- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии, 8 класс
Рабочая программа по геометрии, 8 класс
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пустынная Г.В. |
Дата | 13.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ошлапецкая основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей Директор МБОУ «Ошлапецкая ООШ» естественно-математического цикла Окладникова В.В.
Руководитель МО: Дудик Н.В. Приказ № ___
Протокол №___ от «___»____________2014 г.
от «___»__________2014 г.
Рабочая программа
по геометрии
8 класс
Составитель:
Пустынная Галина Владимировна,
учитель математики
второй квалификационной категории
Суходол
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. (Математика в школе. - 2004г, -№4, -с.4),
-
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. Просвещение, 2011- ISBN 978-5-09-019210-1.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Основные цели и задачи
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 7 классе рассчитана на 50 часов(2 ч в неделю в 1,2, 3 четвертях), в 8 и 9 классах - на 68 часов, 2 часа в неделю.
Основное содержание курса
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы.
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования.
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки.
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многогранники.
Результаты обучения
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методический комплект
Учебник
-
Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2008
Учебные пособия для учителя:
-
Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2009.
-
Зив Б. Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс , 8 класс, 9 класс / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с: ил
Учебные пособия для учеников:
-
Глазков Ю.А. Геометрия: Рабочая тетрадь. 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия. 7-9» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательство «Экзамен», 2014.- 95с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
-
Ольховская Л.С., Коннова Е.Г., Резникова Н.М. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - 2-е изд. - Ростов-на Дону: Легион, 2014.-144с. - (ГИА-9).
Основное содержание курса 8 класса (тематическое планирование) 68 часов
№ п\п
Наименование темы
Основное содержание темы
Основная цель изучения темы
Всего часов
К\р
Р\к
1.
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
14
1
2
2.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора
Расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
14
1
2
3.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Ввести понятие подобных треугольни-
ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
19
2
1
4.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
17
1
2
5.
Повторение. Решение задач
4
1
-
6.
Итого
68
6
7
Поурочное планирование 8 класс (68 часов)
№ урока
Дата план
Дата факт
Тема урока
Кол часов
по теме
Вид контроля
Примечание
1. Глава 5
Четырехугольники
14
1
1 четверть
2.09
Многоугольник. Выпуклый многоугольник
1
Р/к
2
4.09
Четырехугольник
1
3
9.09
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
1
4
11.09
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
1
5
16.09
Признаки параллелограмма
1
6
18.09
Признаки параллелограмма
1
с\р
7
23.09
Трапеция
1
8
25.09
Решение задач на признаки и свойства пораллелограмма
1
9
30.09
Прямоугольник
1
10
2.10
Ромб и квадрат
1
11
7.10
Осевая и центральная симметрия
1
Р/к
12
9.10
Решение задач по теме «Четырехугольники»
1
тест
13
14.10
Решение задач по теме «Четырехугольники»
1
14
16.10
Контрольная работа №1
1
Площадь
14
15
21.10
Понятие площади многоугольника
1
16
23.10
Площадь прямоугольника
1
Р/к
17
28.10
Площадь параллелограмма
1
18
30.10
Площадь треугольника
1
19
2 четверть
11.11
Площадь трапеции
1
20
13.11
Решение задач по теме «Площади»
1
21
18.11
Решение задач по теме «Площади»
1
22
20.11
Решение задач по теме «Площади»
1
с\р
23
25.11
Теорема Пифагора
1
24
27.11
Теорема, обратная теореме Пифагора
1
25
2.12
Решение задач на теорему Пифагора
1
26
4.12
Решение задач на теорему Пифагора
1
тест
27
9.12
Решение задач по теме «Площади»
1
Р/к
28
11.12
Контрольная работа №2
1
Подобные треугольники
19
29
16.12
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников
1
30
18.12
Отношение площадей подобных треугольников
1
31
23.12
Первый признак подобия треугольников
1
32
25.12
Второй признак подобия треугольников
1
33
3 четверть
13.01
Третий признак подобия треугольников
1
34
15.01
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
1
тест
35
20.01
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
1
36
22.01
Контрольная работа №3
1
37
27.01
Средняя линия треугольника
1
38
29.01
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1
39
3.02
Практические приложения подобия треугольников
1
Р/к
40
5.02
О подобии произвольных фигур
1
41
10.02
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
42
12.02
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
43
17.02
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
1
с\р
44
19.02
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1
45
24.02
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600
1
46
26.02
Решение задач по теме «Подобные треугольники»
1
тест
47
3.03
Контрольная работа № 4
1
Окружность
17
48
5.03
Взаимное расположение прямой и окружности
1
49
10.03
Касательная к окружности
1
50
12.03
Решение задач по теме «Касательная к окружности»
1
51
17.03
Градусная мера дуги окружности. Центральный угол
1
52
19.03
Теорема о вписанном угле
1
53
4 четверть
31.03
Решение задач на нахождение центрального угла
1
54
2.04
Решение задач на нахождение вписанного угла
1
с\р
55
7.04
Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла
1
56
9.04
Свойства серединного перпендикуляра к отрезку
1
Р/к
57
14.04
Теорема о пересечении высот треугольника
1
58
16.04
Вписанная окружность
1
59
21.04
Описанная окружность
1
60
23.04
Решение задач на замечательные точки треугольника
1
61
28.04
Решение задач на тему «Вписанная окружность»
1
62
30.04
Решение задач на тему «Описанная окружность»
1
тест
63
5.05
Решение задач на тему «Окружность»
1
Р/к
64
7.05
Контрольная работа №5
1
Повторение. Решение задач
4
65
12.05
Решение задач по всему курсу 8 класса
1
66
14.05
Решение задач по всему курсу 8 класса
1
67
19.05
Итоговая контрольная работа
1
68
21.05
Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
Вид контроля
1 полугодие
2 полугодие
Год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Контрольные работы
1
1
2
2
6
Тесты
1
2
2
1
5
Самостоятельные работы
1
1
1
1
4
Региональный компонент
3
1
1
2
7