Статья Проблемы математического образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 378 Проблемы математического образования

Забродина Н.В.

МБОУ « Гимназия 74»,г Барнаул

[email protected]


Аннотация

Данная статья содержит взгляд учителя с 20ти летним стажем работы на проблемы преподавания и обучения математике, а так же позицию автора в вопросе, почему результаты итоговых аттестаций не в полной мере соответствуют ожидаемым.

Таблица1-Информация с сайта информационной поддержки государственной итоговой аттестации в Алтайском крае

Алтайский край

Количество участников

Средний балл

Математика 2015.ОГЭ

20008

16,42

Математика 2015.ЕГЭ(база)

8055

4,04

Математика 2015.ЕГЭ(профиль)

7695

41,91

Своеобразным эпиграфом к своей статье я взяла статистические данные, которые заставят задуматься каждого человека прямо или косвенно связанного с системой образования, знающего примерное содержание КИМов. Почему девятиклассники в среднем выполняют более 50% заданий по математике, а через два года осознанного обучения с целью поступления в ВУЗ, с подобными заданиями справляются только 40%,а те, кто целенаправленно готовятся в технические вузы , не дотягивают до 50% отметки выполнения заданий? Почему?

В социальных сетях гуляет картинка, на которой аккуратно выполнено вычисление интеграла по частям, с заменой переменной, и подпись автора: «Жду, когда же мне это пригодится в жизни?!». Первая проблема : непонимание обществом, зачем углубляться в «дебри» науки, когда в повседневной жизни хватает только знаний арифметики, а ведь одной из основных целей школьной математики, относящейся к каждому ученику, является не столько знание формул и правил их применения, а прежде всего развитие мышления, формирование умений анализа и синтеза, совершенствование логики, абстрактного мышления, а так же алгоритмического мышления. Но подавляющие большинство участников образовательного процесса не осознают приоритета этой цели, а рассматривают математику как некий барьер для получения желаемого, будь то аттестат или количество баллов для поступления. Отчасти, они правы, не редка ситуация, что все усилия учителя научить решению некоторому типу задач просто обречены, но не может ученик увидеть нужные формулы тригонометрии и многочисленные упражнения не ведут к нужному результату. Не секрет, что количество детей, любящих математику, резко снижается с началом изучения алгебры, дети не видят прикладного значения получаемых сведений, да и у учителя не всегда получается донести значимость изучаемого, не редок подход: «учим потому , что положено по программе, есть такие задания на ОГЭ…».

«Что делать?», чтобы изменить ситуацию? Исходя из опыта практики, сформулировать проблемы и определить, возможно ли их решить усилиями конкретного человека, в конкретных условиях.

Проблема-сокращение часов изучения математики, с сохранением содержания. Особенно это заметно в 10-11классах гуманитарного направления. Дети не усваивают сведения, тем более есть и психологический фактор: «я-гуманитарий» . Решать эту проблему надо не на уровне школы.

Проблема- наличие большого количества «решебников» и их доступность, понятия «надо решить» и «надо написать» к сожалению становятся для детей тождественными, понятие «надо» не воспринимается многими учениками как должное, тем более в интернете много примеров, что финансового благополучия достигают малообразованные люди. Данная проблема, решаемая на местах, но требует от учителя огромного количества времени для подготовки к урокам, подборки заданий, проверке работ, далеко не каждый учитель пойдет на это.

Проблема-форма содержания математического образования не в полной мере соответствует сегодняшнему дню. Школьное математическое образование претерпевает изменения, примером служит введение в курс математики элементов статистики и теории вероятности, но этого не достаточно. Содержание учебников, особенно в средней и старшей школе не носит прикладного характера, книга скорее всего рассматривается детьми ,как источник заданий для получения оценки, а такой взгляд не способствует развитию интереса к предмету, внутренней мотивации к его освоению . Частичное решение этой проблемы возможно при применении учителем различных форм организации учебно-познавательной деятельности, применяемых с учетом психологических особенностей возраста, использование дифференциального подхода в обучении , что требует колоссальных затрат времени для подготовки занятия.

Проблема - негативное отношение к школе и системе образования со стороны социума, как следствие, многие родители не доверяют школе и учителям. Сложился институт репетиторства, некоторые родители отдают детей репетитору с младшей школы, другие перед государственной аттестацией. Такое положение при неверном акценте со стороны родителей, способствует тому, что ребенок позволяет себе не выполнять работу на уроке, не слушать учителя, что не способствует успешности его в изучении предмета и общих результатов. Конечно, в любом случае индивидуальное обучение более продуктивно, но репетитор не несет ответственности за результат. Решение проблемы - правильно организованная работа с родителями.

Проблема - оценка труда учителя прямо пропорциональна результатам итоговой аттестации его учеников, задания которой на знание материала предмета и только. В связи с этим в выпускных классах приоритет работы учителя не развитие способностей учеников, не привлечение и не увлечение их математикой, а натаскивание их на тестах, что так же не способствует развитию интереса к предмету. Решение этой проблемы не возможно, пока не будет пересмотрено содержание итоговой аттестации.

Проблема - организация работы учителя, его подготовка и его знания. Чтобы решать сложные задачи нужно время, чтобы подобрать интересные задачи нужно время, чтобы организовать учебный процесс так, что бы донести материал до каждого , нужно много времени, но учитель не может себе позволить работать на ставку ,и как следствие возникают многие выше перечисленные проблемы.

Роль школьного математического образования-сформировать принцип «математика для каждого», где на первый план выдвигается подход к обучению и преподаванию математики,как создание фундамента для организации полноценной интеллектуальной жизни учащихся,т.е. создание условий для дальнейшего образования с помощью математики, главной фигурой в этой работе остается учитель.

Библиографический список.

1.Сайт информационной поддержки государственной итоговой аттестации в Алтайском крае.

2.Лаборатория математического образования ИСМО РАО, Москва. «Анализ качества подготовки российских учащихся по математике», Математика №14, 2010 год, стр. 23-29


© 2010-2022