Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Гребенюк А.А. -учитель математики МБОУ «Изыхская СШ»

Для современного Российского общества актуальность и значимость качественного образования, способность к генерации новых знаний была и остаётся важнейшей ценностью. Глубоко знающий свой предмет преподаватель, способный не просто передать информацию, а увлечь учеников, воспитать их в духе поиска, активного процесса мышления, должен стать тем фундаментом, опираясь на который система образования сделает качественный рывок вперёд.

Однако только благодаря взаимным усилиям школа, станет оплотом не только знаний, но и тем живым растущим организмом, который позволит собрать воедино всё самое лучшее, сможет способствовать претворению в жизнь главного дела любого учителя - развить Личность, воспитать Человека. Именно с этих общечеловеческих, социально значимых гражданских позиций следует отталкиваться, когда речь идёт о процессе обучения и воспитания.

На современном этапе развития образования предполагается создание всех необходимых условий для реализации творческого потенциала личности, условий, при которых вместе с накоплением и применением знаний, развивались бы склонности, способности, интересы каждого ученика. Академик А.Александров отмечает «…цель школьного образования состоит в том, чтобы дать человеку основные практически нужные знания и развить его личность».

Акцент ставится на воспитании гармонически развитой личности, способной к творческому самоопределению, самореализации, формировании в обучающихся способности к самостоятельному критическому мышлению, эффективному сотрудничеству, открытости для новых связей, контактов.

Я думаю, многие коллеги со мной согласятся, что педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно - внеурочных занятий.
Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.
Мне близка идея, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. В этом им помогает внеурочные занятия, предметные декады, различные конкурсы и олимпиады, на которых они смогут раскрыть себя и свои знания.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций достижима во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей .Ребята с большим интересом создают проекты, особенно это можно увидеть на уроках геометрии, когда они моделируют фигуры на уроках в плоскости и знакомят их с младшими школьниками на внеурочной деятельности «Математика и конструирование». Геометрия такой предмет, в которой учащиеся могут выразить себя в критичском мышлении. Критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Критическое мышление - это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление.

Критическое мышление - мышление самостоятельное.
Занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.

Например при изучении новой теоремы, я даю высказаться учащихся о их предположениях в доказательстве этой теоремы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением - это словно подтверждает нашу правоту.

Это дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; -умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

учителю дает:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. (исторические минутки-откуда произошёл термин, биография ученых и т.д.) По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
- Вещественные связи - это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагога и детей.

Эти связи могут быть представлены через использование на уроках приготовленных ими подборке исторических материалов по изучаемой теме виде слайдов. Учащийся выполняют это на внеурочных занятиях. Нередко исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него. Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника.
- связи развития личности (личностные) - это связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности учащегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей.
Все это я использую в своей практике преподавания.
Предмет "математика" создаёт благоприятную почву для урочной и внеурочной интеграции деятельности учащихся. В своей работе я использую как межпредметные, так и внутрипредметные виды интеграции: межпредметные интеграции (с физикой, химией, информатикой, биологией) позволяют обеспечить учащимся познание целостной картины мира и взаимосвязи её частей, внутрипредметные интеграции позволяют структурировать эти понятия и конкретизировать их.
Общекультурная значимость учебного предмета «математика» в средней школе наряду с её основными ценностями не вызывает сомнения. Однако особенности преподавания математики в сельской школе отрицать невозможно.

В умелых руках учителя, педагога математика, как скальпель хирурга, может сделать поистине уникальные вещи.

Современные образовательные технологии обучения и воспитания в сочетании с традиционными формами и методами в полной мере способствуют реализации поставленных задач Российского образования нового уровня: доступности, качества, эффективности.

В Республике Хакасия имеется ряд существенных особенностей, которые, безусловно, влияют на развитие образовательной системы в целом. «Отличительная особенность республики состоит в том, что очень много школ расположены в сельской местности, и поэтому большая доля учащихся обучается в сельских школах…так же имеются и малокомплектные школы.

На уроках и во внеурочной деятельности широко применяются современные технологии: ИКТ, проектно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированное обучение и т.д. Уже трудно представить урок без использования мультимедийного оборудования, компьютера, интерактивной доски, ЦОР. Слово «интернет» стало нарицательным.

Однако проблемы воспитания личности остались прежними: как найти ту золотую середину, чтобы взаимосвязь процесса обучения и воспитания дала ожидаемый положительный эффект. Ведь не секрет, что не каждый учитель, педагог в полной мере владеет всеми необходимыми инструментами для претворения намеченных планов, реализации идей. И здесь следует обратить внимание на личность самого педагога, его внутреннюю сущность, готовность к реализации задач на современном этапе развития образования. От сознания успешности самого педагога, его внутренней самоорганизации, личности будет во многом зависеть процесс обучения и воспитания.

Групповая и коллективная работа учащихся возможна на уроках практически по всем учебным предметам, в том числе и по математике. Для разных уровней обучения преобладающими могут являться как групповые, так и индивидуальные, парные, коллективные виды работ. Это тесно связано с целями, задачами обучения, возрастом учащихся, другими факторами. На уроках математики мной используются различные формы организации учебно-воспитательного процесса. При этом все элементы активно взаимодействуют: и цель, и содержание, и средства, и методы, и организация.

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности школьников формирует нравственное воспитание и не только в учебной деятельности. В сельской местности практически все семьи имеют личные приусадебные хозяйства. Ребята активно участвуют в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят в школе, дома также формирует высоконравственную личность, а отношение к труду, сплетаясь воедино с учебным процессом, создает атмосферу формирования гармонически развитой личности. Именно эта особенность обучения в сельской местности дает неповторимую возможность сочетания двух важнейших составляющих: учёбы и труда. И грань между этими понятиями определить практически невозможно: мы говорим, что учёба - это труд, а труд - это учёба. И хочется вспомнить историю, как юноша Ломоносов, с малых лет приученный к труду, смог преодолеть долгий путь от крестьянина-помора, и стать великим ученым, именем которого гордится Россия. Может быть, пройдет не так уж много лет, когда село, сельский учитель и сельские дети станут синонимами возрождения современной России.

Урок математики - 45 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!

Учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребёнка. Именно учитель может изменить школу, сделать её современной.


© 2010-2022