Статья Обзор программы элективного курса для учащихся 9 класса Проценты в нашей жизни

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обзор программы элективного курса «Проценты в нашей жизни»


Актуальность курса


Современная школа должна развивать проективное мышление учащихся, их социальные качества, мобильность. Учащиеся задумываются, как найти свое дело, занятие по душе, любимую работу - свое призвание. Данная тема сейчас весьма актуальна, слово «процент» прочно вошло в жизнь современного человека.

Программа элективного курса «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата, умение производить процентные расчеты, которые необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Умение пользоваться «процентами» учит смотреть на окружающий мир глазами делового человека, ведь проценты показывают соотношение частей и целого. Разбор таких задач способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, алгоритмической культуре и математической интуиции, замечать главное, сравнивать, анализировать, видеть общее и делать соответствующие выводы; учатся самостоятельной познавательной деятельности, нестандартно мыслить. Такие задачи приобщают учащегося к жизни, социализируя его. Решение их - это шаг во взрослую жизнь. Элементы элективного курса можно использовать в бинарных уроках, для школ экономического профиля.

Кроме того, в ходе освоения курса учащиеся совершенствуют умения владеть компьютером, производят соответствующие расчеты, используя электронные таблицы Excel, строят диаграммы.

Данный курс предлагается в качестве элективного учащимся 9 класса, но может быть предложен как факультативный учащимся 7 и 8 класса.

Курс направлен на: развитие интереса к математике, развитие интеллектуальных способностей, логических умений, наблюдательности, расширение знаний учащихся в области экономики и математики; совершенствование умений производить процентные расчеты не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.

Изучение курса начинается с повторения понятия процент, затем определяются задачи, с помощью которых отрабатываются необходимые знания, умения, навыки, которые обеспечивают развитие базовых компетентностей учащихся, а также их интерес к изучаемому предмету.

Задачи курса:

- создать условия для понимания учащимися математического смысла понятия «процент», сформировать представление о значении понятия «процент» для решения задач социального и экономического характера;

- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;

- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических задач;

- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела.


Содержание курса

Программа предполагает переход от элементарных представлений и понятий темы к расчетной работе. Элективный курс разделен на блоки:

1. Математические знания о процентах (предметные знания)

2. Прикладные знания (социально-экономического характера, банковская сфера)

3. Социализирующий (самостоятельное выводы учащихся)

В ходе изучения курса учащиеся решают задачи разного типа. Прикладные задачи:

Задача 1: поможет ребятам представить работу бухгалтера, проследить процесс подсчета выручки управляющим развлекательных центров.

Задача 2: проанализировать прибыль от продажи цветов в разное время года, учит рациональному планированию денежных средств.

Задача 3: ученик 10 класса Сережа решил поработать во время летних каникул по продаже газет. В один из дней он взял на реализацию в «Союз печати» газеты и журналы. Часть газет продал, часть продукции в конце дня вернул. Сколько денег получил Сережа за один день работы, необходимо произвести расчет количества нереализованных газет, выручку от продажи газет для «Союзпечати», выручку Сережи за один день, при условии, что розничная продажа газет осуществлялась с 5 -и процентной надбавкой.

Задача 4: начислить заработную плату коллективу с учетом подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, стажа работы, премии.

Задача 5: рассчитать сколько будет стоить путевка для 2 человек с учетом проживания, питания, разных процедур, проведения досуга. Сравнить проживание, питание, услуги по путевке и без нее. Что выгоднее: купить путевку или поехать дикарем.

Задача 6: учащиеся знакомятся с понятиями: депозит, виды вклада, процентная ставка по вкладам банка, и рассчитывают прибыль от внесенных на депозит средств.


Организация учебного процесса

Программа элективного курса рассчитана на 17 ч. Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: практикум. Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения задач, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.

При решении задач учащиеся отрабатывают необходимые знания, умения, навыки, логическое мышление, объясняют свои действия; ставят чёткие вопросы, выступают перед публикой. Программа направлена также на развитие навыков организации простейшей предпринимательской деятельности.

Ожидаемыми результатами изучения курса являются обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.

В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, учащимся предлагается самим сформулировать задачу, решить ее и защитить на конференции.


© 2010-2022