Методическое указание «Разработка уроков по ИК-технологии»

Информация не знание, знание не мудрость, а мудрость не предвидение. Думаю, именно это, должен учитывать каждый учитель перед подготовкой к уроку, в особенности с использованием ИКТ-технологий, если желает на деле получить от урока наибольший эффект и вызывать активизацию познавательной активности своих учеников Разработка и проведение урока с применением ИК-технологий требует много времени и большой предварительной работы. На эффективность урока влияют способы подачи информации, с учетом осо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОНКОСТИ ПОДГОТОВКИ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ, ЧТО И КАК ВЛИЯЕТ НА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ.


Джарбулова К.К.

Средняя школа №55, г.Астана, Казахстан


Информация не знание, знание не мудрость, а мудрость не предвидение.

Думаю, именно это, должен учитывать каждый учитель перед подготовкой к уроку, в особенности с использованием ИКТ-технологий, если желает на деле получить от урока наибольший эффект и вызывать активизацию познавательной активности своих учеников

Разработка и проведение урока с применением ИК-технологий требует много времени и большой предварительной работы. На эффективность урока влияют способы подачи информации, с учетом особенностей восприятия детей, подбор разноуровневых заданий соответствующих уровню учеников, форма представления учебного материала, необходимого для обдумывания и запоминания, организация взаимосвязи между уроками одной темы и одного курса.

Выделяют следующие основные трудоемкие этапы подготовки к уроку:

  1. организация объяснения материала, которая требует наглядных пособий для создания и закрепления образа;

  2. поиски дополнительной информации по теме для расширения представлений о возможностях науки, ее истории;

  3. создание набора дидактических материалов, ориентированных на дифференциацию обучения и организацию самостоятельной работы учащихся на уроке;

  4. организация различных видов деятельности над материалом;

  5. организация творческой самостоятельной работы учащихся;

  6. организация контроля знаний, ведение учета успеваемости и успешности освоения курса.

Остановлюсь подробно на каждом этапе:

- организация объяснения материала, которая требует наглядных пособий для создания и закрепления образа

При формировании новых знаний, можно использовать теоретический материал, изложенный в учебниках, создавать собственные презентации, либо адаптировать, с учетом особенностей восприятия своих учеников, презентации найденные в Интернет. Хочу сказать, что как первое, так и второе занимает большое время при подготовке к уроку. Советую, для эффективности изложения теории, каждую новую порцию информации помещать на отдельном слайде, подкреплять схемой, графиком, диаграммой, наглядностью и конкретным примером. Создание презентации к уроку дает возможность логически изложить материал, реализовать творческие способности, создать краткий конспект урока, эффективно организовать проектную, учебную деятельность учащихся на уроке.

Наиболее эффективным считаю использование качественных электронных учебников, которые содержат полноценные иллюстрации, анимации, звуковое сопровождение, видео-материалы. В учебнике должны быть кроме теоретического материала, задания для выполнения, тесты, лабораторно - практические работы и т.п. Все это дает ребенку возможность работать в индивидуальном темпе, более глубоко воспринимать учебный материал, самостоятельно заниматься вне уроков, целенаправленно работать над повышением уровня своих знаний. Задача учителя, при подготовке уроков с применением электронных учебников, состоит в правильном выборе данного методического пособия.

- поиски дополнительной информации по теме для расширения представлений о возможностях науки, ее истории;

На данном этапе процесса информатизации и компьютеризации нашего общества, сложность поиска информации при подготовки к уроку является не в том, чтобы найти дополнительный материал, а на основе нескольких источников, отобрать достоверную информацию. Многие интернет -источники содержать непроверенную, а иногда и ошибочную информацию, поэтому лучше пользоваться образовательными сайтами или просматривать комментарии к информациям, оставленные предыдущими читателями. Кстати, при организации поисково-исследовательской работы учащихся, необходимо особо заострить внимание детей на этот момент и одной из развивающих целью урока с использованием ИКТ нужно ставить умение детей работать с информацией, критически отбирать необходимые данные.

- создание набора дидактических материалов, ориентированных на дифференциацию обучения и организацию самостоятельной работы учащихся на уроке;

На данном этапе учитель имеет безграничную возможность проявить свое творчество, реализовать знание компьютерных и мультимедийных технологий, использовать дополнительные задания, имеющие практическую направленность, отойти от материала учебника, создавать разноуровневые тесты, упражнения для самопроверки и многое другое.

- организация различных видов деятельности над материалом;

Хорошая рекомендация, найдена мной в инете: «..желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками».

При планировании урока с применением ИКТ, учителю действительно необходимо найти время и выполнить задание, которое он будет ставить перед детьми, таким образом можно рассчитать оптимальное время необходимое на выполнение, увидеть проблемы при реализации задания, тем самым сохранить динамичность урока, оказать своевременную помощь, предупредить ошибки выполнения. Теоретически иметь представление о процессе выполнения задания недостаточно. Кроме этого, при планировании работы с компьютерной техникой, необходимо строго учитывать возрастные особенности детей и соблюдать санитарно - гигиенические нормы. Формы и виды работ должны чередоваться.

- организация творческой самостоятельной работы учащихся;

Сейчас одним из наиболее эффективных образовательных технологий, дающих возможность учителю целенаправленно развивать творческие способности учеников, является проектная деятельность на уроке. В самом начале работы над проектом необходимо оговорить с учащимися сроки выполнения, форму и объем представления результатов работы, критерии оценки работ, регламент выступления. Жесткие рамки требований к творческим работам, дают возможность учащимся найти оптимальный вариант решения поставленной задачи, и в целом, мобилизуют всю работу на уроке. В ходе занятий учащиеся, пользуясь возможностями Интернет, собирают информацию, обсуждают, отбирают необходимый материал, представляют свои материалы в преобразованном виде (схемы, таблицы, карты mind map, графики, диаграммы и др), создают презентации. Учащиеся при выполнении такого типа заданий, кроме освоения знаний и отработки практических навыков, развивают коммуникативные способности, а также развиваются такие качества, как умение планировать, распределять обязанности, доводить начатое дело до конца. Именно такого типа задания, активизируют познавательную деятельность учеников. Хочется отдельно отметить, что даже слабоуспевающие учащиеся начинают проявлять интерес к изучению математики, так как на уроке они имеют возможность показать свои знания и умения применять компьютерные технологии, проявить свои личностные качества, реализовывать творческие способности, вследствие этого приобретают уверенность в своих силах и потребность в познаниях.

- организация контроля знаний, ведение учета успеваемости и успешности освоения курса.

Для контроля знаний учащихся создано и имеются множество тестовых оболочек, посредством которых можно с наибольшим эффектом произвести опрос теоретического материала, а также проверить практические навыки.

В целях учета успеваемости и успешности освоения учащимися новых знаний, целесообразно вести «электронный журнал» MS Excel, в котором фиксируется информация о пропусках занятий, о полученных отметках в разрезе тем. Используя возможность графически представлять информацию, можно наглядно видеть целостную картину состояния образовательного процесса учащихся, анализировать, сравнивать и прогнозировать.

Литература:

  1. В качестве вывода: при использовании ИК - технологий, нет специфических заданий которые были бы не продуктивными, если строго выполнять все требования к уроку, проявлять творчество при разработке урока, рационально использовать возможности компьютерной техники, целесообразно применять программные продукты, использовать современные образовательные технологии.

Свои приемы, которые использую на уроке, я представила в следующей схеме, которую могу рекомендовать другим учителям.

Методическое указание «Разработка уроков по ИК-технологии»

© 2010-2022