Разработка урока по теме Показательная функция

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияУрок по теме «Показательная функция».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о показательной функции, её свойствах, создать условия для развития умений получать знания посредством проведения исследовательской деятельности и анализа ситуации.


Развивающие задачи:

  • развитие памяти учащихся;

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.


Воспитательные задачи:

  • воспитание умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие любознательности учащихся;

  • развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

Средства обучения: компьютер, классная доска, слайдовая презентация, интерактивная доска, учебник «Алгебра и начала анализа10-11» под редакцией А.Г.Мордковича, чертёжные инструменты, карточки.


План урока


  1. Орг. момент 1 мин

  2. Повторение пройденного материала в форме игры 3-4мин

  3. Новая тема 13-15мин

  4. Закрепление изученного материала. 21-23мин

  5. Подведение итогов и домашнее задание 2 мин

Ход урока.


  1. Орг. момент.

  2. Игра «Самый умный на уроке»

Эта игра проводится с целью актуализации знаний учащихся на уроке изучения нового материала по теме «Показательная функция и ее график».

Учащемуся предлагается в течение 60 секунд отвечать на вопросы. (листочки розданы заранее)

Звание «самого умного на уроке» присваивается тому, кто ответил на большее количество вопросов. (итог в конце урока - можно приготовить мини - призы)

Вопросы:

  1. Независимая переменная (х)

  2. Наглядный способ задания функции (графический)

  3. График четной функции симметричен относительно чего (Оу)

  4. График квадратичной функции называется (парабола)

  5. Что обозначают буквой D (область определения)

  6. Способ задания функции с помощью формулы ( аналитический)

  7. График какой функции - прямая (линейной)

  8. О какой функции речь? Чем больше х, тем больше у. (возрастающая)

  9. Свойство функции f(-x) = f(x ) (четность)

  10. Множество значений, принимаемых независимой переменной

(область определения)

11) Что обозначают буквой Е ? (область значений)

12) График нечетной функции симметричен относительно чего

(начала координат)

13) О чем речь? Чем меньше х, тем больше у. (убывание)

14) Множество целых чисел - какая буква? (Z)

15) Точки пересечения графики функции с осью Ох (нули функции)

16) Множество действительных чисел -какая буква? (R)

17) Свойство функции f(-x) = - f(x) (нечетность)

Проверка ответов слайд№3


3. Изучение новой темы.

а) определение

Вам предстоит сегодня много рассуждать, делать выводы, спорить.

В жизни мы часто сталкиваемся с зависимостями между величин. Оценка по контрольной работе зависит от количества и правильности выполненных заданий, стоимость покупки от количества купленного товара и цен. Одни зависимости носят случайный характер, другие постоянны.

Давайте рассмотрим следующие законы. Слайд 4-6

Рост древесины происходит по закону A=A0*akt
A- изменение количества древесины во времени;
A0- начальное количество древесины;
t-время, к, а- некоторые постоянные.

Давление воздуха убывает с высотой по закону:P=P0*a-kh
P- давление на высоте h,
P0 - давление на уровне моря,
а- некоторая постоянная.

Изменение количества бактерий N=5t

N-число колоний бактерий в момент времени t

t- время размножения

-Что общее объединяет эти процессы? Слайд№7 -схожесть вида формулы, задающей закон у=с·акх

Тема нашего урока показательная функция. Слайд№8( запись в тетрадях)

-Положим в этих формулах с=1,к=1, какую функцию получим? - у=ах

постройте график Слайд№9

что это за функция?

б) практическая работа. Слайд№10

1 вариант 2 вариант

- построить графики функций

у=2х, у=(1/2)х

на отрезке[-2;3] с шагом 1.

Проверим правильность ваших построений Слайд№11

Давайте сравним графики функций у=2х , у=(3/2)х , у=(5/2)х

-какие выводы мы можем сделать ? - Чем больше основание ,тем более пологий график.

А теперь сравним графики функций у=(1/2)х , у=(4/6)х, у=(1/3)х и сделаем соответствующие выводы. - Чем больше основание, тем более пологий график.

Такие функции называются показательными.

И сегодня на уроке, мы должны дать определение показательной функции, рассмотреть некоторые свойства и научится применять эти свойства при выполнении заданий, определенного вида.

Итак, попробуйте сформулировать определение показательной функции.

(учащиеся отвечают, учитель, если нужно корректирует определение).

(На слайде№12 появляется определение, учащиеся записывают его в тетрадь)

По предложенной схеме исследовать функцию. Слайд№13

Каждый вариант исследует свою функцию

1. Область определения функции.

2. Область значений функции.

3. Точки пересечения с осями координат.

4.Промежутки возрастания и убывания.

в) проверка результатов практической работы.

Слайд№14,15

На экране появляются графики функций, учащиеся называют свойства, которые демонстрируются. Ученики делают записи в тетрадях.

4. Закрепление изученного.

Я предлагаю вам выполнить некоторые задания по теме нашего урока.

а) Устно.(учащиеся выбирают верный ответ, обосновывая выбор )

1.«Выбери показательную функцию».

а)Функции заранее записаны на доске

Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция; Разработка урока по теме Показательная функция.

б). Из предложенного списка функций, выбрать ту функцию,

которая является показательной: (На слайде16 )

Разработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функция


  1. Укажите множество значений функции:

Разработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функция

Последняя функция -решение в тетрадь Слайд№17

3.Дана функция: у =аx ± b. Вывести правило, по которому можно,

не выполняя построение графика данной функции,

найти область значения функции. Слайд№18-19 (правило записать в тетрадь)

Вывод:

Если у = а х+ b, то Е (у) = (b; +∞)

Если у = ах -b, то Е (у) = (-b; +∞)

4. Укажите возрастающую функцию. Слайд№20

Разработка урока по теме Показательная функция

5. Укажите убывающую функцию.

Разработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функция

Разработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функция

б) Письменно.

Используя свойства убывания или возрастания

показательной функции, сравнить с единицей следующие числа :№ 1322

Слайд№21

г) Самостоятельная работа (если необходимо с помощью учителя). Приложение 1












Дидактический материал к уроку по теме «Показательная функция»

Вариант №1

Ответы

Вариант №2

Ответы

1.

9,80

1

1.

3-2

1/9

2.

аx> 1 при а… ,х….

а> 1,х> 0 или

0< а< 1,х< 0

2.

Убывает ли y = 8 - x ?

да

3.

5

3.

Область определения
y = x2 + 5

Любое число

4.

Множество значений x, для которых определены значения y(x), называются…

Область определения

4.

Разработка урока по теме Показательная функцияРазработка урока по теме Показательная функция >

х-?

х<2

5.

Область определения показательной функции

5.

Через какую точку обязательно пройдёт график y = аx?

(0,1)

6.

Область определения

y = 2x+3

Любое число

6.

Множество значений показательной функции

E(аx)= R+

7.

Множество значений y = √х

у≥0

7.

а> 1, а x1 > а x2

Сравните x1 и x2

x1 >x2

8.

9

8.

636 - 2

6

9.

Решите неравенство 3x<34

х <4

9.

Сравнить числаи 1

<1

10.

Множество значений показательной функции

E(аx)= R+

10.

Область определения

y =

х≥0

11.

3x = 1, x = …

0

11.

19960

1

12.

y = аx . при а> 1 функция …

возрастает

12.

Название точки пересечения
y = аx с осью Оx

Ноль функции, Не пересекает

13.

Разработка урока по теме Показательная функцияВозрастает ли

y = ?

нет

13.

Возрастает ли
y = ?

да

14.

152

225

14.

25

5. Домашнее задание. ( на слайде№22)

6. Подведение итогов. Выставление оценок . ( на слайде№23)


При проведении урока по теме « Показательная функция»очень удобно использовать данную презентацию, т.к.высвобождается время для иллюстрации различных свойств и правил, появляется возможность быстро проверить небольшие с/р, при объяснении нового материала можно использовать более наглядные и красочные графики показательной функции.

Фрагменты этого урока можно также использовать при повторении пройденного материала, при подготовке к экзамену.

Цветными геометрическими фигурами на слайдах показаны гиперссылки.(слайд №11,16)

В ходе подготовки данной работы использовались материалы из опыта работы :

Морина С.А.- учитель математики МОУ СОШ №5 г.Железноводска


© 2010-2022