Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 11 классе.

Шеина Е. Н.- учитель математики,

высшая квалификационная категория

Тема: Применение свойств функции при решении уравнений.

Форма проведения - комбинированный урок с элементами исследования.

Цель урока:

  • обобщение и закрепление знаний по теме « Функции и их графики»;

  • воспитание познавательного интереса к учебному предмету;

  • формирование умений анализировать, проводить обобщение, переносить знания в новую ситуацию.

Оборудование: плакаты с изображением графиков функций, карточки с заданием, Е.П. Нелин Учебник алгебра и начала анализа 10 кл, Г.П. Бевз, В.Г. Бевз Учебник алгебра и начала анализа 11 кл.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: мы с вами закончили изучение всего программного материала. В рамках повторения на уроке рассматриваем вопрос о применение свойств функции при решении уравнений. Обращение к данной теме актуально, т.к. довольно часто встречаются уравнения, которые надо решать не традиционными способами. Кроме того решение таких уравнений с помощью свойств функций интересны, а некоторые из них необыкновенно красивы, а также позволяют экономить время. Я думаю, что в этом вы убедитесь сами. Работать будем по группам. Руководителями групп будут… (руководители в течение минуты распределяют обязанности в группе).

(2 мин)

2. Формулирование целей и задач урока.

В тетрадях записываем число, тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

Дома вы повторяли свойства показательной, логарифмической, показательной и тригонометрических функций.

От каждой группы выступают теоретики с использованием плакатов, на которых изображены графики этих функций. В это же время на доске записывается решение уравнения из домашней работы Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ=6-x, способом возведения обеих частей в квадрат. (7 мин) 4. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны функции: 1) Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; 2) Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; 3) Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; 4) Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; 5) Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; 6)Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; 7) Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ.

Назовите функции монотонные на всей области определения. Назовите функции, которые имеют наибольшее и наименьшее значение.

(3 мин)

5. Изучение нового материала.

Обратимся к решению уравнения из домашней работы. Его можно решить стандартным способом возведением обеих частей в квадрат как вы и сделали дома.

Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ=Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Решение: Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Проверкой убеждаемся, что х=8 - посторонний корень. Ответ: 5

Можно рассуждать иначе. Левая часть уравнения является функцией возрастающей на всей области определения, а правая - убывающей на множестве R, а значит и при хРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ4. По теореме о корне, если в уравнении f(x)=g(x) функция f(x) возрастает на некотором промежутке, а функция g(x) убывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более одного корня на этом промежутке. Если в уравнении f(x) = а функция f(x) возрастает или убывает на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более одного корня на этом промежутке. Решить уравнение - это значит найти все его корни или показать, что корней нет. Таким образом, уравнение Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ=Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ может иметь только один корень, который ищем подбором х=5.

Рассмотрим уравнение Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

ОДЗ: Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Та же ситуация. Левая часть - возрастающая функция, правая - убывающая. Подбором находим х=2.

Вывод: эти уравнения решались, используя возрастание и убывание функций.

Рассмотрим уравнение Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Проведем оценку левой и правой частей.

Левая часть: Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ.

Правая часть:-1Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ.

Если в процессе решения выяснилось, что одна частьРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ, а другаяРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ, то равенство левой и правой частей возможно тогда и только тогда, когда л.ч. и п.ч. равны Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ одновременно. Значит, данное уравнение равносильно системе:Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Решаем первое уравнение системы: Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ; х=0. Подстановкой убеждаемся, что х=0 подходит и ко второму уравнению соs0 =1. Ответ: 0

Вывод: при решении этого уравнения мы применяли оценку левой и правой частей уравнения.

Рассмотрим уравнение Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ.

Найдем ОДЗ этого уравнения:Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Т.е, ОДЗ состоит из одного числа - 1. В этом случае, если уравнение и имеет решение, то только х=1. Проверкой убеждаемся, что х=1 корень данного уравнения.

Вывод: если ОДЗ состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения непосредственной подстановкой. Иногда знание ОДЗ позволяет доказать, что уравнение не имеет решений.

(10 мин)

6. Первичное закрепление новых знаний.

Работа в группах. Задания одинаковые для всех групп. Определить способ решения данного уравнения (можно предложить найти корни той группе, которая справится с заданием быстрее)

1).Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ (Решение: исследование на возрастание, убывание функций. Подбором находим х=1.)

2).Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ= - Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ ( Решение: оценка левой и правой частей. Левая часть Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ, а правая Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ0. Корень уравнения х=4)

3).Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ (Решение: конечная ОДЗ.Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Корень уравнения х=3)

4). Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ ( Решение: Левая часть убывающая функция на множестве R ( как сумма двух убывающих функций), а правая - постоянная.

Подбором находим х=2) (7 мин)

7.Практическое применение полученных знаний.

Задание для групп: Решить уравнение. У доски практики защищают одно из уравнений, которое им досталось в процессе жеребьевки.

1.Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Решение: Находим ОДЗ: Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ ОДЗ:Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ Конечная ОДЗ. Проверкой находим корень х = -1 Ответ: -1

2. Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Решение: Поделим левую и правую части на 30Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Получим,Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ или Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Левая часть убывающая функция на множестве R (как сумма двух убывающих функций), а правая - постоянная.

Значит, уравнение имеет один корень. Подбором находим х=0. Ответ: 0.

3. Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Решение: ОДЗ:Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Левая часть функция возрастающая на ОДЗ, а правая - убывающая на ОДЗ. Значит, уравнение может иметь только один корень. Подбором находим х=1. Ответ: 1

4. Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Решение: С помощью равносильных преобразований запишем уравнение в виде: Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Проведем оценку левой и правой частей уравнения. Левая часть Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ, а правая частьРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ0. Равенство между левой и правой частями возможно только в том случае, если они одновременно равны 0. Таким образом, уравнение равносильно системе:

Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙРазработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ. Решим первое уравнение. Сумма двух неотрицательных функций может равняться нулю тогда и только тогда, когда каждое из слагаемых равно нулю. Таким образом, получаем, что первое уравнение имеет единственный корень х=0. Это решение удовлетворяет и второму уравнению. Значит, уравнение Разработка урока по теме СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

имеет единственный корень х=0. Ответ: 0 (11 мин)

7.Подведение итогов урока.

1).Выставляются оценки .

2). Учитель предлагает закончить предложения:

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Самым сложным для меня было…

Группа справилась с заданием потому, что…

8. Домашнее задание.

Составить четыре уравнения, которые решаются с помощью свойств функций.

Учитель: Мы рассмотрели нестандартные приемы решений уравнений. Я думаю, что вы убедились в том, что умение анализировать создавшуюся ситуацию, может во много раз ускорить процесс разрешения, казалось бы, не решаемой проблемы. (5 мин)


© 2010-2022