- Преподавателю
- Математика
- Педагогический проект «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС»
Педагогический проект «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сапожникова Е.С. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Платошинская средняя школа»
Пермского муниципального района Пермского края
ШМО учителей естественно-математического цикла
Педагогический проект
«Применение информационно-коммуникационных
технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС»
Руководитель ШМО:
Сапожникова Е.С.
2015 - 2016 учебный год
Паспорт проекта
Целевая аудитория: обучающиеся и учителя основной и средней школы.
Сроки реализации проекта: 01.09. 2015 г. по 31.04.2016 г.
Этапы:
I этап. Подготовительный (1-я четверть):
-
повышение квалификации педагогов по данной проблеме;
-
анализ существующих средств обучения;
-
теоретическое осмысление проблемы;
-
определение наиболее значимых теоретических положений.
II этап. Практический (2-я и 3-я четверти):
-
практическая организация и внедрение проекта;
-
уточнение и наполнение содержанием понятий "ЦОР", «ЭОР», «образовательные сервисы»;
-
разработка и реализация методики уроков математики с применением информационно-коммуникационных технологий.
III этап. Контрольный (4-я четверть):
-
уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по реализации проекта.
Вид проекта:
по срокам - долгосрочный;
по приоритетному виду деятельности - исследовательский.
Нормативные документы
-
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
-
Нормативные документы ФГОС основного общего образования;
-
Концепция развития математического образования в России;
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»
Вводная часть.
Согласно концепции модернизации образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.
Математика - это один из тех предметов, в котором использование информационно-коммуникационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Проблема:
-
несоответствие традиционных методов обучения современным реалиям;
-
несоответствие между методами обучения и умением учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека;
-
несоответствие программно - методического обеспечения уроков математики требованиям к современному уроку.
Актуальность проекта:
Актуальность выбора темы обусловлена следующим:
-
необходимостью детальной проработки условий применения информационно - коммуникационных технологий на уроках математики;
-
необходимостью анализа существующих средств ИКТ возможностью и целесообразностью их применения;
-
необходимостью выявления путей повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках математики;
-
необходимостью реализации новой концепции образования - непрерывного обучения на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;
-
необходимостью формирования нового типа учащегося - грамотного пользователя информационных образовательных услуг.
Гипотеза: процесс обучения математике школьников может быть более эффективным, если в учебной деятельности будут использованы информационно-коммуникационные технологии, так как их использование:
-
оптимизирует деятельность учителя и учащихся;
-
позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
-
усилит мотивацию школьников;
-
будет способствовать формированию нового типа учащегося - грамотного пользователя ЭОР;
-
будет способствовать индивидуализации обучения.
Цель представленного проекта:
Выявление возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя математики для реализации ФГОС ООО.
Задачи проекта:
-
провести анализ существующих информационно-коммуникационных средств обучения;
-
определить место информационно-коммуникационных технологий на уроке и виды деятельности учащихся на уроках математики;
-
проверить эффективность имеющихся ресурсов в реальной практике;
-
выявить, сформулировать и обосновать принципы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике.
Ожидаемые результаты:
Применение информационно - коммуникационных технологий позволит учителю:
- собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам;
- развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;
- осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;
- самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока;
- использовать вычислительные ресурсы и приложения, доступные через Интернет в виде сервисов и личных кабинетов, сетевые учебно-методические комплексы (системы учебно-методических и программно-технических средств обучения: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ, расположенных на сервере), отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения конкретной учебной дисциплины.
Применение информационно - коммуникационных технологий позволит ученику:
- проводить исследования, закреплять полученные знания;
- формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
- работать в индивидуальном темпе;
- управлять посредством компьютера реальными и виртуальными объектами создания, преобразования, визуализации компьютерных моделей различной степени обобщенности;
- использовать следующие сетевые ресурсы:
-
компьютерные программы;
-
электронные учебники;
-
тренажеры;
-
диагностические, тестовые и обучающие системы;
-
прикладные и инструментальные программные средства;
-
системы на базе мультимедиа-технологии;
-
телекоммуникационные системы (например, электронную почту);
-
электронные библиотеки и другое.
- повысить качество учебной деятельности.
Таким образом, грамотное применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики повысит эффективность современного урока, приведет к достижению высоких предметных результатов, но и даст возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС ООО.
Практическая значимость.
Практическая значимость педагогического проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей другого цикла.
План мероприятий по реализации проекта
Срок
проведения
мероприятия
Целевая аудитория
Содержание деятельности
Материалы для обсуждения на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
сентябрь
Учителя математики, физики, информатики
Круглый стол
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
-
Ознакомление учителей-предметников с педагогическим проектом «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО».
-
Анализ программно-методического и учебного комплексов с учетом поставленных задач на новый учебный год.
-
Анализ существующих средств ИКТ и целесообразность их применения на уроках математики.
октябрь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Сапожникова Е.С.)
-
ЦОРы и ЭОРы для обучения математике школьников 5-11 кл.
-
Система MakeТest Иванова А.П. Тестирование по материалам MakeТest. Анализ результатов проведенных тестирований MakeТest по математике в 9, 11 кл. по плану РУО.
ноябрь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
-
Обучение математике, физике и информатике в условиях внедрения ФГОС ООО. Формы организации обучения учащихся в условиях введения ФГОС. Методическая копилка технологических карт уроков по ФГОС ООО.
-
Образовательные сервисы для педагогов и обучающихся в сети Интернет (например, Prezi.com - это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой).
декабрь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
-
Разбор и решение сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике с применением программ - репетиторов в сети Интернет (alexlarin.net/ - ресурс предназначен исключительно для образовательных целей).
2. Дидактическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ - работа с сайтом fipi.ru и системой СтатГрад.
январь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
«Технология работы с образовательными сервисами сети Интернет»
uztest.ru
Кабинет учителя математики
Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.
Тесты и тренинги
учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.
Интернет-журнал
оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.
Задачник
в задачнике более 12600 заданий по всему школьному курсу математики, есть возможность быстро сформировать контрольное задание в несколько вариантов и распечатать.
school-assistant.ru/
Школьный помощник - это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Проект создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы (математика, алгебра, геометрия).
февраль
Учителя математики, физики, информатики
Открытые уроки
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
reshuege.ru/ - образовательный портал для подготовки к экзаменам.
(Другие образовательные сервисы - обмен опытом)
Анализ открытых уроков.
март
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
1. Работа с интерактивным оборудованием (документ-камера, интерактивная доска и др.).
2. ЭОРы для обучения математике пятиклассников и во внеклассной работе по предмету. Сайты olimpis.ru/ - Всероссийские дистанционные образовательные конкурсы для учеников 1-11 классов.
videouroki.net/ - сайт для учителей и школьников (видеоуроки, тесты, презентации, поурочные планы и прочие полезные материалы, образовательные конкурсы и проекты, олимпиады)
апрель
Учителя математики, физики, информатики
Круглый стол
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
1.Анализ достигнутых результатов работы
2.Выработка методических рекомендаций.
3. Продукты проекта.
Продукты проекта:
-
Брошюра со списком сервисов и их краткой аннотацией по использованию на уроках естественно-математического цикла.
-
Технологические карты открытых уроков.
-
Разработки занятий по формированию информационных и коммуникативных УУД.
-
Разработки программ учебных практик.
-
Методические рекомендации.
Существующие ресурсы для реализации проекта:
- материально-технические: кабинет информатики оборудован компьютерами, медиа-проектором, многофункциональным устройством, есть выход в Интернет;
- интерактивные ресурсы: ЭОР к УМК по математике.
Прогнозируемые риски:
1. Данный проект не может быть реализован без соответствующей материально-технической поддержки.
2. Не все учащиеся готовы к самостоятельной работе с сетевыми ресурсами, так как у многих существует зависимость от компьютерных игр и родители вынуждены ограничивать доступ в Интернет.