Рабочая программа по работе с одаренными детьми по математике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пермяковская средняя общеобразовательная школа»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо работе с одаренными детьмипо математикедля обучающихся 5-7 классовна 2014-2015 учебный годна 34 часfОбсужденоПояснительная запискаЦель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность. Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом. Задачи: - формирование у учащихс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и согласована

на методическом совете

от «_»________2014г. П

протокол №1

Председатель МС

_________________М.Ф.Дроздовская


.

Утверждаю

Директор школы:

____________________А.И.Матыцина

Протокол педсовета

от «_____»________2014г №___Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пермяковская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по работе с одаренными детьми

по математике

для обучающихся 5-7 классов

на 2014-2015 учебный год

на 34 часf

Обсуждено

на заседании методического объединения

от «_____»__________________2014г. Составитель:

Протокол №1

Руководитель МО________________ Тюрина Е.А.

Пермяки, 2014

Пояснительная записка

Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;

- выявление и развитие математических способностей;

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;

- формирование навыков перевода различных задач на язык математики;

Актуальность разработки Программы:

В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности - оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление - создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект - умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Основные направления реализации программы.

-создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

-научно-методическое и информационное обеспечение программы.

Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:

 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы реализации:

I. Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Мониторинг одаренности.

II. Разработка программы

III. Создание банка заданий для занятий.

IV. Организация зачетов

V. Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми по математике».

VI. Участие в олимпиадах.

Формы работы с одаренными учащимися

 творческие мастерские;

 групповые занятия с сильными учащимися;

 занятия исследовательской деятельностью;

 участие в конкурсах

 научно-практические конференции;

 участие в олимпиадах;

 работа по индивидуальным планам;

Задачи собраны из разных источников, для решения которых должно хватить сведений, полученных в ходе изучения математики в первых пяти классах.

Курс составлен на 34 часа. Предназначен для учащихся 5-8классов.

Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года. Предпочтительны коллективные занятия.

Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в районных, областных и Международных олимпиадах, Вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять реферат.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения данного курса учащийся должен знать:

  • основные виды логических задач;

  • способы решения популярных логических задач;

  • основные принципы математического моделирования;

  • основные свойства делимости чисел.

  • перестановки, инварианты;

  • круги Эйлера;

  • принцип Дирихле;

уметь:

  • решать задачи на запись чисел, на расстановку знаков действий;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле;

  • решать логические , нестандартные, старинные задачи;

  • решать задачи с конца и путем проб, подборов, задачи на сравнение величин, переливание и взвешивание;

  • решать олимпиадные задачи;

  • решать неопределенные уравнения.

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.

Учащиеся должны научиться выполнять небольшие исследовательские работы

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного, муниципального и регионального (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

План работы

время

Содержание и направление в работе

сентябрь

Выявлении одаренных детей, формирование групп.

Математические игры

октябрь

Подготовка к школьному туру олимпиады. Решение задач на сравнение, взвешивание и переливание

ноябрь

Подготовка к муниципальному туру олимпиады.

Участие в месячнике по математике.

Решение числовых задач

декабрь

Решение задач на делимость. Подготовка к конкурсу

январь

Участие во всероссийском конкурсе по математике «Олимпус». Решение логических задач

февраль

Решение комбинаторных задач. Задач на круги Эйлера.

март

Участие в международном конкурсе по математике «Кенгуру». Решение задач на движение. Задач, решаемых с конца.

апрель

Решение задач на принцип Дирихле . Подготовка к ученической конференции

май

Решение геометрических задач. Ученическая конференция.





Содержание курса

п\п

Содержание

Кол- во часов

Групповая

Индивидуальная

1

Математические игры

2

2

Сравнение

2

3

Взвешивание, переливание

2

4

Числовые задачи

3

5

Задачи на делимость и остатки

3

6

Логические задачи

4

7

Комбинаторика, перестановки, инварианты

3

8

Круги Эйлера

2

9

Задачи на движение, на части, решаемые с конца.

3

10

Задачи на принцип Дирихле

3

11

Задачи с геометрическим содержанием

3

12

Задачи, решаемые с применением уравнений

4







Тематическое планирование

п\п

№ в теме

содержание

Кол- во

часов

дата

примечание

Математические игры 2ч

1

1

Игры - шутки.

1

05.09

2

2

Алгебраические игры

1

12.09

Сравнение 2 ч

3

1

Знакомство с задачами на сравнение

1

19.09

4

2

Решение задач на сравнение. Игры со спичками

1

26.09

Выпуск математического листка

Взвешивание и переливание 2 ч

5

1

Решение задач на взвешивание. Логические упражнения со спичками

1

10.10

6

2

Решение задач на переливание. Подготовка к школьному туру олимпиады

1

17.10

Числовые задачи 3ч

7

1

Числовые головоломки.

1

24.10

Выпуск математического листка

8

2

Решение числовых задач.

1

31.10

9

3

Подготовка и проведение школьного тура олимпиады.

1

07.11

Задачи на делимость и остатки 3 ч

10

1

Задачи на свойства делимости чисел. Решение задач на разрезание.

1

14.11

11

2

Подготовка к муниципальной олимпиаде.

1

21.11

12

3

Игра «брейн-ринг»

1

28.11

Логические задачи 4ч

13

1

Задачи на «графы»

1

05.12

Выпуск математического листка

14

2

Учимся логическим рассуждениям

1

12.12

15

3

Задачи вида «верно ли»

1

19.12

16

4

Малая олимпиада. Старинные задачи

1

26.12

Комбинаторика, перестановки, инварианты 3 ч

17

1

Решение задач на комбинаторику. Подготовка к конкурсу «Олимпус»

1

09.01

18

2

Решение задач на подстановки и перестановки

1

16.01

19

3

Решение задач на инварианты.

1

23.01

Круги Эйлера 2ч

20

1

Знакомство с кругами Эйлера

1

30.01

Выпуск математического листка

21

2

Решение задач с помощью кругов Эйлера

1

06.02

Задачи на движение, на части, решаемые с конца. 3ч

22

1

Графическое решение задач на движение

1

13.02

23

2

Задачи на части

1

20.02

24

3

Способ решения задач с конца

1

27.02

Задачи на принцип Дирихле 3ч

25

1

Принцип Дирихле

1

06.03

Выпуск математического листка

26

2

Решение задач на принцип Дирихле

1

13.03

27

3

Участие в конкурсе «Кенгуру»

1

20.03

Задачи с геометрическим содержанием 3 ч

28

1

Геометрические задачи на разрезание и сгибание

1

03.04

29

2

Логические геометрические задачи

1

10.04

30

3

Решение геометрических задач

1

17.04

Задачи, решаемые с применением уравнений 4 ч

31

1

Решение текстовых задач методом уравнений.

1

24.04

32

2

Решение исторических задач

1

08.05

Чествование лучших .

33

3

Диофантовы уравнения

1

15.05

34

4

Итоговое занятие.

1

22.05

Список литературы

  1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И.

Внеклассная работа по математике в 6 - 8 классах. Москва.

  1. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 - 5 классов. Москва «Просвещение», 1986.

  2. Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.

  3. НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.

  5. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».

  6. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.

Домодедово. ВАП-VAP, 1994.



© 2010-2022