- Преподавателю
- Математика
- Синдром выгорания в педагогической деятельности
Синдром выгорания в педагогической деятельности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Садыкова З.Н. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:
- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
- третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления и проводить самотестирование на предмет удовлетворенностью работой.
Методика "Я и моя работа".
Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.
1. Мне интересна моя работа
а) да; б) отчасти; в) нет.
2. Меня считают успешным профессионалом
а) да; б) не уверен; в) нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами
а) да; б) не со всеми; в) нет.
4. Дома я часто рассказываю о своей работе
а) да; б) иногда; в) нет.
5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям
а) да; б) отчасти; в) не совсем.
6. Мне нравится мое рабочее место
а) да; б) не совсем; в) нет.
7. Я получаю удовольствие от работы
а) да; б) временами; в) нет.
8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки
а) да; б) не уверен; в) нет.
9. У меня редко бывают разногласия с коллегами
а) да; б) иногда; в) нет.
10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
а) да; б) временами; в) нет.
11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я
а) да; б) не уверен; в) нет.
12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе
а) да; б) не совсем; в) нет.
13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.
14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
а) крайне редко; б) периодически; в) часто.
15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
а) да; б) иногда; в) нет.
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка), возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.
Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.
25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой
19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего
13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой
Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.
Методика "Особенности стиля педагогического общения"
1. Во время урока я не всматриваюсь в лица учеников.
2. Во время объяснения учебного материала мне удобнее находиться за учительским столом или на кафедре.
3. Идя на урок, я всегда немного волнуюсь.
4. По ходу урока я часто использую примеры, только что пришедшие в голову.
5. Для меня логика изложения учебного материалы важнее эмоциональности.
6. Ученик обязан подчиняться учителю.
7. Непредвиденная реакция учащихся (шум, гул, оживление и т. п.) выводит меня из равновесия.
8. Я стараюсь вовлекать учащихся в обсуждение темы урока.
9. Я часто использую методические приемы, которые успешно применялись ранее.
10. Мне удобнее вести урок по конспекту, а не импровизировать.
11. У меня есть привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их реакциями.
12. Я предпочитаю, чтобы учащиеся задавали вопросы по ходу объяснения учебного материала.
13. Когда я веду урок, я увлекаюсь настолько, что не обращаю внимание на помехи.
14. Во время урока я часто задаю риторические вопросы.
15. Скептические ухмылки учащихся выбивают меня из колеи.
16. Во время урока я замечаю изменения в настроении учащихся и стараюсь это учитывать.
17. Меня трудно сбить с намеченного плана урока
18. Если я чувствую, что внимание учащихся слабеет, то повышаю голос или делаю паузу.
19. Уроки отнимают у меня много сил.
20. Мне нравится, когда учащиеся высказывают свое мнение во время объяснения темы урока.
21. Иногда я увлекаюсь монологом настолько, что не укладываюсь в урок.
22. Я предпочитаю, чтобы все вопросы задавались после урока, а не по ходу объяснения материалы.
23. Успех моего урока во многом зависит от моих взаимоотношений с учениками.
24. Во время объяснения я выхожу из-за стола или кафедры.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Подсчитайте число плюсов в каждой строке и запишите их в пустой клетке.
5-6 баллов - ярко выраженный тип
3-4 - умеренно выраженный тип
1-2 - слабо выраженный тип
0 - тип не выражен
1 5 9 13 17 21 Г
2 6 10 14 18 22 М
3 7 11 15 19 23 В
4 8 12 16 20 24 П
Глухарь (Г)
Педагог "вещает" без учета реакции аудитории. Особенности этого стиля преподавания - монологичность, стереотипность, отсутствие эмоционального контакта с классом, игнорирование психологического состояния учащихся и конкретной ситуации урока, низкая степень рефлексии. Следствие - слабое усвоение учебного материала даже при безупречной логике изложения и соблюдении всех дидактических принципов, формальное взаимодействие, утрата интереса к учителю и его предмету.
Ментор (М)
Педагог считает себя главным действующим лицом, а учеников - благодарными (или неблагодарными) слушателями. Он apriori убежден в их неполноценности и своей правоте. Особенности поведения ментора - нравоучительность, доминирование, отсутствие интереса к мнению и личности ученика. Следствие - подавление творческой инициативы учеников, снижение учебной мотивации, конфликтные ситуации на уроке с учениками, не принимающие подобный стиль общения.
Впечатлительный (В)
Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается учениками. Особенности поведения - острая, иногда болезненная реакция на мнение учеников, повышенная эмоциональная чувствительность, центрация на межличностных отношениях, а не на обучении. Следствие - зависимость от учащихся, которые могут манипулировать учителем, неустойчивое психоэмоциональное состояние, снижение авторитета среди коллег и учеников.
Партнер (П)
Педагог находится в диалоге с учениками, улавливает изменения в психологическом состоянии учеников и гибко реагирует на них. Особенности партнерского поведения - способность устанавливать теплые, неформальные контакты с аудиторией с сохранением ролевой дистанции, доброжелательный интерес и внимание к учащимся, поддержка их инициативы. Следствие - повышение учебной мотивации, интерес к личности учителя и его предмету, условия для полноценного личностного развития учащихся.
Методика "Я и моя работа".
Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.
1. Мне интересна моя работа
а) да; б) отчасти; в) нет.
2. Меня считают успешным профессионалом
а) да; б) не уверен; в) нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами
а) да; б) не со всеми; в) нет.
4. Дома я часто рассказываю о своей работе
а) да; б) иногда; в) нет.
5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям
а) да; б) отчасти; в) не совсем.
6. Мне нравится мое рабочее место
а) да; б) не совсем; в) нет.
7. Я получаю удовольствие от работы
а) да; б) временами; в) нет.
8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки
а) да; б) не уверен; в) нет.
9. У меня редко бывают разногласия с коллегами
а) да; б) иногда; в) нет.
10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
а) да; б) временами; в) нет.
11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я
а) да; б) не уверен; в) нет.
12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе
а) да; б) не совсем; в) нет.
13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.
14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
а) крайне редко; б) периодически; в) часто.
15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
а) да; б) иногда; в) нет.
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка), возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.
Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.
25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой
19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего
13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой
Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15