Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.

  1. Математика. Методическая разработка урока для всех специальностей.






Пятый этап


Домашнее задание: №714, 751, 762

Зачётное задание к экзамену - домашняя контрольная работа по вариантам из методических указаний.

Подведение итогов

Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, называет лучших учеников, лучшую команду, называет оценки, отмечает вопросы, по которым ребятам еще нужно работать, указывает на основные ошибки, планирует индивидуальную работу с теми учащимися, которые допустили ошибки.

Литература


  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. Учебник для 10 - 11 классов средней школы.

2. Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 - 11 классах. Методические рекомендации к учебнику.

© 2010-2022