- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре за курс 9 класса
Рабочая программа по алгебре за курс 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Азарова Ю.Н. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
29 августа 2014
Рабочая программа,
составленная на основе программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2008
на 2014- 2015 учебный год
Азарова Юлия Николаевна
Ф.И.О. преподавателя
алгебра
Предмет
9 «Г» класс ( 3 часа )
Классы / количество часов в неделю
9 «Г» класс 102 часов
Классы / количество часов в год
Уровень (базовый или профильный уровень, расширенное изучение предмета) базовый
Базовый учебник:
Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 - 2014 год.
г. Подольск
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2008
Общая характеристика учебного предмета
Алгебра 9 класса нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели изучения математики в основной школе:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение алгебры в 9 классе в МОУ Гимназия № 7 отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю.
Количество учебных часов:
В год -102 часа (3 часа в неделю, всего 102 часа)
В том числе:
Контрольных работ - 8 (включая итоговую контрольную работу)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Учащиеся проходят итоговую аттестацию - в форме ОГЭ.
Учебно-методический комплекс учителя:
Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 - 2014 год.
Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова..- М.: Просвещение, 2008.
Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2008.
Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. - М.: Просвещение, 2008-2014.
Изменения в авторской учебной программе и их обоснование:
Из темы «Квадратичная функция» 1 час перенесен в тему «Уравнения и неравенства с двумя переменными». Из темы «Повторение» 5 часов перенесены в «Резерв».
Учебно-методический комплекс ученика:
Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2014 год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция (23 часа)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0, ах2 + bх + с<0, где а >0.
Обучающиеся должны
Знать:
-
прием нахождения приближенных корней;
-
понятие квадратного трехчлена;
-
формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
-
понятие функции и другие функциональные терминологии;
-
понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства;
-
основные функции курса алгебры 7 - 8 классов и их свойства;
-
понятия четной и нечетной функции.
Уметь:
-
выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена;
-
раскладывать трехчлен на множители;
-
правильно употреблять функциональную терминологию, понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
-
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком и решать; решать обратную задачу;
-
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Обучающиеся должны
Знать:
-
свойства и особенности графиков функций y=ax2, y=ax2+ n, y=a(x-m)2, y=ax2+bx+c;
-
свойства степенной функции при четном и нечетном натуральном показателе;
-
график функции y=ax2+bx+c можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов;
-
представление о нахождении значений корня с помощью микрокалькулятора;
-
понятие корня п-ой степени; свойства корней n-ой степени. понятие целого уравнения и его степени;
-
основные методы решения целых рациональных уравнений.
Уметь:
-
строить график квадратичной функции;
-
выполнять простейшие преобразования графиков;
-
указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы;
-
находить по графикам квадратичной и степенной функций промежутки возрастания и убывания функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак.
-
решать целые уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (18ч)
Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнений второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Обучающиеся должны
Знать:
-
понятия системы уравнений, неравенств с двумя переменными;
-
уравнение окружности.
Уметь:
-
решать текстовые задачи методом составления систем;
-
решать системы уравнений методом подстановки, методов ведения вспомогательной переменной;
-
решать графически системы уравнений;
-
решать простейшие системы неравенств второй степени.
Глава 4. Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Обучающиеся должны
Знать:
-
понятие последовательности, n-го члена последовательности; арифметическая прогрессия - последовательность особого вида; формулы n-го члена последовательности, арифметической прогрессии; формулы суммы n первых членов для арифметической прогрессии.
-
геометрическая прогрессия - последовательность особого вида;
-
формулы n-го члена геометрической прогрессии;
-
формулы n членов для геометрической прогрессии, для бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь:
-
использовать индексные обозначения;
-
решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с непосредственным применением изучаемых формул.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Обучающиеся должны
Знать:
-
понятия: перестановки, размещения, сочетания; относительной частоты, случайного события;
-
различные подходы к определению вероятности случайного события;
-
формулы для подсчета числа перестановок, размещений, сочетаний.
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи на применение изученных формул;
-
решать задачи на нахождение вероятностей случайных событий.
Глава 6. Повторение (19 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Знать:
-
математические термины и формулы;
-
различные методы решения задач, пропорций, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
-
графики основных элементарных функций и их свойства;
-
способы преобразования выражений.
Уметь:
-
правильно употреблять математические термины и формулы;
-
применять различные методы при решении задач, пропорций, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
выполнять преобразование различных выражений.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во
часов
По программе
Примечание
Квадратичная функция
23
22
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
14
Уравнения и неравенства с двумя переменными
18
17
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
15
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
13
Повторение
14
21
Резерв
5
-
Итого
102
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел, название урока в
поурочном планировании
Дата
Примечание
план
факт
§1. ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА.
1
Функция. Область определения и область значений функции
01.09-06.09
2
Область определения и область значений функции
01.09-06.09
3
Свойства функций
01.09-06.09
4
Свойства функций
08.09-13.09
5
Свойства функций
08.09-13.09
§2. КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН.
6
Квадратный трехчлен и его корни
08.09-13.09
7
Квадратный трехчлен и его корни
15.09-20.09
8
Разложение квадратного трехчлена на множители.
15.09-20.09
9
Разложение квадратного трехчлена на множители
15.09-20.09
10
Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»
22.09-27.09
§3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК.
11
Функция y=ax2 , ее график и свойства
22.09-27.09
12
Функция y=ax2 , ее график и свойства
22.09-27.09
13
Графики функций y=a(x-m)2
29.09-04.10
14
Графики функций y=ax2+ n
29.09-04.10
15
Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2
29.09-04.10
15
Построение графика квадратичной функции
06.10-11.10
16
Построение графика квадратичной функции
06.10-11.10
17
Построение графика квадратичной функции
06.10-11.10
§4. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ. КОРЕНЬ п-ой СТЕПЕНИ.
18
Функция у=хп
13.10-18.10
20
Корень п-ой степени
13.10-18.10
21
Дробно-линейная функция и ее график
13.10-18.10
22
Степень с рациональным показателем
20.10-25.10
23
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция»
20.10-25.10
ГЛАВА II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (14 ч)
§5. УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
24
Целое уравнение и его корни
20.10-25.10
25
Целое уравнение и его корни
27.10-02.11
26
Целое уравнение и его корни
27.10-02.11
27
Итоговое занятие 1-ой четверти.
27.10-02.11
28
Дробные рациональные уравнения
10.11-15.11
29
Дробные рациональные уравнения
10.11-15.11
30
Дробные рациональные уравнения
10.11-15.11
31
Дробные рациональные уравнения
17.11-22.11
§6. НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
32
Решение неравенств второй степени с одной переменной
17.11-22.11
33
Решение неравенств второй степени с одной переменной
17.11-22.11
34
Решение неравенств методом интервалов
24.11-29.11
35
Решение неравенств методом интервалов
24.11-29.11
36
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
24.11-29.11
37
Некоторые приемы решения целых уравнений
01.12-06.12
ГЛАВА III. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (18 ч)
§7. УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ.
38
Уравнение с двумя переменными и его график
01.12-06.12
39
Уравнение с двумя переменными и его график
01.12-06.12
40
Графический способ решения систем уравнений
08.12-13.12
41
Графический способ решения систем уравнений
08.12-13.12
42
Графический способ решения систем уравнений
08.12-13.12
43
Графический способ решения систем уравнений
15.12-20.12
44
Решение систем уравнений второй степени
15.12-20.12
45
Решение систем уравнений второй степени
15.12-20.12
46
Решение систем уравнений второй степени
22.12-27.12
47
Решение систем уравнений второй степени
22.12-27.12
48
Итоговое занятие 2-ой четверти.
22.12-27.12
49
Решение задач с помощью уравнений второй степени
12.01-17.01
50
Решение задач с помощью уравнений второй степени
12.01-17.01
§8. НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ.
51
Неравенства с двумя переменными
12.01-17.01
52
Неравенства с двумя переменными
19.01-24.01
53
Системы неравенств с двумя переменными
19.01-24.01
54
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
19.01-24.01
55
Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными
26.01-31.01
ГЛАВА IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ (15ч)
§9. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
56
Последовательности.
26.01-31.01
57
Последовательности
26.01-31.01
58
Определение арифметической прогрессии.
02.02-07.02
59
Формула п-го члена арифметической прогрессии
02.02-07.02
60
Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии
02.02-07.02
61
Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии
09.02-14.02
62
Обобщающий урок по теме «Арифметическая прогрессия»
09.02-14.02
63
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия»
09.02-14.02
§10. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
64
Определение геометрической прогрессии.
16.02-21.02
65
Формула п-го члена геометрической прогрессии.
16.02-21.02
66
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
16.02-21.02
67
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
23.02-28.02
68
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
23.02-28.02
69
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия».
23.02-28.02
70
Метод математической индукции
02.03-07.03
ГЛАВА V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ (13 ч)
§11. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ.
71
Примеры комбинаторных задач
02.03-07.03
72
Примеры комбинаторных задач
02.03-07.03
73
Перестановки
09.03-14.03
74
Перестановки
09.03-14.03
75
Размещения
09.03-14.03
76
Размещения
16.03-21.03
77
Сочетания
16.03-21.03
78
Итоговое занятие 3-ей четверти.
16.03-21.03
79
Сочетания
01.04-04.04
§12. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
80
Относительная частота случайного события
01.04-04.04
81
Вероятность равновозможных событий
01.04-04.04
82
Сложение и умножение вероятностей.
06.04-11.04
83
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
06.04-11.04
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО КУРСУ VII - IX КЛАССОВ.
84
Вычисления.
06.04-11.04
85
Вычисления
13.04-18.04
86
Тождественные преобразования.
13.04-18.04
87
Тождественные преобразования.
13.04-18.04
88
Уравнения.
20.04-25.04
89
Системы уравнений
20.04-25.04
90
Неравенства.
20.04-25.04
91
Неравенства второй степени.
27.04-02.05
92
Функции.
27.04-02.05
93
Графики функции
27.04-02.05
94
Повторение. Решение целых уравнений
04.05-09.05
95
Повторение. Решение систем уравнений
04.05-09.05
96
Повторение. Решение неравенств
04.05-09.05
97
Итоговая контрольная работа
11.05-16.05
98
Повторение. Решение дробных уравнений
11.05-16.05
99
Повторение. Системы линейных неравенств
11.05-16.05
100
Повторение. Системы неравенств второй степени
18.05-23.05
101
Повторение. Функции и их графики
18.05-23.05
102
Повторение. Решение текстовых задач на составление уравнений
18.05-23.05
Контрольных работ - 8.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2008
3. Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2014 год.
4. Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..- М.: Просвещение, 2008.
5. Уроки алгебры в 9 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2008.
6. Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. - М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
2. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 9 классе- М.: «Вербум - М», 2000;
3. Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М : Просвещение», 1991;
4. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. Сост. Ким Н.А. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006;
5. А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. - М.: «Мнемозина»,2003;
6. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2005.
7. Олимпиадные задания по математике. 9 класс / авт.-сост. С.П. Ковалёва. - Волгоград: Учитель,2007.
Перечень сайтов;
prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
center.fio.ru/som
edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
internet-scool.ru - сайт Интернет - школы издательства Просвещение.
Диски:
Электронное приложение к учебнику Ю.Н.Макарычев «Алгебра» 9 класс.
Рассмотрено на заседании кафедры
________________________________
Протокол № 1
От «27» августа 2014 г.
Руководитель кафедры
____________/Е.М.Лещенко/
Согласовано
Заместитель директора по УРВ
___________/ ______________/
«__» августа 2014 г.
13