Рабочая программа по геометрии, 8 класс

Рабочая  программа по учебному предмету «Геометрия» составлена на основе следующих нормативных документов: 1.        Федеральный компонент Государственного стандарта  общего образования. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. (Математика в школе. – 2004г, -№4, -с.4),   2.      Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. Просвещение, 2011- ISBN 978-5-09-019210-1. ...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ошлапецкая основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании ШМО учителей Директор МБОУ «Ошлапецкая ООШ» естественно-математического цикла Окладникова В.В.

Руководитель МО: Дудик Н.В. Приказ № ___

Протокол №___ от «___»____________2014 г.

от «___»__________2014 г.




Рабочая программа

по геометрии

8 класс



Составитель:

Пустынная Галина Владимировна,

учитель математики

второй квалификационной категории





Суходол

2014-2015 уч. год


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. (Математика в школе. - 2004г, -№4, -с.4),

  2. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. Просвещение, 2011- ISBN 978-5-09-019210-1.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Основные цели и задачи

Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 7 классе рассчитана на 50 часов(2 ч в неделю в 1,2, 3 четвертях), в 8 и 9 классах - на 68 часов, 2 часа в неделю.

Основное содержание курса

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы.

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования.

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки.

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.


Результаты обучения

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Учебно-методический комплект


Учебник


  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2008

Учебные пособия для учителя:


  1. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Зив Б. Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс , 8 класс, 9 класс / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с: ил

Учебные пособия для учеников:


  1. Глазков Ю.А. Геометрия: Рабочая тетрадь. 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия. 7-9» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательство «Экзамен», 2014.- 95с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
  1. Ольховская Л.С., Коннова Е.Г., Резникова Н.М. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - 2-е изд. - Ростов-на Дону: Легион, 2014.-144с. - (ГИА-9).

Основное содержание курса 8 класса (тематическое планирование) 68 часов


№ п\п

Наименование темы

Основное содержание темы

Основная цель изучения темы

Всего часов

К\р

Р\к

1.

Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.


14


1



2

2.

Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора

Расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.


14


1





2

3.

Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Ввести понятие подобных треугольни-

ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

19


2



1

4.

Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.


17


1



2

5.

Повторение. Решение задач



4

1

-

6.

Итого



68

6

7


Поурочное планирование 8 класс (68 часов)

№ урока

Дата план

Дата факт

Тема урока



Кол часов

по теме

Вид контроля

Примечание

1. Глава 5

Четырехугольники

14




1

1 четверть

2.09

Многоугольник. Выпуклый многоугольник

1

Р/к

2

4.09

Четырехугольник

1


3

9.09

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

1


4

11.09

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

1


5

16.09

Признаки параллелограмма

1


6

18.09

Признаки параллелограмма

1

с\р


7

23.09

Трапеция

1


8

25.09

Решение задач на признаки и свойства пораллелограмма

1


9

30.09

Прямоугольник

1


10

2.10

Ромб и квадрат

1


11

7.10

Осевая и центральная симметрия

1

Р/к

12

9.10

Решение задач по теме «Четырехугольники»

1

тест


13

14.10

Решение задач по теме «Четырехугольники»

1


14

16.10

Контрольная работа №1

1



Площадь

14


15

21.10

Понятие площади многоугольника

1


16

23.10

Площадь прямоугольника

1

Р/к

17

28.10

Площадь параллелограмма

1


18

30.10

Площадь треугольника

1



19

2 четверть

11.11

Площадь трапеции

1


20

13.11

Решение задач по теме «Площади»

1


21

18.11

Решение задач по теме «Площади»

1


22

20.11

Решение задач по теме «Площади»

1

с\р


23

25.11

Теорема Пифагора

1


24

27.11

Теорема, обратная теореме Пифагора

1


25

2.12

Решение задач на теорему Пифагора

1


26

4.12

Решение задач на теорему Пифагора

1

тест


27

9.12

Решение задач по теме «Площади»

1

Р/к

28

11.12

Контрольная работа №2

1



Подобные треугольники

19


29

16.12

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников

1


30

18.12

Отношение площадей подобных треугольников

1


31

23.12

Первый признак подобия треугольников

1


32

25.12

Второй признак подобия треугольников

1



33

3 четверть

13.01

Третий признак подобия треугольников

1


34

15.01

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

тест


35

20.01

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1


36

22.01

Контрольная работа №3

1


37

27.01

Средняя линия треугольника

1


38

29.01

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1


39

3.02

Практические приложения подобия треугольников

1

Р/к

40

5.02

О подобии произвольных фигур

1


41

10.02

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1


42

12.02

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1


43

17.02

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1

с\р


44

19.02

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1


45

24.02

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600

1


46

26.02

Решение задач по теме «Подобные треугольники»

1

тест


47

3.03

Контрольная работа № 4

1



Окружность

17


48

5.03

Взаимное расположение прямой и окружности

1


49

10.03

Касательная к окружности

1


50

12.03

Решение задач по теме «Касательная к окружности»

1


51

17.03

Градусная мера дуги окружности. Центральный угол

1


52

19.03

Теорема о вписанном угле

1



53

4 четверть

31.03

Решение задач на нахождение центрального угла

1


54

2.04

Решение задач на нахождение вписанного угла

1

с\р


55

7.04

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла

1


56

9.04

Свойства серединного перпендикуляра к отрезку

1

Р/к

57

14.04

Теорема о пересечении высот треугольника

1


58

16.04

Вписанная окружность

1


59

21.04

Описанная окружность

1


60

23.04

Решение задач на замечательные точки треугольника

1


61

28.04

Решение задач на тему «Вписанная окружность»

1


62

30.04

Решение задач на тему «Описанная окружность»

1

тест


63

5.05

Решение задач на тему «Окружность»

1

Р/к

64

7.05

Контрольная работа №5

1



Повторение. Решение задач

4


65

12.05

Решение задач по всему курсу 8 класса

1


66

14.05

Решение задач по всему курсу 8 класса

1


67

19.05

Итоговая контрольная работа

1


68

21.05

Работа над ошибками.

1












Контроль знаний


Вид контроля

1 полугодие

2 полугодие

Год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Контрольные работы

1

1

2

2

6

Тесты

1

2

2

1

5

Самостоятельные работы

1

1

1

1

4

Региональный компонент

3

1

1

2

7












© 2010-2022