- Преподавателю
- Математика
- Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Светлова Н.В. |
Дата | 09.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках математики
Выполнила: Никифорова Н. В.
МАОУ «СОШ № 112 с углубленным
изучением информатики»
Курс № 14-в
Научный руководитель:
Автайкина Т.О., к.п.н.,
зав. Кафедрой начального
образования
Новокузнецк, 2012
Оглавление:
-
Введение
-
Основная часть. Разработка урока.
-
Заключение
-
Литература
Введение
Предмет математика является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Учебный предмет «Математика» обеспечивает формирование следующих УУД:
-логические универсальные действия
-анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры):
На этапе «открытия» детьми нового знания организуется выдвижение и обсуждение ими гипотез. В зависимости от уровня подготовки класса можно использовать разные формы и методы работы: подводящий или побуждающий диалог, проектный метод. Результат исследования фиксируется в виде алгоритма и опорного сигнала.
Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.
Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), способов решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.
Общий приём решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приёмом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Основная часть.
Предмет: математика
Класс: 6
Тема урока: « Среднее арифметическое чисел»
Цель урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
Дидактические задачи -
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Тип урока :Урок первичного предъявления новых знаний.
-
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
-
Организация деятельности учащихся на уроке:
-
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-
-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;
-
-работают с текстом учебника;
-
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-
-отвечают на вопросы;
-
-решают самостоятельно задачи;
-
-оценивают себя и друг друга;
-
-рефлектируют.
-
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Планируемые результаты:
Предметные: уметь объяснять значение терминов "среднее арифметическое чисел», знать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел.
Метапредметные:
-
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
-
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
-
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
-
Обще учебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный этап
II Вводная беседа. Актуализация знаний.
Формируемые УУД:
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Личностные: Смыслообразование
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №2-6).
Ребята, а познакомиться с новой темой нам помогут сказочные гномы. В это же время в сказочном лесу проходили соревнования «Кто больше?». Давайте посмотрим участников (слайд 2),
Вопросы:
-
Как видите результаты таковы (слайд 3):
-
Как вы думаете, кто победил в соревнованиях? (победителей нет, победила дружба)
-
Как вы определили?( Сложили числа)
-
Как можно одним словом назвать выражение? (Сумма. Сложение)
-
Назовите компоненты при сложении. (Слагаемое, слагаемое и сумма)
-
Какие еще знаете действия с числами? (Вычитание, умножение, деление)
-
Назовите компоненты при делении.(Делимое, делитель, разность)
-
А как оценивают спортсменов в настоящем спорте? (По баллам) А если спортсмен выступает в нескольких видах спорта? (Находят среднюю оценку)
-
А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». (Средний рост, средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата)
-
А что «среднее» в математике можно найти? (Среднее чисел)
-
Назовите тему урока. (Среднее чисел)
-
Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 4).
111. Изучение нового материала
Формируемые УУД:
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог
1. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 5)
Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел?
2. Задача
-
Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 7).
-
Составьте план решения задачи. ( Найти рост всех гномов; Разделить на 7 )
-
А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? (7 гномов)
-
Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел.
-
Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
( Алгоритм: «Найти сумму всех чисел»
«Найти количество слагаемых»
«Разделить сумму чисел на количество»)
3. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 8)
-
Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел».
(Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество»)
-
Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте.
-
Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе.
-
Теперь расскажите это определение друг другу.
Определение нужно запомнить!
1V. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Формируемые УУД:
Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез
Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Личностные: Ориентация в межличностных отношениях
Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 12)
V1. Решение задач
Формируемые УУД:
Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов
Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Интегрироваться в группу
Личностные: профессионалное самоопределение, смыслообразование
-
Решение задач (слайд 10).
-
Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел (слайд 13)
Слово учителя о профессии статистика
Иногда мы любим помечтать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года.
Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Кинеле в 2011 году составила + 30.
3. Самостоятельная работа
Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию (слайд 13).
4.Решение более сложных задач, развивает интерес.
Вопросы: - Сколько слагаемых?
-Первое слагаемое известно?
-Второе слагаемое известно?
- Что еще известно?
VI. 4.Этап оценивания знаний учащихся
Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями
- Что еще известно?
VI. Этап оценивания знаний учащихся
Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями
VII. Подведение итогов урока (возврат к слайду №4, гиперссылка по картинке)
Формируемые УУД:
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
Личностные: нравственно-этическая ориентация
А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?
Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. Слайды 20- 22.
VII1. Информирования учащихся о домашнем задании (слайд23)
Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524.
А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию:
определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать хлеб.
Спасибо за работу на уроке!
Заключение:
1. На данном уроке обучающиеся через рассуждения, обобщения пытались найти черты раннее знакомых героев сказок и существующих людей.
2. Проводили сравнительный анализ отрицательных персонажей, выражали свои эмоциональные чувства после услышанных произведений.
3. Слушали себя и других детей.
4. Через универсальные действия обнаружили межпредметные связи с литературой и изобразительным искусством.
5. Научились отличать добро и зло, плохое и хорошее.
6. Узнали, что быстрая речь называется скороговоркой.
7. Через поисковый метод нашли слова, содержащиеся в слове «Музыка».
8. Научились рисовать устный портрет мамы.
9. Провели анализ музыкальных произведений с точки зрения темпа, характера, динамики звучания.
10. Научились слышать и определять на слух звучание фортепиано.