- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике «Серия испытаний»
Урок по математике «Серия испытаний»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Токарская М.С. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка занятия
(построенного с позиции компетентностного подхода)
-
дисциплины
Математика
тема
Серия испытаний
преподаватель: Токарская М.С.
Приморский край, г.Лесозаводск, 2013 г.
№ занятия____
Тема: «Серия испытаний»
Междисциплинарные связи: математика, экономика.
Методическая идея: продемонстрировать, использование проблемных ситуаций на уроке, для формирования у учащихся способов вычисления вероятности при серии испытаний.
Цели занятия:
Образовательные:
-
приобретение умений и навыков работы со схемой Бернулли для вычисления вероятностей;
Развивающие:
-
развитие навыков применения знаний на практике;
-
формирование и развитие функционального мышления студентов;
-
развитие навыков сравнения, анализа и синтеза;
Воспитательные:
-
воспитание интереса к предмету через практическое применение теории;
-
достижение сознательного усвоения учебного материала студентов, формирование умения работать в коллективе, правильного использования терминов, интереса к науке, уважения к будущей профессии.
Вид занятия: урок.
Тип занятия: комбинированное занятие:
-
закрепление пройденного на предыдущих занятиях материала;
-
тематическая, информационно-проблемная технология;
-
обобщение и закрепление изученного на данном занятии материала.
Методы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, репродуктивный.
Место проведения занятия: аудитория (каб. №7).
Продолжительность занятия: 45 мин.
Квалификационные требования:
После этого занятия обучающиеся смогут вероятности событий при серии испытаний, используя формулу Бернулли.
Основные понятия: событие, случайное событие, испытание, опыт, исход, благоприятный исход, вероятность, независимые испытания, противоположная вероятность.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение: справочные материалы, презентация по теме урока, кроссворд.
Компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.
План урока.
-
Организационный этап
2мин
-
Актуализация знаний, мотивация целеполагания:
-
устный опрос;
-
самостоятельная работа с самопроверкой
-
мотивация целеполагания
15мин
-
Изучение нового материала
10 мин
-
Закрепление знаний
10 мин
-
Домашнее задание
3 мин
-
Подведение итогов. Рефлексия.
5мин
Тема: Серия испытаний
Ход урока
-
Организационный момент: 2 мин.
(приветствие, готовность группы к занятию).
-
Проверка знаний:
-
Проверить фронтально по слайдам вопросы: 5 мин.
-
-
определение раздела "Теория вероятностей"
-
основные понятие раздела "Теория вероятностей"
-
какие события изучает "Теория вероятностей"
-
характеристика случайного события
-
классическое определение вероятности
-
-
Решение задач по рядам: 5 мин. (задачи выдаются заранее, потом листы сдаются с подписями и ответами)
-
1 вариант.
-
Из колоды в 36 карт вынимают 5 карт. Найти число всевозможных вариантов выбора.
-
Бросается игральный кубик. Какова вероятность того, что выпадает четное и меньшее 5 число очков?
2 вариант.
-
Из 30 участников собрания надо выбрать председателя и секретаря. Сколькими способами это можно сделать?
-
В коробке девять одинаковых радиоламп, три из которых были в употреблении. В течение рабочего дня мастеру для ремонта аппаратуры пришлось взять две радиолампы. Какова вероятность того, что обе взятые лампы были в употреблении?
3 вариант.
-
Сколькими способами могут быть распределены 5 вариантов заданий между учащимися вашего класса?
-
В ящике находиться 2 белых и 2 черных шара. Наугад вынимают 2 шара. Найти вероятность того, что вынуты 2 белых шара.
Проверка у доски способов решения задач. 5 мин.
1 вариант.
1 способ: Подсчитаем искомую вероятность непосредственно. 1,2,3,4,5,6
2 способ: Получим тот же результат, используя теорему умножения: под событием А будем понимать появление четного числа очков, а под событием В - появление числа очков, меньшего 5. Событию А благоприятствуют исходы А2, А4, А6, а событию В - исходы А1, А2, А3, А4. Потому
Р(А) = 3/6,
Р(В) = 4/6 = 2/3.
Из трех исходов, благоприятствующих событию А, исходы А2, А4 благоприятствуют событию В. Следовательно, РА(В) = 2/3. Тогда по теореме умножения
Р(АВ)=Р(А)РА(В)=3/6 2/3=1/3
2 вариант.
1 способ
Р(АВ)=Р(А)РА(В)=3/9*2/8=1/12
2 способ
Заметим, что задачу можно решить, если воспользоваться комбинаторикой. В этом случае ответом на вопрос задачи является число
3 вариант.
Общее число исходов -
Число благоприятных исходов -
Вероятность того, что вынуто два белых шара - 1/6
Оцениваем задачи следующим образом - поменяйтесь с соседом по парте листами, проверять и оценивать вас будет именно он.
Критерии:
Решена первая задача без второй - 3, решена вторая задача без первой- 4, решены обе задачи, но есть погрешности в вычислениях - 4, решены обе задачи без ошибок - 5.
Вывод по решению вторых задач:
Вероятность появления события одинаковая для каждой задачи: m и n - const
-
-
Целеполагание через задачу: 5 мин.
-
Задача. Два равносильных шахматиста играют несколько партий. Какова вероятность выиграть две партии из четырех? Какова вероятность выиграть три партии из шести (ничьи во внимание не принимаются)?
Вопрос:
-
-
-
Решите предложенную задачу.
-
Какое затруднение у вас возникло?
-
Подумайте и назовите, чем отличаются вопросы данной задачи от вопросов предыдущих задач?
-
-
Рассуждением, сравнением добиться ответа: в вопросах m и n - разные, то есть в предыдущих задачах нужно было найти вероятность одного события в одном испытании, а в этих задачах было несколько испытаний с различными исходами.
-
-
-
Изучение нового материала: 10 мин.
-
-
При практическом применении теории вероятностей и математической статистики часто приходится встречаться с задачами, в которых один и тот же опыт повторяется неоднократно. В результате каждого опыта может появиться или не появиться событие A, причем нас интересует общее число появлений события A в серии опытов.
Такая стандартная схема часто встречается и в самой теории вероятностей. Она называется схемой независимых испытаний или схемой Бернулли. Швейцарский математик XVII в. Якоб Бернулли объединил примеры и вопросы такого типа в единую вероятностную задачу-схему (работа "Искусство предположений" опубликована в 1713 году).
Если производятся испытания, при которых вероятность появления события А в каждом испытании не зависит от исходов других испытаний, то такие испытания называют независимыми относительно события А. Испытания, в каждом из которых вероятность появления события одинакова.
Теорема Бернулли. Вероятность того, что в n независимых испытаниях, в каждом из которых вероятность появления события равна p (0 < p <1), событие наступит ровно k раз (безразлично в какой последовательности), равна
Pn (k) = ,
Вернемся к нашей задаче про шахматистов.
Решение: Играют равносильные шахматисты, поэтому вероятность выигрыша p=1/2; следовательно, вероятность проигрыша q также равна 1/2. Так как во всех партиях вероятность выигрыша постоянна и безразлично, в какой последовательности будут выиграны партии, то применима формула Бернулли.
Найдем вероятность того, что две партии из четырех будут выиграны:
Найдем вероятность того, что будут выиграны три партии из шести:
Так как P4(2)> P6(3), то вероятнее выиграть две партии из четырех, чем три из шести.
-
-
-
Закрепление знаний. Решение задачи с разбором у доски. 10 мин.
-
-
Задача. Вероятность выигрыша на валютном рынке равна 0,7. Найти вероятность того, что в результате пяти независимых попыток игрок выиграет ровно 4 раза; не менее 4 раз.
Решение.
Событие А - игрок выиграл.
Проводиться серия независимых испытаний, в каждом из которых вероятность события остается постоянной. значит для подсчета требуемой вероятности применим формулу Бернулли.
n = 5, k = 4, p = 0.7
P(A) =
Ответ: вероятность того, что игрок выиграет 4 раза - 0,36.
Для выяснения выигрыша в не менее 4 случаях нам нужно вычислить вероятности выигрышей в 0, 1, 2, 3 и 4 случаях, а затем эти вероятности сложить.
Сложим полученные вероятности: 0,00243+0,02835+0,1323+0,3087+0,36015 = 0,83193
Ответ: вероятность того, что игрок выиграет не менее 4 раз - 0,83.
-
-
-
Домашнее задание. 3 мин. (распечатано на листах каждому)
-
-
Предлагаю вам дома решить кроссворд для повторения материалов предыдущих уроков и решить задачу по новой теме.
-
Раздел математики, занимающийся комбинациями.
-
Факт какого-то действия, взаимодействия или явления.
-
Событие, которое происходит при выполнении определенной совокупности условий
-
Событие, которое зависит от того, произойдет или нет другое событие.
-
События, при котором появление одного не зависит от появления другого.
-
Сумма случайно выбранных объектов.
-
События, которые при любых условиях не произойдут.
-
События, которые при определенных условиях произойдут или нет.
Ответы:
4
2
7
6
8
1
3
5
комбинаторика
-
событие
-
достоверное
-
зависимое
-
независимые
-
выборка
-
невозможные
-
случайные
Задача. На каждые 10 компьютеров, выставленных на продажу компанией Microsoft, приходить в среднем 6 с плоским монитором. Определить вероятность того, что среди 4 купленных компьютеров: не будет плоских мониторов; хотя бы два компьютера будут с плоским монитором.
-
-
-
Рефлексия.
-
-
Продолжите фразы:
-
я познакомился с ...
-
было непросто ...
-
у меня получилось ...
-
хотелось бы ...
-
мне запомнилось ...
-
я попробую ...
Этап деятельности
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Примечания
-
Организационный этап
Приветствует студентов и преподавателей, создает положительный настрой в группах.
Слушают преподавателя
-
Актуальность знания. Мотивация целеполагания:
-
устный опрос
-
самостоятельная работа
-
мотивация целеполагания
Организует повторение материала предыдущего урока в виде устного опроса; проводит самостоятельную работу по рядам; создает проблемную ситуацию (задача про шахматистов) для подведения студентов к изучаемому понятию.
-
Слушают преподавателя;
-
Отвечают на вопросы устно;
-
Решают задачу с последующей проверкой у доски;
-
Отвечают на вопросы при создании проблемной ситуации, пытаются решить задачу известными им способами.
Решение и ответы к задачам записываются на обратной стороне листа, там же ставиться оценка за работу.
-
Изучение новых знаний.
-
Рассказывает о схеме Бернулли, условиях применения этой схемы.
-
Формулирует теорему Бернулли, записывает формулу.
-
Решает вместе с учащимися задачу про шахматистов.
-
Слушают преподавателя, записывают теорему и формулу в тетрадь.
-
Вместе с преподавателем решают задачу.
-
Закрепление знаний.
Помогает разобрать условие следующей задачи, решить ее (проводит вычисления на калькуляторе)
-
Слушают преподавателя и учащегося у доски, записывают решение задачи в тетрадь.
-
Домашнее задание.
Объясняет домашнее задание, сроки его выполнения.
Слушают преподавателя, проверяют задание по листам.
-
Рефлексия.
Проводит инструктаж по заполнению анкеты для проведения самоанализа, выявления качественной и количественной оценки урока.
Слушают преподавателя, заполняют анкету.