Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЕОМЕТРИЯ 10Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Разработка урока на тему:

Векторы в пространстве. Действия с векторами. Разложение вектора на составляющие.

Цель урока:

  • Ввести определения вектора в пространстве, равенства векторов. Рассмотреть правила действия над векторов, правило сложения нескольких векторов в пространстве.

  • Воспитывать личностные качества обучающихся (умение слушать), доброжелательность по отношению к окружающим, внимательность, аккуратность, дисциплинированность.

  • Развивать пространственное воображение и логическое мышление обучающихся, умение быстро ориентироваться в обстановке; развивать сообразительность, находчивость, тренировать память.

Ход урока

1. Орг. момент. Настрой на урок.

2. Мотивация урока.

Поразмышляйте над содержанием пословицы «Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы». То есть, если есть сила, то надо знать, куда ее направить. От этого зависит, будет ли пружина сжиматься или растягиваться, полетит ли мяч в ворота противника или в собственные и многое другое. Вы уже, конечно, догадались, что сегодня речь пойдет о векторах, причем о векторах в пространстве. Геометрия - одна из самых интереснейших наук, которая изучает много важных и интересных тем. Одна из них - это "Векторы". С понятием "Вектор" вы уже знакомы, но вы знакомы с векторами на плоскости, а сегодня мы пополним свои знания о векторах и рассмотрим "Векторы в пространстве"

3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Решить № 8, стр. 68.

Блиц опрос

  1. Что называется вектором на плоскости?

  2. Приведите пример векторных величин.

  3. Что такое абсолютная величина вектора; направление вектора?

  4. Какие векторы называются равными?

  5. Сформулируйте правила сложения двух векторов на плоскости.

  6. Какой вектор называют разницей двух векторов?

4. Объяснение нового материала сопровождается презентацией:

Впервые понятие вектора появилось в работах немецкого математика 19 века Г. Грассмана и ирландского математика У. Гамильтона; затем его использовали в своих открытиях многие ученые. Современная символика для обозначения вектора была введена в 1853 году французским математиком О. Коши. Применение векторов играет важнейшую роль в современной математике, химии, биологии, экономике и в других науках.

Векторы на плоскости были изучены в 9 классе в разделе "Планиметрия". Сегодня на уроке рассмотрим векторы в пространстве. Определение вектора в пространстве и связанные с ним понятия сходны с определением вектора на плоскости и связанными с ним понятиями.

Раз мы уже знакомы с векторами на плоскости, то нам будет не трудно говорить о векторах в пространстве. Результатом нашей работы станет опорный конспект.

Что такое вектор? Как построить вектор? Как обозначаются вектора?

Обратите внимание: что над буквенным обозначением вектора ставится стрелка или черта- в разной литературе по- разному. Так, например, в учебнике физики - стрелка, а в учебнике геометрии - черта.

Вектором называется направленный отрезок.

Вектор характеризуется следующими элементами:
1) начальной точкой (точкой приложения);
2 )направлением;
3) длиной («модулем вектора»).

Если начало вектора - точка А, а его конец - точка В, то вектор обозначается Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) или Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс).

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

От любой точки можно отложить вектор, равный данному, и притом только один, используя параллельный перенос.

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Нулевой вектор - точка в пространстве. Начало и конец нулевого вектора совпадают, и он не имеет длины и направления. Обозначается: Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс).

Абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор. Абсолютная величина вектора Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс). Обозначается Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс).

Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом.

АВСD - параллелограмм, Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
Если векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) коллинеарны и их лучи сонаправлены, то векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) называются сонаправленными. Обозначаются Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс).
Если векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) коллинеарны, а их лучи не являются сонаправленными, то векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) называются противоположно направленными.
Обозначаются Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс). Нулевой вектор условились считать сонаправленным с любым вектором.

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)



Свойство коллинеарных векторов

Если векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) коллинеарны и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс), то существует число k такое, что Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс). причем если k > 0, то векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) сонаправленные, если k < 0, то противоположно направленные.

Сложение векторов

Правило треугольника. Каковы бы ни были точки А, В, С, имеет место векторное равенство:

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Правило параллелограмма. Если векторы Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) неколлинеарны, их можно отложить от одной точки, достроив затем параллелограмм. Диагональ параллелограмма есть сумма двух векторов Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) и Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс).

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)


Координаты вектора. Числа x, y и z называются координатами вектора Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс) в данном базисе. В этом случае пишут: Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Действия над векторами, заданными своими координатами

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

Сложение

Вычитание

Умножение

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)
Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

При сложении векторов их соответстветственные координаты
складываются.

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)
Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

При вычитании векторов их соответстветственные координаты
вычитаются.

Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)
Конспект урока по геометрии на тему: Вектора (10 класс)

При умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число.



5. Первичное закрепление нового материала. Выполнение устных упражнений

В1

В1Дан прямоугольный параллелепипед. Назовите сонаправленные векторы; противоположно направленные векторы.

C1

А1

D1

C

В

А

D


  1. Запишите координаты вектора АО, если А(6;-2;4), О - начало координат?

  2. Найти координаты вектора АВ, если А(3; 4; -1) и В( -2; 0; 4)

  3. Дано: АВ= СD, где А ( 1;0;1),В ( -1; 1;2), С (0;2;-1). Найти: D( х ,у,z)

Коллективное решение задач:

  1. В пространстве даны точки А, В, С, D. Найдите вектор с началом и концом в этих точках, который равен: а) ВС+СА+АD; б) АВ+ВD+BA-CD.

  2. Найдите координаты конца вектора АВ(1;-3;7), если А(2;5;-1).

  3. У какого из приведенных векторов самая большая длина:

а(7;-5;4), b(0;3;-9), c(-2;5;-8)?

Решить № 3, 5, 6, 7 стр.73

6. Зарядка для глаз.

  1. Решение задач П-23,24. Устно 1-3,5,10,11. П-23, 1-3,

  2. Работа в группах остальные номера.

  3. Итоги урока. Рефлексия.

Фронтальная беседа

  1. Что называют вектором?

  2. Выполняется ли правило параллелограмма и правило треугольника в случае сложения векторов в пространстве?

  3. Сформулируйте правило параллелепипеда для сложения векторов в пространстве?

  4. Какие векторы называются равными?

  5. Какие векторы называются сонаправленными в пространстве; противоположно направленными в пространстве?

Д/з: учить пп. 23, 24. Решить : 14,15. Сообщение «Применение векторов».

Саденова Р.Е., учитель математики

КГУ «Глубоковская СШ им. Ы. Алтынсарина»

5


© 2010-2022