Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

Тема разработана в помощь начинающему учителю, а также для проведения элективного курса при подготовки к ЕГЭ. Также можно применять при кружковой работе и для работы как с одарёнными, так и с неуспевающими учащимися средней и старшей школы. Данные задания могут быть использованы и во время решения олимпиадных задач. Задания развивают логическое мышление, помогают учащимся лучше анализировать и синтезировать материал, а также уметь расчленять и наоборот складывать в одно алгебраические выражения ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляСущественной характеристикой числа как в действительной, так и в комплексной области является понятие его абсолютной величины или модуля.

Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических и технических наук.

В школьном курсе вводится понятие модуля числа и с помощью этого понятия формулируются правила действий над рациональными числами, понятие абсолютной погрешности приближенного числа, свойства арифметического квадратного корня, рассматриваются свойства корна n-степени, исследование функции.

В 6-ом классе можно решать уравнения вида |кх + в| = а,

в 7-ом классе вида |кх + в| = ах + с,

а также построение графиков функции вида:

у = к · |х| + в; у = |кх + в|; Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля и др.,

в 8-9-м классах графики функций вида у = |ах2 + вх + с|; у = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля; у = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля и др.

При построении графиков целесообразно использовать метод преобразований графиков (параллельный перенос, симметрия и др.).

Рассмотрим решения вопросов, связанных с понятием модуля, которые могут быть рассмотрены как на уроке, так и во внеклассной работе.

Основные определения и основные теоремы.

Определение 1.

Модулем действительного числа а называется неотрицательное число, взятое из двух чисел а или -а

а, если а >0

Из определения следует |а| = 0, если а = 0

- а, если а < 0

Теорема 1.

Противоположные числа имеют равные модули, т.е. |а| = |-а|

Теорема 2.

Модуль суммы конечного числа действительных чисел не превосходит сумму модулей слагаемых, т.е. |а1 + а2 + …+ аn| ≤ |а1| + |а2| + … + |аn|

Теорема 3. |а - в| ≤ |а| + |в|

Теорема 4. ||а| - |в|| ≤ |а ± в| ≤ |а| + |в|

Теорема 5. |а · в| = |а| · |в|

Теорема 6. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляв ≠ 0

Пример. Решить уравнение: Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля или Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

имеем Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля и Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля следовательно,

х1 = -5; х2 = -1

Решение уравнений


  1. Решение уравнения вида |ƒ(х)| = а, где а ≥ 0

  2. Решить уравнение: |х-3| = 2

|х - 3| =х - 3, х ≥ 3 х - 3 = 2 х1 = 5

-х + 3, х < 3 х - 3 = -2 х2 = 1

Пример № 2. Решить уравнение:

|sin x + cos x| = 1

Решение

|sin x + cos x| = 1 => sin х + cos х = 1

или sin x + cos x = -1

Решим эти два уравнения.

sin х + cos х = 1 sin х + cos х = -1

cos х - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляcos( х - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля ) = - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

х = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля ± Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля + 2πκ, κРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz х = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля ± Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля + 2πn, nРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

х1 = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля + 2πκ, κРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz х1 = - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля + 2πn, nРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

х1 = 2πκ, κРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz х2 = π + 2πn, nРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

х2 = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля + 2πκ, κРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

Общий вид решения будет х = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

Ответ: Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, κРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

Уравнение вида ƒ|х| = а

Чтобы решить уравнение вида ƒ|х| = а рассмотрим решение двух систем:

ƒ(х) = а и ƒ(-х) = а

х ≥ 0 х ≤ 0

Функция g(х) = ƒ|х| - а четная.

Значения переменной, при которой функция обращается в нуль, будут противоположные числа. Поэтому достаточно найти решение одной из систем, второй корень будет противоположным ему числом.

Например: Решить уравнение х2 - |х| = 6

Решение

х, х ≥ 0

х2 - |х| = 6 по определению абсолютной величины |х| = - х, х < 0

данное уравнение распадается на совокупность двух смешанных систем

х2 - х = 6 и х2 + х = 6

х ≥ 0 х ≤ 0

Решим систему х2 - х - 6 = 0

х ≥ 0

Уравнению х2 - х - 6 = 0 удовлетворяют числа х1 = -2 и х2 = 3, из которых условию х ≥ 0 удовлетворяет х2 = 3.

Следовательно, корнями данного уравнения являются числа 3 и -3,

Ответ: 3, -3


Уравнение вида |ƒ(х)| = φ(х)


Данное уравнение |ƒ(х)| = φ(х) распадается на совокупность двух смешанных систем:

ƒ(х) = φ(х) ƒ(х) = -φ(х)

φ(х) ≥ 0 и φ(х) ≥ 0

Например:

  1. Решить уравнение |3х - 7| = х - 2

Решение

|3х - 7| = х - 2

Решению подлежат две системы:

3х - 7 = х - 2 и 3х - 7 = 2 - х

х - 2 ≥ 0 х - 2 ≥ 0

2х = 5 и 4х = 9

х - 2 ≥ 0 х - 2 ≥ 0

х = 2,5 и х = 2,25

х - 2 ≥ 0 х - 2 ≥ 0

Числа 2,5 и 2,25 удовлетворяют данному уравнению

Ответ: 2,5; 2,25

  1. Решить уравнение |х2 - 4| = х2 - 4

Решение

х2 - 4 = х2 - 4 и х2 - 4 = 4 - х2

х2 - 4 ≥ 0 х2 - 4 ≥ 0

х - любое число и х = ± 2

х ≥ 2 и х ≤ -2 х ≥ 2 х ≤ - 2

Ответ: уравнению удовлетворяют все значения х ≥2 и х ≤ - 2


  1. Решить уравнение: |sin x| = sin x

Решение

sin x = sin x и sin x = -sin x

sin x ≥ 0 sin x ≥ 0

х - любое х = πκ, κРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

2πn ≤ х ≤ π + 2πn и 2πn ≤ х ≤ π + 2πn, nРешение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

Ответ: 2πκ ≤ х ≤ π + 2πn, n Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуляz

Уравнение вида 1х + в1| ± |κ2х + в2| ± …± |κnх + вn| = а

Для решения уравнения такого вида найдем абсциссы точек перелома графика функции - левой части этого уравнения, т.е. х1 = - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля; х2 = - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля; …. хn= - Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля;

пусть х1 < х2 < ……< хn

  1. Данное уравнение последовательно рассмотрим на промежутках: (-∞; х1]; [х1; х2]; [х2; х3]; …. [хn; ∞).

На промежутке (-∞; х1] получим некоторое линейное уравнение ƒ1(х) = 0 и его корень х = а1.

Если а1 содержится в (-∞; х1], то а1 корень данного уравнения, а если не содержится, то а1 не является корнем данного уравнения. И так рассмотрим решение на каждом из промежутков.

Примеры.

  1. Решить уравнение |х - 1| + |х - 2| = 1

Точки перелома х1 = 1, х2 = 2.

Решение уравнения рассмотрим на промежутках (-∞; 1]; [1; 2]; [2; ∞).

  1. х < 1; - х + 1 - х + 2 = 1; -2х = 2; х = 1 Так как 1Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля (-∞; 1], то х = 1

является корнем уравнения

  1. 1 ≤ х ≤ 2; х - 1 - х + 2 = 1; 0 · х = 0; х - любое число из множества [1; 2]

  2. х ≥ 2 х - 1 + х - 2 = 1; 2х = 4; х = 2 2Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля[2; ∞)

Ответ: [1; 2]


  1. Решить уравнение:

|2х - 3| + |х - 3| - |4х - 1| = 0

Найдем точки перелома:

х1 = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля; х2 = 1,5; х3 = 3

Промежутки задания уравнения:

(-∞; Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля]; [Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля]; [1,5; 3]; [3; ∞)

1. х ≤ Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля; -2х + 3 - х + 3 + 4х - 1 = 0; х = -5

-5 Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля (-∞;Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля] значит х = -5 корень уравнения

2. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля ≤ х ≤ 1,5; -2х + 3 - х + 3 - 4х + 1 = 0; х = 1

1 Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля[Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля 1,5] х = 1 корень уравнения

  1. 1,5 ≤ х ≤ 3; 2х - 3 - х + 3 - 4х + 1 = 0; -3х = -1; х = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля ; х = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля не является корнем уравнения

  1. х ≥ 3; 2х - 3 + х - 3 - 4х + 1 = 0; х = -5 не является корнем уравнения

-5 Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля [3; ∞)

Ответ: -5; 1

3. Решить уравнение: | | | |х| - 2| -1| -2| = 2

Решение

По определению модуля имеем: | | |х| -2| -1| -2 = ± 2, т.е. два уравнения


Решим первое

Решим второе уравнение

| | | х| -2| -1| -2 = 2

| | | х| -2| -1| -2 = -2

| | | х| -2| -1| = 4

| | | х| -2| -1| = 0

| | х| -2| -1| = ±4

| | х| -2| = 1

| | х| -2| = 5 и | | х| -2| = -3

| х| -2 = ± 1

|х| - 2 = ± 5; ||х| -2| = -3 - не имеет решения; |х| = 3 или |х| = 1

х = ± 3 х = ± 1

|х| = 7 или |х| = -3 - нет решения

х = ±7

Ответ: ±1; ±3; ±7

Решите уравнения:

а) | | х - 1| - 1| = 2; б) |х - 3| = (х - 3)2

в) |х + 1| - |х - 1| = 2 г) |х| = х + 3

д) |х + 2| + |х| + |х - 2| = 4 е) log23 + 2х2 - 4х -2| = 2

ж) |sin 2х| = Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля


© 2010-2022