Доклад на тему: Практическое использование знаний, полученных на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Новоусманский лицей»

Учитель математики Бондарева Н.В.

Доклад по теме:

«Обучение проёмам практического применения знаний, полученных на уроках математики»

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь".
А.Дистервег

Я работаю в классах, где дети часто задают мне вопрос: «А где в жизни нам это пригодится?» На уровне 5-6 класса легко показать нужность математики, а в 7 - 9 классе уже и задачи сложнее и теоремы по геометрии учить надо - только зачем?- опять спрашивают ученики. Вот и возникло желание показать учащимся практическое использование получаемых знаний в жизни: дома, во дворе, на кухне, в огороде, швейном деле. К этому приему обучения я пришла не только потому, что нужно реализовать ФГОС, но ещё из-за внутренней потребности. Дети в классах имеют разные уровни мотивации к обучению. С высоким уровнем легко осваивают науки, а вот со средним и слабым уровнем дети бегут от знаний… вот и приходится использовать богатейший арсенал практических задач из повседневного быта: как построить ровную будку для любимой собаки, какой длинны сделать ручку для тяпки, чтобы было удобно бабушке полоть грядки, как найти точку для гвоздя, чтобы картина висела ровно на стене…

Применяются ли математические расчеты в жизни? Естественно, да, ни для кого не секрет, что математика прикладная наука. И каждый из нас сталкивается с математикой ежедневно в жизненных ситуациях. Мы ходим в магазин за покупками, готовим пищу, ведем экономические расчеты, получаем заработную плату, производим оплату коммунальных услуг, делаем ремонт.

Можно назвать еще много областей, в которых человек использовал бы знания точной науки - математики. Что же такое «задача с практическим содержанием»? Под математической задачей с практическим содержанием (задачей прикладного характера) мы понимаем задачу, условие которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций. Совместно с обучающимися выясняем, что один из жизненных вопросов - ремонт квартиры. Здесь без применения математики обойтись никак нельзя. За ремонт нужно платить деньги. При этом неизбежно возникает вопрос: сколько и за что именно с меня берут деньги? Правильно ли строители посчитали стоимость ремонта? Как посчитать объемы работ при ремонте? Вот здесь, как нельзя, кстати, нам пригодятся знания математики. И так, если мы делаем ремонт, то нужно, хотя бы приблизительно знать объемы предстоящих работ. Расчет объемов работ - дело довольно нудное, но нужное. Сколько нужно купить краски? Сколько нужно купить линолеума? Эти цифры так же берутся из объемов работ. Ремонт нельзя считать законченным, если не повешены карнизы, шторы. Не расставлены в комнате кроме мебели, ещё и красивые безделушки. Во всем этом, кроме вкуса, на помощь придет геометрия.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности - то есть незнания математики. Объясняю детям, что : «Вторая волна финансовых пирамид в нашей стране показывает, что осталось ещё очень много людей, которые не хотели в школе и не утруждаются сейчас постичь основные законы математики, не могут понять - где их обманывают.» (Это мотивационный момент в обучении)

Практическое использование знаний математики в жизни - как приём обучения, состоит из двух модулей:

- получение фундаментальных математических знаний, следуя программе

- и интерактивного ситуационного метода обучения (практического), который состоит из практических занятий.

Цель - закрепление знаний, полученных в первом модуле, приобретение ситуационного опыта. В отличие от этого восприятие через личностный опыт запоминается надолго. (Лабораторные, практические работы, эксперименты).

Переход на ФГОС нового поколения требует пересмотра содержания математического образовании. На первый план выходит не просто передача знаний, умений и навыков, а формирование математической компетентности, которая выражается в способности применять математический аппарат для решения любых практических задач.

Поэтому на уроках мы стараемся решить важнейшую задачу современной системы образования - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного приобретения учащимися социального опыта.

Во время таких практических работ у детей формируются :

положительное отношение и элементарный интерес к науке математика (когнитивность);

умение признавать собственные ошибки (личностное развитие);

могут быть сформированы:

умение оценивать трудность предлагаемой в задаче жизненной ситуации (ориентировка в социальных отношениях);

адекватность самооценки (социализация);

Обучающиеся учатся:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий (качество работника);

учитывать мнение партнёра, аргументировать ошибки, обосновывать выбор решения (инициативность);

выполнять свою часть обязанностей в групповой работе (добросовестность);

учитывать общий план действий и конечную цель (сотрудничество);

задавать вопросы с целью построения решения задачи ( социальная активность, добросовестность ).

Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях .

Люди должны в принципе уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться своими деньгами и как оценить свое имущество, то есть знать математику для экономики, для повседневной жизни. И в этом плане необходимы более глубокие знания, связанные с бытовой сферой.

Трудовой и жизненный опыт школьников помогает усвоению математических знаний, а приобретенные знания находят применение на практике.

Домашняя бухгалтерия - Основная цель: учащиеся должны получить представление о расчёте и видах заработной платы, о чтении квитков по зарплате, о ведении домашней бухгалтерии.

Методические рекомендации: учащиеся собирают дома все виды квиточков по заработной плате родителей, квитанции по оплате за жильё, за электроэнергию, за газ, за телефон, за детский сад, за учёбу в художественной школе и т.п.

В 5 -м классе я предложила ребятам составить задачи к устному счету. А материал к задачам они собирали в своей же школе:

  1. В 204 кабинете всего 8 ламп, но они постоянно перегорают из-за несоответствия стандарту патронов для мощных ламп. Что выгоднее - заплатить за ремонт и замену патронов или постоянно менять сгоревшие лампы, если ремонт стоит 1500руб, а одна лампа 79 руб. (замена происходит 6 раз)

  2. В нашей школе учебники выдаются в библиотеке. Срок годности каждой книги 5 лет. Скольким ребятам придется покупать новые учебники, если в каждом классе найдется ученик, который испортит хотя бы один учебник, если в школе 36 классов?

Ценность этой работы и состоит в том, что малыши, сами того еще не осознавая , использовали все требования , предъявляемые к прикладным задачам: и познавательную ценность, и доступность материала , и реальность описываемой в задаче ситуации. Ну и конечно такого рода работа имела для них огромное воспитывающее влияние.

В 7 классах при изучении геометрии очень много возможностей применить знания на практике:

- параллельные прямые : покраска стен бордюром параллельно полу, провешивание прямой при подготовке клумб к посадке, посадка бордюрных кустов перед школой.

- перпендикулярные прямые: измерения длины комнаты и количество рулонов обоев для ремонта классной комнаты. Перпендикулярность их к полу и потолку.

- измерение площади классной комнаты для покупки линолеума.

В старших классах дети понимают , что огромное количество информации нам подаётся в процентах и мы брали газеты и находили много материала для задач :

«Процентные вычисления в жизненных ситуациях»

Решение задач на темы:

1.Распродажа.

2.Тарифы.

3.Штрафы.

4.Банковские операции.

5.Голосование.

Основная цель: показать широту применения в жизни такого простого и известного учащимся математического аппарата, как процентные вычисления.

Методические рекомендации: учащиеся должны знать, что сюжеты задач должны быть взяты из реальной жизни - из газет, объявлений, документов т.п. Задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. При решении задач предполагается использование калькулятора - всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.

  • Инфляция за последние годы: 2012 - 9%, 2013 - 11,9%, 2014 - 13,3%. На сколько процентов выросли цены за эти 3 года?

  • Средний размер пенсий увеличился за год на 17%, а цены поднялись на 12%. В результате реальный размер пенсий вырос всего на … процентов». Что написано вместо многоточия?

Несмотря на то, что задачи с практическим содержанием не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач, которые необходимы для закрепления всего теоретического материала, но применение их на практике дает положительный результат. Многие учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах по математике («Инфоуроки по математике», «Кенгуру», «Математика - это интересно» в программе «Мириады открытий » и т.д). Есть победители и призеры.

Данная методика доказывает, что применение ранее приобретенных знаний в новых условиях, решение практических задач на уроках математики способствует качественному изменению знаний и повышает уровень математической культуры учеников, компетентности обучающихся, что является необходимым требованием ФГОС нового поколения.

Мы знаем, что самообразование - это любая работа с доступной нам информацией при подготовке к уроку, обсуждение каких-то ключевых моментов с коллегами и просто в общении. И дети, подключаясь к составлению и решению задач на бытовые темы , тоже участвуют в цепочке самообразования: УЧУСЬ САМ- УЧУ ДРУГИХ - ДЕЛЮСЬ РЕЗУЛЬТАТАМИ.

Главное на сегодняшний момент:

Не стоять на месте в познании нового, мы не должны быть для учеников «прошлым веком» - мы должны быть на шаг впереди и уметь удивлять детей своими познаниями.



© 2010-2022