Статья ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА – КЛЮЧ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Постановка проблемы. Динамично изменяющийся мир предъявляет к школе все большие требования, а это значит, что динамично усложняются задачи подготовки высококвалифицированных педагогов. Действительно, планка поднимается систематически, а это создает непростую ситуацию. Иногда история помогает нам осмыслить этот процесс, расставить акценты, сделать выводы. Видимо, актуальны сегодня следующие основные принципы Ф. Тейлора: научный подбор исполнителей, научное обучение и тренировка. К здравому смыслу...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА - КЛЮЧ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Борейко Карина Николаевна, учитель начальных классов

КУВК «школа-гимназия»№3

Постановка проблемы. Динамично изменяющийся мир предъявляет к школе все большие требования, а это значит, что динамично усложняются задачи подготовки высококвалифицированных педагогов. Действительно, планка поднимается систематически, а это создает непростую ситуацию. Иногда история помогает нам осмыслить этот процесс, расставить акценты, сделать выводы. Видимо, актуальны сегодня следующие основные принципы Ф. Тейлора: научный подбор исполнителей, научное обучение и тренировка. К здравому смыслу и опыту они прибавляют научные принципы управления.

Проанализированные данные, свидетельствуют о недостаточном внимании со стороны студентов к прохождению педагогической практики.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием профессионального уровня подготовки будущих преподавателей.

Анализ исследований и публикаций. Проблема подготовки опытных педагогов нашла отражение в работах Ю.Н. Коноржевского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Т.И. Шмакова, в которых выявляется сущность основных направлений при подготовке педагогов, раскрывается суть понятия «практика», рассматриваются основные цели и задачи педпрактики.

Цель статьи - охарактеризовать педагогическую практику, рассмотреть цели и задачи педпрактики.

Изложение основного материала.

Во время учебного процесса студенты получают знания необходимые им для того, чтобы в будущем стать профессионалами. Но в начале пути к выбранной профессии может возникнуть непонимания студентом важности этих знаний. Обучение только тогда будет успешным, когда каждая личность постоянно будет чувствовать необходимость полученных знаний в удовлетворение жизненных потребностей. Данного результата можно достичь путем закрепления знаний на практике.

Педагогическая деятельность относится к сложным самоорганизующимся системам, ее управление возможно через систему заданий и задач, предлагаемых студентам, и их эффективное решение. Важнейшим звеном формирования профессиональных навыков будущих учителей является педагогическая практика [1, с.37].

К.Д. Ушинский считал, что метод преподавания можно изучить по книге или со слов преподавателя, но научиться преподавать можно только во время деятельной и долговременной практики. В профессии учителя много зависит от искусства, от интуиции, от импровизации. Этому нельзя научить в студенческой аудитории, вне школы, без длительного общения с детьми.

Ушинский К. Д. раскрывает понятие практика как применение на деле теоретических знаний, умения делать что-либо. Практика - это активная индивидуальная форма обучения студентов, в процессе которой вырабатываются умения работать самостоятельно.

Обучаясь в университете, студенты проходят практику различных видов. На младших курсах - учебную (ознакомительную), на старших производственную, преддипломную практику. Основная цель педагогической практики - формирование готовности будущих преподавателей к преобразованию теории в практические действия [5, с.65].

Основные задачи педпрактики:

- воспитание устойчивого интереса к профессии учителя, убежденности в правильности ее выбора;

- формирование целостной научной картины педагогической деятельности;

- формирование нового педагогического мышления;

- формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;

- развитие потребности в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний и умений;

- формирование опыта творческой педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу;

- формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции; [4, с.42].

Ценность педагогической практики можно легко проследить через функции, выполняемые ею, а именно: адаптационную (привыкание к ритму педагогического процесса, к детям; ориентация в системе внутренних школьных взаимоотношениях), обучающую (актуализация, углубление, применение и развитие теоретических знаний, формирование педагогических умений и навыков), воспитательную (формирование педагогической культуры и профессионально значимых черт личности будущего учителя), развивающую (развитие педагогического мышления и познавательной творческой активности), коммуникативную (формирование коммуникативной компетентности в системах: учитель - ученик, учитель - учитель, учитель - родители учеников, учитель - руководство), диагностическую(проверка характера и уровня профессиональной направленности будущего учителя, уровень профессиональной подготовки), конструктивную (знать и уметь использоваться в практической деятельности разные педагогические конструкции), исследовательскую (формирование научно-исследовательского подхода будущего учителя к ситуациям) [3, с.97].

Для того чтобы практика позитивно повлияла на студента и не оставила сомнений в правильности выбранной профессии большую роль играет взаимопонимание. Поэтому следует подчеркнуть правила, которые должны стать нормой отношений между людьми как в стенах вуза, так и в том учреждении, в котором студент будет проходить практику: безусловное принятие и поддержка каждого человека со всеми его достоинствами и недостатками; отсутствие деления студентов на «сильных» и «слабых»; терпимость к нестандартному поведению других людей и их к поступкам; вера в каждого студента; оптимистический и деятельный тон и стиль общения; недопустимость использования унижающих человека форм общения, осуждающих неудачи и промахи студента (на ошибках учатся); создание общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях студента и руководителя практики [2, с.104].

Из личного опыта прохождения практики, хотелось бы немного рассказать как же все происходит на самом деле.

Студенты своевременно выполняют все виды работ. К этим видам мы можем отнести: проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий, провождение уроков, занятия с трудными детьми, провождение внеклассных мероприятий и т.д. Практиканты должны быть образцом организованности, дисциплинированности и трудолюбия, для того, чтобы показать себя с лучшей стороны в учебном заведении. От этого зависит и трудоустройство будущих педагогов, что так затруднено в наше время. Общая картина в Украине по трудоустройству педагогов очень печальна. Нехватка мест - самая главная проблема. Поэтому очень важно на практике зарекомендовать себя положительно. Необходимо в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями. Учебные занятия проводить в интересной форме, на которых моделируем реальное общение с детьми, выступая в роли ведущего, инструктора, тренера. Создаем оптимальные условия для физического и интеллектуального развития своих воспитанников, обеспечиваем необходимую мотивацию обучения, используя проблемные ситуации. Учим школьников самостоятельно находить решение в любой ситуации. Оптимальное использование наглядности, коммуникативных упражнений позволяет совершенствовать речевые умения и навыки детей младшего школьного возраста. Многовариантность, гибкость форм организации разных видов деятельности - индивидуальная, в парах, коллективная, театрализация дают возможность практикантам выявить и развивать творческие способности детей. Знание возрастных и индивидуальных особенностей позволят будущему педагогу обеспечить прочное и глубокое усвоение деткой психологии, умения найти выход из сложных педагогических ситуаций. Внедряя инновационные педагогические технологии, развивая креативные способности учащихся, мы сможем сплотить детский коллектив.

Выводы. Полученный на аудиторных занятиях теоретический материал интенсивно применяется на практике, что способствует повышению качества подготовки специалистов. Педагогическая практика способствует раскрытию и закреплению профессиональных умений, выявляет наличие или отсутствие профессиональной направленности личности.

Дифференциация и индивидуализация прохождения практики обеспечиваются вариативностью заданий, предлагаемых студентам на выбор с учетом специфики педагогической деятельности. Значительное место занимают задания мотивационно-ориентировочного характера, создающие у будущих педагогов профессиональные установки.

Аннотация. В статье охарактеризована педагогическая практика как важное звено в системе подготовки студентов к будущей профессии.

Анотація. У статті охарактеризована педагогічна практика як важлива ланка в системі підготовки студентів до майбутньої професії.

Abstract. In the article pedagogical practice as important link is described in the system of preparation of students to the future profession.

Литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 2000.- 236 с.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. - М.: Akademia, 1999.- 147 с.

3. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 2008.- 297 с.

4. Сысоева М. Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.- 158 с.

5. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2.


© 2010-2022