- Преподавателю
- Математика
- УМК по алгебре 7 класс по теме Преобразование целых выражений
УМК по алгебре 7 класс по теме Преобразование целых выражений
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Виноградова Н.А. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 448
7 класс
предмет алгебра
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ комплекс
по теме «Преобразование целых выражений»
Разработчик:
Учитель математики
Виноградова Надежда Александровна
Москва
2010 г.
Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:
-
Каждый учащийся знает формулы сокращенного умножения, способы разложения на множители многочлена, алгоритм преобразования целого выражения в многочлен;
-
Каждый учащийся умеет применять формулы сокращенного умножения для преобразования многочленов, умножать многочлен на многочлен, приводить подобные слагаемые; раскладывать многочлен на множители различными способами;
Количество уроков по плану: 7
Количество срезовых работ: 6
Карта темы
Алгоритмы
I. Алгоритм преобразования целого выражения в многочлен стандартного вида
-
Раскрыть скобки;
-
Привести подобные слагаемые;
-
Расставить слагаемые в порядке убывания степеней.
II. Алгоритм разложения многочлена на множители
Итоговая работа
Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня, творческого
-
Преобразуйте в многочлен
-
(х - 2)(х + 2 ) - 2х(5 - х)
-
(х + 3)(х - 11) + (х + 6)2
-
3(х - 4)2 - 3х2
-
-
Разложите на множители
а) 25х - х3
б) 2х2 - 20ху + 50у2
-
Докажите тождество
(х + у)2 - (х - у)2 = 4ху
-
Упростите выражение и найдите его значение при
в = - 3, с = 2
(с2 - в)2 - (с2 - 1)(с2 + 1) + 2вс2
-
Представьте в виде произведения
а) (х - 4)2 - 25х2
в) а2 - в2 - 4в - 4а
-
Докажите, что выражение
- а2 + 4а - 9 может принимать лишь отрицательные значения
Таблица взаимосвязи прогнозированных результатов учения школьников
№ заданий итоговой работы
Уроки по теме
I уровень
II уровень
III уровень
Срезовые раёботы
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
а
б
в
а
б
а
б
№ 1.
1
2
3
3'
№ 2.
1
2'
3,1'
№ 3.
1
2
№ 4.
2',3'
3'
1.3'
№ 5.
1',2'
3'
1,2
№ 6
1'
1'
1'
2'
2' ,3'
1'
1'
2'
2'
3'
№ 7.Итоговая работа по теме
Урок № 1
Тема «Преобразование целого выражения в многочлен»
№
Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы
1
2
3
В конце урока каждый учащийся
знает:
понятие целого выражения
алгоритм преобразования целого выражения в многочлен
умеет:
раскрывать скобки и приводить подобные слагаемые
1. Упростите выражение
7(х + 8) + (х - 6)(х + 6)
2. Преобразуйте в многочлен
(с + 4)(с - 1) - с2
3. Упростите выражение и найдите его значение при х = - 0,5
5(х + 2)2 - 5х2
№ упр
Тренировочные упражнения
№ 1
№ 2
№ 3
Упростите выражение
-
5(х - 4) - (х + 4)(х - 4)
-
(х - 3)(х + 3) - 4х(2 - х)
-
9х(х + 2) - (х - 2)(х + 2)
-
6(х + 7) + (х - 1)(х + 1)
-
(5 - х)(5 +х) - 5(5 - х)
Преобразуйте в многочлен
-
(с - 2)(с + 3) - с2
-
(с + 3)2 - (с - 1)(с +2)
-
(с + 3)(с - 4) + (с - 3)2
-
(с - 2)2 - (2 - с)(с - 1)
-
(1 + с)2 - (с - 4)(5 + с)
Упростите выражение и найдите его значение при заданном значении переменной
-
3(х - 1)2 - 3х2 , при х = -1
-
4(х + 2)2 - 4х2 , при х = 2
-
(5 - х)2 - х2 , при х = 0,5
-
2(6 + х)2 - 2х2 , при х = - 0,5
-
5(х - 1)2 - 5х2 , при х = - 0,1
Дом. Работа № 976(а,б,в),981(а,б),982(а),1056
Урок № 2
Тема «Преобразование целого выражения в многочлен»
№
Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы
1
2
В конце урока каждый учащийся
знает:
понятие тождества
умеет:
доказывать тождество,
преобразовывать целое выражение в многочлен и находить его значение при заданных значениях переменной
1.
2.
Докажите тождество
(х - у)2 + (х + у)2 = 2(х2 + у2)
Упростите выражение и найдите его значение при а = - 3
(а - 1)2(а + 1) +(а + 1)(а - 1)
№ упр
Тренировочные упражнения
№ 1
№ 2
Докажите тождество
-
(3 - х)2 - (3 + х)2 = - 12х
-
(х + 5)2 - (х - 5)2 = 20х
-
(х - 2у)2 - (х + 2у)2 = -8ху
-
(2х - у)2 + (у + 2х)2 = 8х2 + у2
-
(у - 2)2 + (у + 2)2 = 2(у2 + 4)
Упростите выражение и найдите его значение при заданном значении переменной
1) (а + 2)(а - 2) + (а + 2)2(а - 1), при а = -1
-
(а - в)2 - (а - 1)(а + 1) + 2ав , при а = 2, в = -1
3) (5 - а)2 - (5 + а)(5 - а) - 3в , при а = 0,5, в = -
-
(2 + 3а)(5 - а) - (2 - 3а)(5 + а), при а = - 0,1
-
(а - в2)2 - (а - 2)(а + 2) + 2ав2 , при а = 3, в = -2
Дом. Работа № 979(а,б), 980, 985, 1010.
Урок № 3
Тема «Применение различных способов для разложения на множители»
№
Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы
1
2
В конце урока каждый учащийся
знает:
алгоритм разложения многочлена на множители
умеет:
раскладывать многочлен на множители, применяя способ вынесение общего множителя за скобки и используя формулы сокращенного умножения
-
Разложите на множители многочлен
4х- х3
-
Разложите на множители многочлен
3х2 - 12ху + 12у2
-
Представьте в виде произведения
(х - 5)2 - 16х2
№ упр
Тренировочные упражнения
№ 1
№ 2
№3
Разложите на множители многочлен
-
6х2 - 24
-
х4 - 81х2
-
25х3 - х
-
х3 - х5
-
4х3 - 36х
Разложите на множители многочлен
1) 2х2 - 4х +2
2) 4х2 + 24х + 36
3) 3х2 + 6ху + 3у2
4) -х2 - 4ху - 4у2
5) 6х2 + 24ху + 24у2
Представьте в виде произведения
1) (х - 3)2 - 4х2
2) 25 - (3 - х)2
3) 81 - (х + 7)2
4) (х - 8)2 - 121х2
5) 144х2 - (х +4)2
Дом. Работа № 991, 995(б,д,е), 996(а,г,з,и), 1048(а,д,е,ж)
Урок № 4
Тема «Применение различных способов для разложения на множители»
№
Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы
1
2
В конце урока каждый учащийся
знает:
алгоритм разложения многочлена на множители
умеет:
раскладывать многочлен на множители, применяя все известные способы
сокращенного умножения
1. Разложите на множители многочлен
x2 - y2 - 2x - 2y
2. Решите уравнение
5х4 - 20х2 = 0
3. Представьте в виде произведения
x3 - 3y2 +3x2 - xy2
№ упр
Тренировочные упражнения
№ 1
№ 2
№ 3
Разложите на множители многочлен
-
x2 - y2 - 7x -7y
-
m + n + 3m2 - 3n2
-
k2 - 0,5k - p2 - 0,5p
-
3a2 - 3b2 - a + b
-
x - y + 2x2 - 2y2
Решите уравнение
-
х3- х= 0
-
5x - 2x2 = 0
-
3x3 + 2x2 = 0
-
4x3 + x = 0
-
x3 - 6x2 = 0
Представьте в виде произведения
-
x3+4y2- 4x2-- xy2
-
x3 - 5y2 + 5x2 - xy2
-
xy2 + y - x - y3
-
yx2 + 6y2 - y3 - 6x2
-
x2 - y2 - 2xy - 2x2
Дом. Работа № 1003,1004,1005,1006,1007
Урок № 5
Тема «Применение преобразований целых выражений»
№
Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы
1
2
В конце урока каждый учащийся
знает:
алгоритм выделения квадрата двучлена
умеет:
выделять квадрат двучлена и
применять для решения квадратного неравенства
1. Докажите, что выражение b2 + 16b + 65
может принимать лишь положительные значения
2. Докажите, что выражение 2b - b2 - 2
может принимать лишь отрицательные значения
3. Докажите, что многочлен
x2 + y2 + 2x + 6y +10
принимает лишь неотрицательные значения
№ упр
Тренировочные упражнения
№ 1
№ 2
№ 3
-
Докажите, что выражение b2 + 8b + 19 может принимать лишь положительные значения
-
Докажите, что выражение b2 + b + 1 может принимать лишь положительные значения
-
Докажите, что выражение 4b2 + 4b + 2 может принимать лишь положительные значения
-
Докажите, что выражение 9b2 - 12b + 9 может принимать лишь положительные значения
-
Докажите, что выражение b2 - b + 1,5 может принимать лишь положительные значения
1) Докажите, что выражение 8b - b2 - 20 может принимать лишь
отрицательные значения
2) Докажите, что выражение 4b - 4b2 - 7 может принимать лишь
отрицательные значения
3) Докажите, что выражение - b2 - b - 1 может принимать лишь
отрицательные значения
4) Докажите, что выражение - 25 b2 - 20 b - 14 может принимать лишь
отрицательные значения
5) Докажите, что выражение -b2 - b - 1 может принимать лишь
отрицательные значения
1) Докажите, что многочлен x2 + y2 + 4x + 8y + 20 принимает лишь
неотрицательные значения
2) Докажите, что многочлен x2 + y2 - 2xy + z2 принимает лишь
неотрицательные значения
3) Докажите, что многочлен 4x2 + y2 - 4x + 1 принимает лишь
неотрицательные значения
4) Докажите, что многочлен x2 + 2xy + 2y2 + 2y + 1 принимает лишь
неотрицательные значения
5) Докажите, что многочлен 9x2 + 4y2 - 6x + 1 принимает лишь
неотрицательные значения
Дом. Работа № 1014,1016,1018,1089(а,б,в)
Урок № 6
Тема: Обобщения знаний по теме
«Применение преобразований целых выражений»
№
Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы
1
2
В конце урока каждый учащийся
знает:
алгоритм разложения многочлена на множители
алгоритм преобразования целого выражения
умеет:
раскладывать многочлен на множители, применяя все известные способы
применять различные способы преобразования целых выражений для решения задач
преобразования целых выражений для решения задач
1. Упростите выражение
(x - 5)2 - 4(x + 5)2
2. Решите уравнение
x3 + 3x2 - x - 3 = 0
3.При каких значениях переменной выражение -x2 + 4x - 5 принимает наибольшее значение? Найдите это значение
№ упр
Тренировочные упражнения
№ 1
№ 2
№ 3
Упростите выражение
-
(x + 4)2 - 9(x - 4)2
-
(x + 3)2 - (x - 2)(x + 2)
-
(x + 4)(x - 4) - (x - 3)2
-
(x - 2)2 - 16((x + 2)2
-
(x + 3)2 - (x - 3)2
Решите уравнение
-
x3 + x2 - 4x - 4 = 0
-
x3 + 5x2 - x - 5 = 0
-
x3 - x2 + 4x - 4 = 0
-
x3 - 6x2 - x + 6 = 0
-
x3 + 2x2 - x - 2 = 0
1) При каких значениях переменной выражение -x2 - 2x - 3
принимает наибольшее значение? Найдите это значение
2) При каких значениях переменной выражение x2 - 10x + 29
принимает наименьшее значение? Найдите это значение
-
При каких значениях переменной выражение x2 + 8x + 19
принимает наименьшее значение? Найдите это значение
4) При каких значениях переменной выражение -x2 + 4x - 6
принимает наибольшее значение? Найдите это значение
5) При каких значениях переменной выражение - x2 + 6x + 1
принимает наибольшее значение? Найдите это значение
Дом. Работа № 1027,1056, 1080,
Результативности изучения темы
№
Класс
число учащихся
Результаты процесса изучения темы и итоговые результаты
Средние баллы по срезовым работам
Итоговая работа
(теория)
Итоговая работа
(практика)
7 «А»
25
7 «Б»
21
1. 3,8
Число уч-ся.
Усвоение на уровне:
Число уч-ся.
Усвоение на уровне:
2. 3,2
0 (2) m=
0 (2) m= 12
3. 3,3
4. 3,2
I (3) n=
I (3) n= 16
5. 3,1
6. 3,3
II(4) k=
II(4) k= 9
По всем работам
0 (2) m= 62
III(5) l=
III(5) l= 6
I (3) n= 36
II(4) k= 36
III(5) l= 36
Общий средний балл
Общий средний балл
Общий средний балл
3,3
Качество усвоения
по формуле
Качество усвоения
по формуле
Качество усвоения
по формуле
65,4 %
64,2 %
Анализ и выводы
Учащимся работа по новой методике понравилась. Особенно их привлекает работа в парах. Однако, говорить о каких - либо видимых результатах пока не приходится. Возможно, здесь имеется ряд причин.
Во - первых, по данной методике были проведены занятия только по одной теме «Преобразования целых выражений», что явно не может отразить полную картину.
Во - вторых, при составлении заданий к уроку и срезовых работ я, ориентируясь на среднего ученика, очевидно, «взяла слишком высокую планку». Однако, сильные учащиеся выполняли работу быстро и явно не проявляли интереса к выполнению однообразных заданий. Поэтому работу по данной методике следует проводить в более или менее одинаковом по успеваемости классе. Причем, такая методика подходит для слабоуспевающих детей, когда учащиеся могут работать в сравнительно одинаковом темпе. Для сильных учащихся интересны разнообразные задания, задания с творческим потенциалом.
В - третьих, к моменту написания контрольной работы, слабоуспевающие учащиеся уже забыли отработанный материал на первых уроках. Для них «все смешалось в одну кучу»…
Таким образом, результаты итоговой работы показали. что на данном этапе процент качества не выше по сравнению с работами, написанными в традиционной технологии.
В новом учебном году я планирую разработать и опробировать в 8 классе следующие темы:
«Неравенства»
1) «Числовые неравенства и действия с ними» - 8 часов
2) « Решение неравенств с одной переменной и систем
неравенств» - 10 часов
«Теорема пифагора» - 8 часов
Контрольная работа № 7
1 вариант
Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня, творческого
1.Преобразуйте в многочлен
-
(х - 2)(х + 2 ) - 2х(5 - х)
-
(х + 3)(х - 11) + (х + 6)2
-
3(х - 4)2 - 3х2
2.Разложите на множители
а) 25х - х3
б) 2х2 - 20ху + 50у2
3.Докажите тождество
(х + у)2 - (х - у)2 = 4ху
4.Упростите выражение и найдите его значение при
в = - 3, с = 25
(с2 - в)2 - (с2 - 1)(с2 + 1) + 2вс2
5.Представьте в виде произведения
а) (х - 4)2 - 25х2
в) а2 - в2 - 4в - 4а
6. При каких значениях переменной выражение
- а2 + 4а - 9 принимает наибольшее значение? Найдите это значение
Контрольная работа № 7
2 вариант
Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня, творческого
1.Преобразуйте в многочлен
-
(х - 3)(х + 3 ) - 2х(4 - х)
-
(х + 2)(х - 9) + (х + 5)2
-
4(х - 3)2 - 4х2
2.Разложите на множители
а) 36х - х3
б) 3х2 + 30ху + 75у2
3.Докажите тождество
(х - у)2 - (х + у)2 = -4ху
4.Упростите выражение и найдите его значение при
в = - 4, с = 20
(с 3- в)2 - (с3 - 2)(с3 + 2) + 2вс3
5.Представьте в виде произведения
а) (7 - х)2 - 36х2
в) а2 - в2 - 2в + 2а
6.При каких значениях переменной выражение
-x2+ 4x - 5
принимает наибольшее значение? Найдите это значение