«Использование активных методов обучения на уроках и во внеаудиторных мероприятиях»

Раздел Математика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Богачева О.Г., преподаватель математики

ооАУ СПО «Липецкий медицинский колледж»

Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делала для того, чтобы заинтересовать учащихся математикой. В своей педагогической деятельности я старалась не только дать учащемуся определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Я всегда показывала учащимся важность математики и необходимость её изучения. Убеждала их, что математика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной. Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт».(Слайд2) Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих ребят появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес - это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать . Суть моей работы - умение учить всех хорошо. Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого - это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если студент на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить его мысль, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера. Очень важно преподавателю убедить ребят , что не ошибается тот, кто ни чему не учится. И самому помнить об этом и с пониманием относиться к ошибкам обучаемых. Помочь в этом должно знание принципа Питера: «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта. Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». По-моему мнению вот такой должна быть азбука преподавателя математики:

М - милосердный

А - активный

Т - творческий

Е - естественный в общении, (ёмкость мысли)

М - мужественный, мудрый

А - аккуратный

Т - требовательный и талантливый

И - искренний, инициативный, интеллигентный

К - компетентный

А - абсолютно знающий свой предмет.(слайд3)

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого обучающегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, Интернет ресурсов. Урок с применением современных педагогических технологий - это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Моя личная концепция состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения

Развитие логического мышления учащихся

  • Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении

  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей

  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока

  • Применение дифференцированного подхода в обучении

Применение межпредметных связей на уроке.(слайд4)

Современное развитие науки и техники проходит при возрастающей роли математики в жизни общества. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у студентов, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим на уроках математики я веду поиск эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые бы активизировали мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый студент работал активно и увлеченно.

На уроках математики я широко использую возможности компьютера, мультимедийных презентаций. Данное оборудование использую для проверки домашнего задания, самостоятельной работы как по заготовкам учителя, так и непосредственно студентами, проектируя изображение на экран и делая при этом необходимые исправления и пояснения в работе. Эффективность данной процедуры состоит в том, что студенты участвуют в проверке и поиске ошибок в работах одногруппников, учатся на «чужих ошибках», и, как следствие, становятся аккуратнее, внимательнее, поскольку их работа может быть также представлена на экране.

Наиболее эффективно её использование для презентации задач по готовым чертежам, разбора и анализа тестовых вариантов, что позволяет увеличить объем отрабатываемого материала и выработать устойчивые навыки решения задач.

Одним из труднейших разделов геометрии является стереометрия, поскольку она сопряжена с изучением трехмерных объектов и условностью изображения их на плоском чертеже. В связи с этим возрастает потребность в средствах наглядности. Данные средства должны как обеспечить предъявление студентам объемных моделей, так и задействовать соответствующие им плоские чертежи. С этой целью мною активно используется на уроках комплект «живых стереочертежей», обладающих способностью к переносу, вращению и изменению масштаба. Данный комплект иллюстрирует практически все понятия, теоремы, свойства курса. Работа с чертежами способствует улучшению понимания студентами текстовых формулировок и чрезвычайно удобна при доказательстве теорем.

Посредством таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. С использованием на уроках информационных технологий у студентов появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Ведь не зря мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Я стараюсь, чтобы студенты на каждом уроке математики работали с полной отдачей сил, отыскивали самые рациональные методы решения примеров.

В современных условиях развития образования особенно актуальным становится разработка и применение тех педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают подготовку их к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.

Главной задачей методов активизации обучения является побуждение всех обучающихся к инициативности, творческому подходу и активной позиции в процессе любой познавательной деятельности.

Я выделяю следующие пути активизации обучения: это исследовательская деятельность, использование технологии проектной деятельности, методы проблемного обучения. В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. И как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности .

Как может показаться на первый взгляд, современная математика, представляет собой свод правил и методов, точное и аккуратное следование которым приводит к успешному решению учебных задач. Но в практике, кроме стандартных задач, существуют так называемые «нестандартные задачи», когда из условия не видно, следуя какому алгоритму, с помощью каких стандартных приемов можно получить решение. Наличие же шаблонов и стереотипов, а также страх совершить ошибку, являются главными препятствиями для поиска решения таких задач, парализуют естественное стремление к творчеству.

Одной из возможностей разрешения данных проблем может быть применение технологии проектной деятельности или «технологии метода проектов».

В начале учебного года я выделила те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы программы , по которым желательно было бы провести проект. Тема проекта касалась какого-то теоретического вопроса программы с целью углубить знания отдельных студентов по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Часть студентов выбрали темы сами, остальные воспользовались предложенными.

В проектной деятельности, считая, что «Проект - это «пять П», выделяют следующие этапы.
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. 2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке цели, корректирует работу.
3. Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.

4. Результат работы - продукт. Студенты, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Преподаватель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни). Например, продуктом самостоятельной деятельности студентов на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

Защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. Результаты выполнения проектов должны быть материальны, оформлены. Это может быть презентация, видеофильм, альбом, «бортжурнал путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д. Студенты должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Все эти сведения были сообщены студентам и в конце 1 полугодия состоялась защита проектов студентами 2 курсов и 1 курсов , поступивших на базе среднего (полного)общего образования. Темы были различными: «Статистика в демографии», «Составление задач по медицинской статистике», «Математика в медицине» и т.д. (Слайд6)

Большинству студентов этот вид работы понравился и они серьезно отнеслись к ее выполнению. Защита проектов студентами 1 курса, поступивших на базе основного общего образования состоялась в апреле и группа учащихся с проектом по теме «Геометрия в архитектуре» приняла участие в УИРС. Большинство работ студентов были красочными , содержательными.

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала) предлагаемых студентам:

- Координаты точки и координаты вектора;

- Расстояние от точки до плоскости;

- Угол между прямой и плоскостью;

- Правильная пирамида;

- Перпендикулярность прямых и плоскостей.

- Зеркальная симметрия

Примеры среднесрочных проектов:

- Решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле.

- Односторонние пределы.

- Как Архимед измерял объем шара?

- Непрерывность функции

-«Теорема Пифагора - источник великих открытий и математических идей». Разнообразие способов доказательства теоремы.

- Замечательные числа

- Решение уравнений, неравенств с модулем

- Применение производной в физике

- Применение производной в технике

Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований):

- Лента Мёбиуса и ее свойства

- Элементарная теория управления запасами

- «Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного города (села)

- Геометрия вокруг нас

-Составление задач по медицинской статистике

-Математика и медицина

Таким образом, проектная деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением. В заключении, хотелось бы отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Использование метода проектов не поможет решению всех проблем в обучении математики. Метод проектов является одним из эффективных средств, которое способствует творческому развитию учащихся, формированию их собственного мировоззрения. Позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся , а также способствует самообразованию написание рефератов , докладов, составление тестов и кроссвордов. Большую часть этой работы студенты выполняют во внеурочное время: дома или на занятиях кружка «Пифагор».

Использование Интернет - ресурсов позволяет:

1) мне, как преподавателю, пополнять банк материалов для проведения уроков. Для этой цели я посещаю следующие образовательные сайты:

openclass.ru;

pedsovet.su;

festival.1september.ru;

uroki.net;

klyaksa.net и др.

2) учащимся:

  • находить нужную информацию при подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д. Для этого им предоставляется большой объём информации;

  • проверять и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн как в колледже, так и в домашних условиях.






© 2010-2022