Внеклассное мероприятие Час занимательной математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика- вечно живое дерево науки. Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. В математике много удивительного. Математикой занимаются люди разных профессий. Год 2015 согласно указу президента объявлен Годом литературы. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой. Русский писатель Грибоедов окончил физико-математический факультет университета, а крупнейший математик Бунявский был поэтом. Л. Н. Толстой сделал такое сравнение: «Человек - есть дробь. Числитель - это достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель-свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель - своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству.»

1. Почему торжественность вокруг,

СВнеклассное мероприятие Час занимательной математикилышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук,

Начинаем мы сегодня речь

2. Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

1. Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

2. И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов

1.Великий русский математик Н. И. Лобачевский говорил: « Математика - это язык, на котором говорят все точные науки».

2. Язык математики - язык многих наук. Ещё в древности им пользовались и астрономы, и землемеры. Большинство из нас привычно пользуются математическими символами, не задумываясь, кто же именно и когда их придумал.

1. Так, привычные нам знаки сложения и вычитания появились в конце 15-го века. Особенно популяризовал их чех Я. Видман, который в 1489 году опубликовал сочинение «Быстрый и красивый способ счёта для всякого рода торговли». А знак равенства ввёл в математический обиход англичанин Р. Рекорд в 1557 году. «Чемпионом» по части математической символики был выдающийся математик Г. Лейбниц. Он ввел обозначение действия умножения одной точкой, а деления - двумя, первым стал употреблять символ интегрирования.

2. Великий русский математик и педагог Леонтий Магницкий был создателем первого учебника математики. Книга Магницкого «Арифметика, или Наука числительная», изданная в 1703 году, была настольной книгой всех образованных людей. Великий русский учёный М.В. Ломоносов называл ёё вместе с учебником грамматики «вратами своей учёности».

1. Предметами естественно-математического цикла люди интересовались с древних времён. Сегодня мы хотим познакомить вас с великими математиками прошлого.

ПВнеклассное мероприятие Час занимательной математикирезентация «Великие математики»

Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика - это гимнастика ума.

Вопросы отборочного тура

  1. Какое число делится без остатка на любое натуральное число? (0)

  2. Найди число, 1/3 которого составляет 12. (36)

  3. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если станет на обе? (5 кг)

  4. Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью 20 км/с, второй со скоростью 15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 часа до встречи? (70 км)

  5. В семье у каждого из шести братьев есть по сестре, Сколько детей в этой семье? (7)

  6. Равенство, содержащее переменную. (Уравнение)

  7. Третий цвет радуги. (Жёлтый)

  8. Как звали «молодого крокодила пятидесяти лет»? (Гена)

  9. Где мы видим два, а говорим четырнадцать? (На часах)

  10. Что получается от сложения? (Сумма)

  11. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. (33)

  12. Сотая часть числа. (Процент)

  13. Прибор для измерения углов. (Транспортир)

  14. 6 воробьёв нашли хлебные крошки, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось клевать крошки?

  15. Какой знак нужно поставить между 0 и 1. Чтобы получилось число больше нуля, но меньше единицы. (Запятую)

ИВнеклассное мероприятие Час занимательной математикитак, турнир я открываю,

Вам успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать!

1.Вот команда «Треугольник»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

2.Про команду №2

Разошлась уже молва.

Называется «Квадрат»,

Им любой учёный рад.

Задание 1

Русский известный любимый многими поэт, которому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем поэзии» (Пушкин)

Задание 2

"Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот его никогда не поймёт".

Внеклассное мероприятие Час занимательной математикиПеред вами портреты трёх великих людей, сделавших немало открытий в области математики.

Первый из них принадлежит к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н. э. Труды, дошедшие до нас:"Начала". Эта книга, была основной при изучении геометрии. Как-то царь Птолемей I спросил его, нет ли более короткого пути для изучения геометрии, чем штудирование "Начал". На это он смело ответил, что "в геометрии нет царской дороги".

Внеклассное мероприятие Час занимательной математики (Евклид)

Второй был одним из величайших математиков древности. Родился приблизительно в 580г. до н.э. на острове Самос. Он стоял у истоков греческой науки, был вынужден заниматься всем сразу: арифметикой и геометрией, астрономией и музыкой. Его целью было разобраться в строении Вселенной и человеческого общества. Всюду он по крупицам собирал древнейшие знания народов по математике, астрономии, технике. Этот античный ученый побеждал на Олимпийских играх. Он сформулировал и доказал одну из важнейших теорем которую очень часто используют при изучении геометрических вопросов. (Пифагор)

Внеклассное мероприятие Час занимательной математикиТретий разделил год на 365 дней, объяснил причину солнечных затмений. Но больше всего прославилось его учение о происхождении мира. Первовеществом он счёл воду, пропитывающее всё живое. Он полагал, что при сгущении воды образуются твёрдые тела, а при разряжении - пар, воздух и огонь. Его считали мудрецом. Своим характером он напоминал чудака- учёного. "Происходя из знатного рода, он жил просто и бедно, занимаясь своими вычислениями. В геометрии есть теорема, доказанная этим мудрецом и носящая его имя. Родом он был из Милета, называли его милетским мудрецом. (Фалес)

1) Назовите фамилии этих учёных в порядке описания.

Задание 3

Назовите учёного провозгласившего тезис:

"Числа правят миром через свойства геометрических фигур".

(Евклид, Пифагор, Фалес). Пифагор.

____________________________________________________________________________

Задание 4 " Внимание вопрос?"

1. Как вы знаете, значения слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов, У некоторых математических слов оно сразу понятно. Например, "делимое" - ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т. е. это число происходит от глагола " делить". Ещё пример: "вычитаемое". Это слово происходит от глагола " вычитать". Внимание, вопрос! А от какого слова произошло слово "точка"?

(От русского слова " ткнуть" - как бы результат мгновенного прикосновения, укола.

Н.И. Лобачевский, впрочем, считал, что слово "точка" происходит от глагола "точить"- как результат прикосновения острия отточенного пера.)

3. Причина популярности этой теоремы триедина: это простота, красота и значимость. Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье эту теорему называли "мостом ослов". У математиков арабского Востока эта теорема получила название "теорема невесты", за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертёж, перевёл слово " нимфа" как "невеста", а не " бабочка". О какой теореме идёт речь? Сформулируйте её. (Теорема Пифагора)

4. Он вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый-энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его стихи были переведены на все языки мира. Вот одно из его стихотворений :

ЧВнеклассное мероприятие Час занимательной математикитоб мудро жизнь прожить, знать надобно надо немало.

Два важных правила запомни для начала.

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало. (Омар Хайям )

5. Говори, что знаешь,

Делай, что должно,
И будь, что будет.

Автор этого девиза - талантливый русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. Вот посвященные ей строки:

Душа из пламени и дум,

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истинно послушный?

В тот звездный мир так часто ты

На крыльях мысли улетала,

Когда, уйдя в свои мечты,

О мирозданье размышляла.

Задание 3 Кто из вас смотрел передачу «Что, где, когда?» Сейчас вам предоставляется возможность принять в ней участие. Внесите чёрный ящик.

1)В чёрном ящике находится предмет, название которого произошло от греческого слова, означаемого в переводе «Игральная кость». Термин ввели пифагорейцы. Что в чёрном ящике? (куб)

2)Этот предмет изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. (циркуль.)

Кроссворд: «Кто быстрее?»


Придумать математические слова с буквой «У»


У


У


У


У

У

У


У


Ответы: 1.угол

2.сумма

3.нуль

4.куб

5.луч

6.круг

7.радиус

ЗВнеклассное мероприятие Час занимательной математикиадание 3 «Дальше, дальше»

Вопросы для первой команды

  1. Результат сложения? (сумма)

  2. Сколько цифр вы знаете? (10)

  3. Наименьшее трёхзначное число? (100)

  4. Сотая часть числа? (%)

  5. Прибор для измерения углов? (транспортир)

  6. Сколько сантиметров в метре? (100)

  7. Сколько в минуте секунд? (60)

  8. Результат деления? (частное)

  9. Сколько лет в одном веке? (100)

  10. Наименьшее простое число? (2)

  11. Сколько нулей в записи миллиона? (6)

  12. Величина прямого угла? (90о)

  13. Когда произведение равно 0?

  14. Что больше:2 м или 201 см? (201 см)

  15. Радиус окружности 15 см, а её диаметр? (30 см)

Вопросы для второй команды

  1. Результат вычитания? (разность)

  2. На какое число нельзя делить? (0)

  3. Наибольшее двухзначное число? (99)

  4. Прибор для построения окружности? (циркуль)

  5. Сколько граммов в килограмме? (1000)

  6. Сколько минут в часе? (60)

  7. Сколько часов в сутках? (24)

  8. Результат умножения? (произведение)

  9. Сколько дней в году? (365 или 366)

  10. Наименьшее натуральное число? (0)

  11. Сколько нулей в записи миллиарда? (9)

  12. Величина развёрнутого угла? (180о)

  13. Когда частное равно 0?

  14. Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)

  15. Диаметр 8 см, чему равен радиус? (4 см)

Задание суперигры

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почёте у пифогорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно променялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Евклид доказал основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения различных математических задач и в древности, и в средние века. И в настоящее время. О каком понятии идёт речь? (Пропорция)

Художественная самодеятельность

Сценка «ВАДИК-МАТЕМАТИК»

1-й: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,

Потому что нет удачи на проклятые задачи,

Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.

Но нашел я способ верный - сразу посмотреть в ответ.

2-й: Сколько чашек, сколько ложек? Можно проще, без затей.

Он сложил часы и кошек. Перемножил на людей

1-й: Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил!

Ну, зачем читать условье? Раз - прибавил, два - решил.

В общем, нехитра наука. Если посмотреть в ответ!

3-й: Только дед моложе внука оказался на пять лет.

2-й: И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышов.

3-й: И один индийский мальчик съел 125 слонов.

2-й: Стал до Марса путь недлинный - 200 метров от Земли...

3-й: Два мальчишки с половиной с пол девчонкой в школу шли.

2-й: Вадик - математик бойкий! Множит, делит пополам.

2-й и 3-й (хором): Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?

«Ода геометрии».

МВнеклассное мероприятие Час занимательной математикиальчик -Эй, сестренка, что ты учишь?

Девочка -Геометрию, браток.

Мальчик -Это что же за наука?

Девочка -Подойди ко мне, дружок.

Это, брат, такая штука:

Без нее ты никуда!

В общем, так сказать короче:

Ни туда и ни сюда!

Без нее, браток не сможешь

Профессионалом стать.

Не сломать и не построить,

Не летать и не пахать,

Не нырять в морские бездны

И кроссворды сочинять,

И на древних экспонатах

Тайнопись расшифровать….

Мальчик - Стоп! Стоп! Стоп! Во! Заливает!

Геометрия! Браток!

Проще в жизни все бывает!

И не в пользу твой урок!

Ну, сестренка, коль все знаешь

И, что б я знал наперед,

Объясни-ка по понятней:

Кто трусы ребятам шьёт?

Может, скажешь математик?

Геометр? Не пойдет!

Девочка -Что я слышу? Ты смеёшься?

Не советую спешить.

И тебя я попытаюсь

Просто переубедить.

В лоб скажу, что б стало ясно

Всё моё намеренье:

«Геометрия» - по-русски,

Значит «землемеренье»

Вот, к примеру, без замеров

Мы сошьём трусы тебе.

Эти могут потеряться

(приставляет к нему очень большие трусы в горошек, вырезанные из картона)

При купании в воде.

Эти - будут длинноваты (приставляет длинные трусы),

Ну, а эти - коротки (приставляет очень короткие трусы).

Эти - будут узковаты (приставляет очень узкие трусы),

Ну, а эти - широки (приставляет очень широкие трусы).

А теперь, дружок, послушай:

ПВнеклассное мероприятие Час занимательной математикирежде, чем трусы пошить,

Их, наверно, кто-то все же

Должен будет раскроить!

Что б равны детали были,

Здесь важна симметрия.

Вот и тут, не дать, не взять:

Сплошная геометрия!

Мальчик - Ну, довольно! Убедила!

Вот как только подрасту,

Я твою науку эту непременно изучу!

А пока я - на природу.

С одноклашками - в футбол!

Может быть и мне удастся

Залепить в ворота гол.

Ну, а ты грызи науку!

Как приду, что б понял я:

На кой лад нам - футболистам-

Геометрия твоя!

Сценка "На уроках математики"

Учитель: Петров, ты с трудом считаешь до десяти. Ума не приложу, кем ты сможешь стать?

Ученик Петров: Судьёй по боксу, Марь Иванна!

Учитель: Решать задачу к доске идёт ... Трушкин.

Ученик Трушкин выходит к доске.

Учитель: Слушай внимательно условие задачи. Папа купил 1 килограмм конфет, и мама - ещё 2 килограмма. Сколько ...

Ученик Трушкин направляется к двери.

Учитель: Трушкин, ты куда?!

Ученик Трушкин: Домой побежал, конфеты есть!

Учитель: Петров, неси сюда дневник. Поставлю в него твою вчерашнюю двойку.

Ученик Петров: У меня его нет.

Учитель: А где же он?

Ученик Петров: А я его Витьке отдал - родителей попугать!

Учитель: Васечкин, если у тебя есть десять рублей, и ты попросишь у брата ещё десять рублей, сколько у тебя будет денег?

Ученик Васечкин: Десять рублей.

Учитель: Да ты просто не знаешь математики!

Ученик Васечкин: Нет, это вы не знаете моего брата!

Учитель: Сидоров, ответь пожалуйста, сколько будет трижды семь?

Ученик Сидоров: Марья Ивановна, отвечать на ваш вопрос я буду только в присутствии своего адвоката!

Учитель: Почему, Иванов, уроки за тебя всегда делает отец?

Ученик Иванов: А у мамы нет свободного времени!

Учитель: Теперь решите самостоятельно задачу номер 125.

Ученики принимаются за дело.

Учитель: Смирнов! Ты почему списываешь у Терентьева?

Ученик Смирнов: Нет, Марь Иванна, это он у меня списывает, а я просто проверяю - правильно ли он это сделал!

Учитель: Ребята, кто такой Архимед? Отвечай, Щербинина.

Ученица Щербинина: Это математический грек.

Сценка "Правильный ответ"

Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: А что делить, Михаил Иванович?

Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: А между кем?

Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.

Учитель: Почему это?

Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.

Учитель: А сливу он тебе не должен?

Ученик: Нет, сливу не должен.

Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

Ученик: Четыре. И все Сидорову.

Учитель: Почему четыре?

Ученик: Потому что я сливы не люблю.

Учитель: Опять неправильно.

Ученик: А сколько правильно?

Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

Внеклассное мероприятие Час занимательной математики

- Что случилось?

Вот беда- разбежались кто куда!

Что случилось? Что случилось?

Ох, «13» появилось!

Вот оно! Вот оно!

Несчастливое число.

- Американский миллионер Поль Гети заявил: «Где 13 человек, я за стол никогда не сяду!

Чёртова дюжина не нужна за ужином!»

- В итальянской лотерее нет номера 13.

- Во Франции нет домов с номером 13.

- В Женеве самолёты вылетают в 12 часов, а не в 13.

- В самолётах нет 13 места.

- Англичанин Сипсон, проживающий на 13 этаже в 13 квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13 числа, пошёл с горя на футбольный матч и поставил вскоре на 13 миллионов. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов.

- Мы не верим суеверьям,

Числам всем открыты двери.

И с числом 13

Нам нельзя расстаться

.

3. - Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней, из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года. Следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а только четверть дня. Поэтому ещё 15 дней отпадают. Остаётся 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?


Сценка «Среднее арифметическое»

МВнеклассное мероприятие Час занимательной математикиаша: Андрей, о чём ты задумался?

Андрей: Знаешь, о чём я задумался? Среднее арифметическое- гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам, хорошее и плохое. Возьмём, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я- «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Маша: Но ты же спросил, устраивает ли это меня?

Андрей: Подожди, это ещё не всё. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам- среднее арифметическое!

Маша: Ты же гений, но я тебя проучу. Слышишь, Андрей, ты меня просил купить кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Андрей: Да.

Маша: Давай я сбегаю в магазин, а ты пока решишь несколько примеров со средним арифметическим.

Андрей: Вот здорово! Наконец-то у меня будут кеды, и Любовь Николаевна не будет меня ругать.

Маша: Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь.

Андрей: Давай быстрее, покажем их. Что это?

Маша: Ты ещё спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер- 35. Да здравствует среднее арифметическое!

Заключение. Подведение итогов.

1Внеклассное мероприятие Час занимательной математики. Математика, тебя сегодня славим,

И хотим спасибо мы сказать,

Ведь о тех, кто приложил старанья,

Ты заботишься, как ласковая мать.

2. Развиваешь ум и память нашу,

Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

А подбросив трудную задачку,

Учишь трудности преодолевать.

1. Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

Быть настойчивыми учишь неустанно.

И познаний жажду разжигаешь,

Предлагая неразгаданные тайны.

Дважды два четыре дважды два четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два четыре дважды два четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два четыре дважды два четыре
А не три а не пять это надо знать
Дважды два четыре дважды два четыре
А не шесть а не семь это ясно всем
Трижды три навеки девять
Ничего тут не поделать
И не трудно сосчитать
Сколько будет пятью пять
Пятью пять двадцать пять
Пятью пять двадцать пять
Совершенно верно
Дважды два четыре дважды два четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два четыре дважды два четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два четыре дважды два четыре
А не три а не пять это надо знать
Дважды два четыре дважды два четыре
А не шесть а не семь это ясно всем
У кого друзья ни спросим
ШВнеклассное мероприятие Час занимательной математикиестью восемь сорок восемь
Шестью шесть прошу учесть
Неизменно тридцать шесть
Шестью шесть тридцать шесть
Шестью шесть тридцать шесть
Совершенно верно
Дважды два четыре дважды два четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два четыре дважды два четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два четыре дважды два четыре
А не три а не пять это надо знать
Дважды два четыре дважды два четыре
А не шесть а не семь это ясно всем
Дважды два четыре дважды два четыре
А не три а не пять это надо знать
Дважды два четыре дважды два четыре
А не шесть а не семь это ясно всем

13



© 2010-2022