Урок: Арифметические действия над рациональными числами (касс 6)

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: математика Класс 6

Тема: Арифметические действия над рациональными числами.

Цель урока: Закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными числами.

Задачи:

-Проверить умение использовать свойства арифметических действий для упрощения выражений с рациональными числами.

-Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в уроке.

-Развить интерес к математике через исторические сведения из области рациональных чисел и через упражнения, записанные в нестандартной форме.

Оборудование: карточки-задания, копировальная бумага, сигнальные карточки (красная и синяя), листки настроений, изображения сказочных героев: Блоб, Руфус, Пнямбус, Амберли, Диана.

Ход урока

Организационный момент. На столе у ребят лежат "листки настроений" (рис. 1). Учитель предлагает каждому ученику отметить то лицо, которое соответствует его настроению цифрой один.Рис. 1. Листки настроений

Вступительное слово учителя. Ребята сегодня мы совершим путешествие в страну рациональных чисел. Нам предстоит вспомнить сложение, вычитание, умножение, рациональных чисел, определение подобных слагаемых, выполнение приведения подобных слагаемых. Итак, мы находимся на платформе станции "Разминкино". Нас ожидает паровоз.Урок : Арифметические действия над рациональными числами (касс 6)

1. Пункт отправления. Станция "Разминкино".

Учитель: На этой станции обитает сказочный герой. Зовут его Блоб. Видите, ребята, какой он злой!Он не дает нам сесть в паровоз, пока мы не выполним "математическую зарядку" (фронтальная работа - устный счет).

Задания для устного счета:

1) -8,4 +(-8,4)=0;2) (-6,7)*(-10)=-67;

3) (-2,2)+3,5=1,3;4) -13-8=-5;

5) 15-18=-13;6) 7,4-(-3,2)=-10,6;7) -9*6=-54.

Примечание: если ребята согласны с ответом, то поднимают синюю сигнальную карточку, если же не согласны, то - красную сигнальную карточку.

Учитель: ЗлойБлоб подобрел и пропустил нас. Давайте сядем в паровоз и отправимся на станцию "Угадай-ка".

На уроке используется кооперативная форма обучения. Учащиеся делятся на две команды: "вагон 1", "вагон 2".Урок : Арифметические действия над рациональными числами (касс 6)

2. Станция "Угадай-ка".

Учитель: Заведует станцией сказочный герой по имени Руфус (рис. 3).

Задание. Заменить звездочки знаками действий, так чтобы получилось верное равенство.

Первая команда

("вагон 1")

8,2*(-5,1)=13,3

-3,2*5=-16

Вторая команда

("вагон 2")

-4,9*1,7=-3,2

-7,5*4=-30

3. Станция "Историкино".

Учитель: На этой станции проживает добрый волшебник Дрим, который предлагает вам решить примеры и отгадать имена древних математиков (см. таблица 1, таблица 2).

Задание для первой команды:

1) 5а*7;2) -3в*(-9);Урок : Арифметические действия над рациональными числами (касс 6)

3) -8*(-1/4а);4) а*(-4,2);

5) -1,04k*(-2,05);6) 0,6ab*(-100);

7) 3/4mn*(-2);8) -1/25:(-0,04x).

Таблица 1

Н

А

Ч

Ж

Н

А

Ь

Ц

-4,2a

2a

35a

27b

-1,5mn

-60ab

x

2,132k

Задание для второй команды:

1) 9a*6; 2) -4b*(-8);

3) 15*(-1/5a);4) b*(-7,3);

5) -7c:(-7/17);6) 0,5ac*(-100);7) -3,08y*(-1,05).

Таблица 2

Т

Д

Ф

А

О

И

Н

3,234y

54a

-7,3b

17c

-3a

32b

-50ac

Примечание: решив задания, учащиеся получают имена древних математиков: ЧжанЦань, Диофант.

Учитель: Первые представления об отрицательных числах возникли еще до нашей эры. Так, во втором веке до нашей эры китайский ученый ЧжанЦань в книге "Арифметика в девяти главах" приводит правила действий с отрицательными числами, которые он понимает как долг, а положительные как имущество. Отрицательные числа он записывал с помощью чернил другого цвета в отличие от положительных.

В третьем веке нашей эры древнегреческий математик Диофант фактически пользовался отрицательными числами, рассматривая их как "вычитаемые", а положительные как "прибавляемые".

В Западной Европе отрицательные числа начинают использоваться примерно лишь с восьмого века. При этом они обозначались словами или сокращенными словами как наименование в именнованных числах. Только в начале девятнадцатого века отрицательные числа получили всеобщее признание и современную форму обозначения.

Поблагодарим великого волшебника и отправляемся на станцию "Мудрилкино".

4. Станция "Мудрилкино".

Задание. Найдите значение выражения удобным способом:

1) 3,8*(-0,25)*4;2) -2*4,8*(-0,25);

3) -7/9*(-6,2/15)*(-9/7);4) -3,8*4,7+(-1,2)*4,7;

5) -2,5*(-8,9)+1,5*(-8,9).

Учитель: Пнямбус порадовался за успехи учащихся, сказал: "В добрый путь!" и мы оказались на станции "Размышляка".

Самостоятельная работа.

Вариант 1

Вариант 2

1. Приведите подобные слагаемые

a) 8m+14n-9m-15n+7n

b) 1/8m-1/4m+1/2m-3/4m

a) 3x+15y-2x-20y+7x

b) 1/4a-1/3a+1/2a-1/6a

2. Найдите значение выражения

2*(5x-4y)-3*(4x-y), если x=-5, y=0,8.

5*(4a-3b)-2(5a-3b), если a=-0,3, b=0,7.

3. Обоснуйте ответ на вопрос

В сумме a+b слагаемое a увеличили в 2 раза. На сколько увеличилась сумма, если второе слагаемое осталось без изменения?

В произведении mn множимое m увеличили на 2. Как изменилось произведение?

Примечание: задание проецируется через кодоскоп. Ребята пишут под копирку на листках. Первый лист сдают учителю. А второй лист отдают соседу по парте, чтобы каждый учащийся смог проверить работу своего соседа. Правильное решение проецируется через кодоскоп на экран.

Итог урока. Учитель: На станции "Размышляка" живет еще и отважная Диана, которая вышла провожать ребят. Диана сказала, что знакомство и изучение страны отрицательных чисел не закончено. Ребятам предстоит еще узнать способы решения уравнений с отрицательными числами.

Урок : Арифметические действия над рациональными числами (касс 6)

Рис. 7. Отважная Диана

Примечание: в конце урока ребята снова получают "лист настроения". Теперь улыбающихся лиц, отмеченных цифрой два, оказалось больше. Значит, ребята не только закрепили свои знания, умения и навыки по теме "Рациональные числа", но и получили от этого удовольствие.



© 2010-2022