Выступление Оценивание для обучения и оценивание обучения

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Приреченская средняя школа»







Оценивание для обучения и оценивание обучения



Полякова Н.Б.-учитель математики







Выступление на педсовете март 2015год





За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений, навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло изменения в системе оценивания. Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Оценивание - это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями. Когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.
Много работая со своими детьми, я поняла следующее: успешным может быть тот ученик, который смог преодолеть свои страхи и неуверенность, тот который с удовлетворением идет домой после урока и с нетерпением рвется в школу.
А идеальным ученик будет тогда, когда ученик удовлетворенный своей деятельностью и собой будет считать себя счастливым от полученных знаний и достигших результатов.
Оценить успешность обучения оказалось сложным процессом . Ведь балльная система не дает точного результата при оценивании. Оценивание - категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.
Профессия учителя непрерывно связана с оцениванием, ведь должна быть обратная связь, которая показывает уровень усвоения материала учащимися. В своей педагогической деятельности я использую оценивание обучения, что позволяет мне видеть, на сколько, учащиеся владеют материалом, а для учащихся оценка является стимулом. Ведь не секрет: ребенок всегда стремится получить оценку «пять», для этого он старается понять материал или «зазубрить» не понимая смысла. Как быть в такой ситуации, ведь нет объективности? Поэтому я задаю вопрос: Как оценивать? Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола - «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Современное оценивание должно быть гибким , понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание. Суммативное ( оценивание обучения) или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель. Формативное оценивание ( оценивание для обучения) используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп - это формативная оценка; когда обедающий ест суп - это суммативная оценка. Приведу примеры из опыта своей работы. Самооценку использую при работе учащихся в парах. Выполняя задания, учащиеся оценивают свою работу: справились они с заданием, или нет. Результаты отмечают в оценочных листах. Далее учащиеся работали в группе и снова оценивали, но теперь уже применяли взаимооценку - оценивали друг друга. Если учащийся справился с заданием, то ему ставили «+» в оценочной листе, если не справился - то «-». Еще я использовала прием , в котором ставили учащиеся самооценку себе и ставила рядом свою оценку за урок я. Данный метод был эффективным в начале, после чего учащиеся стали оценивать себя завышено. После этого предложила учащимся бланк взаимооценивания по каждому этапу урока и вывести итоговую оценку, данный прием оказался эффективным в группах с сильным лидером , а в группе где такие лидеры отсутствовали оценивание оказалось не эффективным, учащиеся ставили друг другу завышенные оценки и при этом играла роль взаимоотношения в группе. Пришлось разделить учащихся по группам так, чтобы в группе оказались ученики, которые менее всего общались друг с другом, но совместная работа в группе и диалоговое общение сыграло важную роль. Пришлось искать новые методы оценивания. Одни виды оценивания оказались долгими в подсчетах, другие не раскрывали успешность оценивания в полученных знаниях, третьи не подходили для данной возрастной категории. Пришлось пересмотреть несколько вариантов оценивания. И пришла к собственному решению данной проблемы. На одном из уроков я предложила учащимся самооценить себя за урок, далее передать бланк каждому участнику группы для взаимооценивания по каждому этапу урока. После этой процедуры учащимся нужно было ознакомится и обсудить в группе свои оценки и произвести корректировку оценивания. Вот только после такого приема работы мне удалось научить моих учащихся быть гуманным в оценивание не только к себе, но и к окружающим, при этом быть честным и справедливым со всеми, несмотря на взаимоотношения. Конечно, работа занимает много времени. И при этом нужно оценивание использовать так, чтобы процесс обучения не навредил, а повысил мотивацию к обучению, привел к позитивному отношению, как к учителю, так и к одноклассникам. При этом ученик должен себя чувствовать защищенным, удовлетворенным и успешным.
Я считаю, что именно оценивание самими учащимися своих знаний и знаний одноклассников, играет важную роль в их пересмотре взглядов на обучение. Изменился мир, появились новые технологии в обучении, изменился ученик, который может сам себя оценить, умеет оценивать других. Ведь оценка как со стороны учителя так и со стороны ученика может обучить, направить, стимулировать , при этом эмоционально настроить или наоборот. По этой причине необходимо знать среду в которой ты находишься и уметь оценить учащего так, чтобы перечисленные направления оценивания вызвали позитивный стимул у учащихся. Оценка это неотъемлемый компонент в учебном процессе, оценка это регулятор и показатель результата не только учащихся, но и учителя. Для позитивного оценивания я выбрала различные виды рефлексии, а в них отметила стратегии оценивания. Рефлексия позволила сформировать адекватную самооценку у учащихся, умение высказывать свои мысли.
«Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи» «Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка». Именно эти слова педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили и можно считать ключевыми в стратегии позитивного оценивания. И я призываю вас, уважаемые коллеги, оценивать знания ученика , а не его личность .Необходимо научить учащихся работать в группе. Ведь группа - это объединение, объединившихся вместе людей для совместной работы, для достижения определенной совместной цели. При этом эффективность группы зависит от слаженной работы и личных качеств самих участников группы. А эффективность оценивания будет в том случае, когда работа в группе будет сплоченная, учащиеся умеют самостоятельно работать, будет присутствовать коммуникабельность в отношениях, которая приводит к высоким результатам группы. Организация групп и работа с группами учащихся показали мне, что важно предлагать учащимся выбор в обучении, самоорганизацию в работе. В центре обучения должен находиться ученик. Хочу напомнить слова Питера Клаина: «Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое обучение» Успешное осуществление педагогической деятельности современным учителем невозможно без применения эффективных педагогических технологий обучения и воспитания. Использование педагогических технологий позволяет рационально выстраивать процесс обучения. Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому я уделяю особое внимание способам организации контроля и его содержанию.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано с новыми подходами в преподавании и обучении. Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).
Поделюсь еще некоторыми своими наработками 1. Определение сложностей обучения, через дифференцированные задания. На уроке я использую такие задания для «медленных», «средних» и «способных» учащихся: «медленным» учащимся собрать из отдельных фраз- вырезок теорему, правило, определение; «способным» учащимся давалось составить из разрезанных частей решение примера, уравнения . Выполнение своего задания учащиеся оценивали «+» или «-» в оценочном листе, далее дети собирали части в связный рассказ и оценивали работу полностью всей группы.
2. Обратная связь, через рефлективный анализ. Ученики записывают свои выводы и мысли по изученному материалу, а также отмечают своё настроение в виде смайлика, цветового стикера (зелёный - уверенность, синий - неуверенность, красный - страх, жёлтый - радость), «Дерево успеха».
3. Мотивация, через отбор и сортировку. Часто обратная связь выступает как мотив. А перспектива оценивания является стимулом для концентрации ума и действий учеников.[РУ. стр.162] Так ученики, зная, что их работа будет оценена другой группой, стремятся для составления презентации использовать все свои знания, ресурсы и навыки в оформлении. Повышается интерес к обучению и внутренняя мотивация.
4. Прогнозирование и отбор. В конце урока учащиеся ставили перед собой цели следующего урока, т.е. что они будут узнавать нового.Начало формы

Конец формы

Приведу примеры эффективной обратной связи: 1. В конце урока я прошу учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами 2. В начале урока записываю на доске ключевые термины темы и прошу учеников дать им свое определение. По мере изучения темы вновь предлагаю ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными. 3. Предлагаю ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.

Считаю, что для успешного обучения необходимо знание и понимание учащимися критериев оценивания. Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволяет сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод, что правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала . При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я - по- другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист» отпадают сами собой. Из опыта оценивания из своей практики работы. Я повесила на доску экран оценивания, где за каждое задание выставлялись жетоны разных цветов. Экран оценивания удобен тем, что на нем отражаются достижения каждого школьника. Ученик видит, где, над какими заданиями ему еще нужно поработать. Как ни странно, но у некоторых оценки ухудшились, потому что при такой «прозрачности» уже завысить оценку невозможно. При этом на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводятся по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивают себя объективно, бывает оценки завышены и не соответствуют данным критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, нахожу несоответствия, довожу эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Также для объективности выставления оценок при взаимооценивании карточки с выполненными заданиями для проверки и оценивания меняю между малыми группами. Ученик одной малой группы не знает , кто проверял и оценивал его работу. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Если же нужно оценить работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценщиками их работы. Используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. Прием «Кулак-ладонь».При использовании этого метода формируются навыки самоуправления. Сущность метода направлена на формирование навыков самооценивания:

  • раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов;

  • три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать;

  • кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели. Можно проводить оценивание в виде психологического настроя:

  • Мне понравилось на уроке …

  • Мне удалось на уроке…

  • Я порадовался на уроке за …

  • Я могу похвалить себя за …

  • Мне надо еще поработать над …

  • А теперь, ребята, давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу и пожелаем друг другу успехов…

Современный мир - мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современной школы - перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.



© 2010-2022