- Преподавателю
- Математика
- Математика
Математика
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюрин Р.А. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока для 11 «А» класса на тему «Конус»
Цели урока:
- образовательная: ввести понятие конуса;
Задачи:
-
Ввести понятие конической поверхности.
-
Дать определение конуса.
-
Научить учащихся называть элементы конуса.
-
Вывести формулы площади боковой и полной поверхности конуса, площади боковой поверхности усеченного конуса.
-
Ввести понятие усеченного конуса.
-
Научить учащихся решать задачи на применение введенных понятий.
- развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
- воспитательная: воспитывать аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: обобщенно-репродуктивный.
Требования к ЗУН:
учащиеся должны знать:
- какая поверхность называется конической поверхностью;
- определение конуса;
- элементы конуса;
- формулы площади боковой и полной поверхности конуса, площади боковой поверхности усеченного конуса;
- какая поверхность называется усеченным конусом.
учащиеся должны уметь:
- объяснять, какая поверхность называется конической поверхностью;
- называть элементы конуса;
- решать задачи на применение введенных понятий.
Оборудование: набор чертежных инструментов.
Литература:
1. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 206 с.
План урока:
-
Организационный момент (2 мин).
-
Актуализация знаний (5 мин).
-
Изучение нового материала (18 мин).
-
Закрепление изученного материала (13 мин).
-
Подведение итогов (5 мин).
-
Постановка домашнего задания (2 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент включает в себя приветствие учителем учащихся, проверку готовности кабинета и учащихся к уроку, проверку посещаемости.
2. Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами переходим к изучению параграфа, который называется «Конус», в котором рассмотрим, что же такое коническая поверхность, конус, усеченный конус, и выведем формулы площади боковой и полной поверхности конуса.
И сначала давайте вспомним некоторые понятия и теоремы, изученные ранее, которые нам понадобятся на уроке. Что называется окружностью?
Ученик: Окружность - это фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на данном расстоянии от данной точки.
Учитель: Какая прямая называется перпендикулярной к плоскости?
Ученик: Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
Учитель: Верно. Что называют кругом?
Ученик: Круг - часть плоскости, ограниченная окружностью.
Учитель: Что называется трапецией, прямоугольной трапецией?
Ученик: Трапеция - четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - непараллельны. Трапеция, один из углов которой прямой, называется прямоугольной.
3. Учитель: Теперь приступим к изучению новой темы. Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
Запись на доске и в тетрадях:
Число Классная работа
Конус.
Учитель: Рассмотрим окружность L с центром О и прямую ОР, перпендикулярную к плоскости этой окружности. Каждую точку окружности соединим отрезком с точкой Р. Поверхность, образованная этими отрезками, называется конической поверхностью, а сами отрезки - образующими конической поверхности.
Запись на доске:
Учитель: Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом. Коническая поверхность называется боковой поверхностью конуса, а круг - основанием конуса. Точка Р называется вершиной конуса, а образующие конической поверхности - образующими конуса (на рисунке изображены образующие РА, РВ и др.). Все образующие конуса равны друг другу. Прямая ОР, проходящая через центр основания и вершину, называется осью конуса. Ось конуса перпендикулярна к плоскости основания. Отрезок ОР называется высотой конуса.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель: Рассмотрим сечение конуса различными плоскостями. Если секущая плоскость проходит через ось конуса, то как вы думаете, что представляет собой сечение?
Ученик: Равнобедренный треугольник.
Учитель: Правильно. А если секущая плоскость перпендикулярна к оси ОР конуса, то что представляет собой сечение конуса?
Ученик: Круг с центром O1, расположенным на оси конуса.
Учитель: Да. В учебнике это рисунки 144 и 145. Теперь выведем некоторые формулы. За площадь боковой поверхности конуса принимается площадь ее развертки. Выразим площадь Sбок боковой поверхности конуса через его образующую l и радиус основания r. Чему равна площадь кругового сектора - развертки боковой поверхности конуса?
Ученик: где α - градусная мера дуги ABA'.
Учитель: Верно, поэтому .
Запись в тетрадях: .
Учитель: Выразим а через l и r. Так как длина дуги ABA' равна 2πr (длине окружности основания конуса), то , откуда . Подставив это выражение в первую формулу, получим . Кто прочитает, чему равна площадь боковой поверхности конуса?
Ученик: Площадь боковой поверхности конуса равна произведению половины длины окружности основания на образующую.
Учитель: Площадью полной поверхности конуса называется сумма площадей боковой поверхности к основания. Для вычисления площади Sбок полной поверхности конуса получается формула .
Запись на доске и в тетрадях:
,
Учитель: Что же такое усеченный конус? Возьмем произвольный конус и проведем секущую плоскость, перпендикулярную к его оси. Эта плоскость пересекается с конусом по кругу и разбивает конус на две части. Одна из частей представляет собой конус, а другая называется усеченным конусом.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель: Основание исходного конуса и круг, полученный в сечении этого конуса плоскостью, называются основаниями усеченного конуса, а отрезок, соединяющий их центры - высотой усеченного конуса. Часть конической поверхности, ограничивающая усеченный конус, называется его боковой поверхностью, а отрезки образующих конической поверхности, заключенные между основаниями, называются образующими усеченного конуса. Как вы думаете, как соотносятся между собой образующие усеченного конуса?
Ученик: Все образующие усеченного конуса равны друг другу.
Учитель: Верно. На стр.126 учебника выводится формула площади боковой поверхности усеченного конуса. Разберите вывод самостоятельно дома и запишите его в тетради. А сейчас просто прочитайте.
Ученик: Площадь боковой поверхности усеченного конуса равна произведению полусуммы длин окружностей оснований на образующую.
4. Учитель: Для закрепления изученного материала давайте выполним несколько примеров из учебника.
Запись на доске:
В классе: №547, №550, №565
Учитель: Начнем с №547. Кто пойдет к доске?
Ученик: Высота конуса равна 15 см, а радиус основания равен 8 см. Найдите образующую конуса.
Запись на доске и в тетрадях:
№547
Дано: конус, h=15 см, r=8 см.
Найти: l.
Решение:
Учитель: С чего мы начнем решение?
Ученик: Рассмотрим ΔСОВ. Он будет прямоугольным, его катеты равны высоте конуса и радиусу основания. По теореме Пифагора найдем гипотенузу, которая и будет образующей.
Запись на доске и в тетрадях:
В ΔСОВ: l2=r2+h2
l=
l=17 см
Ответ: l=17 см
Учитель: Молодец, садись. Следующий номер 550. К доске пойдет… (К доске выходит ученик). Прочитай условие задачи.
Ученик: Осевое сечение конуса - прямоугольный треугольник. Найдите площадь этого сечения, если радиус основания конуса равен 5 см.
Учитель: Сделай рисунок и запиши, что дано и что необходимо найти.
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
№550.
Дано: конус, ΔАВС - сечение, , r=5 см.
Найти: SАВС.
Решение:
Ученик: Так как r=5 см, то АС=10 см. Далее рассмотрим ΔАВС, он равнобедренный.
Запись на доске и в тетрадях:
1) Так как r=5 см, то АС=10 см.
2) ΔАВС равнобедренный, значит , отсюда ВО=АО·tg450=5 см.
3) см2.
Ответ: см2.
Учитель: Хорошо. И последний номер 565. Кто желает к доске?
Ученик (выходит к доске): Прямоугольный треугольник с катетами 6 см и 8 см вращается вокруг меньшего катета. Вычислите площади боковой и полной поверхностей образованного при этом вращении конуса.
Запись на доске и в тетради:
№565.
Дано: конус, ΔАВО, , АО=8 см, ВО=6 см.
Найти: , .
Решение:
Учитель: Так как ΔВОС прямоугольный, то по теореме Пифагора мы можем найти неизвестную гипотенузу ВС, которая является образующей конуса. Запишем это.
Ученик:
Запись на доске и в тетрадях:
1) см.
2)
см2.
3)
см2.
Ответ: см2, см2.
5. Учитель: Подведем итоги нашего урока. Сегодня мы с вами рассмотрели что же такое коническая поверхность, конус, усеченный конус, и вывели формулы площади боковой и полной поверхности конуса, площади боковой поверхности усеченного конуса. Скажите, что же называется конусом?
Ученик: Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L, называется конусом.
Учитель: Что такое боковая поверхность, основание и образующая конуса?
Ученик: Коническая поверхность называется боковой поверхностью конуса, а круг - основанием конуса. Образующие конической поверхности - образующими конуса
Учитель: Чему равны площади боковой и полной поверхности конуса?
Ученик: ,
Учитель: Хорошо. Сегодня за активную работу на уроке я ставлю оценки…
6. Учитель: Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание, написанное на доске.
Запись на доске и в дневниках:
п. 55-57, №556 (записать доказательство), №548 (а), №553.
Учитель: У вас есть ко мне вопросы по уроку? Если нет, урок окончен, можете быть свободны.
7