Исследовательская работа на тему: Золотое сечение и позвоночник

В работе «Золотое сечение и позвоночник» затрагивается проблема здоровья школьников, а в частности искривление позвоночника. Данная тема актуальна в наше время. Выбранная тема адекватна школьному уровню по объему и степени научности. В работе четко сформулирована цель, поставлены задачи. Хорошо просматриваются методы исследования, которыми владеет автор работы. Это такие методы, как  сравнение, эксперимент, анализ, обобщение, систематизация. Положительной стороной работы является то, что Дарья з...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно - практическая конференция молодых исследователей «Эврика»



Золотое сечение и позвоночник

(доклад)

Куклина Дарья Леонидовна,

ученица 8 класса

МАОУ «Киевская СОШ»

Руководитель:

Петренко Людмила

Валентиновна,

учитель математики

МАОУ «Киевская СОШ»

Киево - 2011 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1 глава Исторические сведения о «Золотом сечении». Золотое сечение в строении человека.

1.1 Историческое сведение о «Золотом сечении»………..…………….........4

1.2 Золотое сечение в строении человека…………………….………………5

2 глава Сколиоз. Здоровье школьников.

2.1 Сколиоз…………………………………………………….………………6-7

2.2 Здоровье школьников……………………………………………….…….8-9

Заключение……………………………………………………………….……10

Список литературы……………………………………………………………11

Приложения.

Приложение 1……………………………………………………………….12-13

Приложение 2……………………………………………………………….14-15









Введение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.

Золотое сечение - гармоническая пропорция. В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a: b = c: d.

Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:

- на две равные части - АВ: АС = АВ: ВС;

- на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);

- таким образом, когда АВ: АС = АС: ВС.

Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.

Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью

Исследовательская работа на тему: Золотое сечение и позвоночник

Однако ко всем утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения.

Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в живописи, музыке, литературе, архитектуре и особенно в строении человека. И каждый из нас должен стремиться: красиво ходить, держать осанку. Для этого необходимо научиться управлять своим здоровьем, зная о нарушениях в физическом развитии своего организма. В этом актуальность нашей работы.

Гипотеза: Если в строении человека нарушено правило «Золотого сечения», то происходит искривление позвоночника.

Цель работы: Сравнить результаты медицинского обследования учеников с 1 по 11 класс с результатами исследования.

Задачи:

  1. Изучить результаты медицинского обследования индивидуальных карт учащихся МАОУ «Киёвская СОШ»

  2. Измерить пропорции тел учащихся в возрасте 6- 17 лет.

  3. Осуществить необходимые расчеты.

Методы: моделирование, измерения, сравнение, обобщение, систематизация.

1 глава. Исторические сведения о «Золотом сечении». Золотое сечение в строении человека.

1.1 Историческое сведение о «Золотом сечении»

Золотое сечение- деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью

Исследовательская работа на тему: Золотое сечение и позвоночник

В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении впервые встречается в «Началах» Евклида (около 300 лет до нашей эры), где оно применяется для построения правильного пятиугольника.

Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение» (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году[2].

Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше свойств вымышленных. Многие люди «стремятся найти» золотое сечение во всем, что между полутора и двумя.





1.2 Золотое сечение в строении человека



Исследовательская работа на тему: Золотое сечение и позвоночник

Художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения золотого сечения. Они используют мерки с тела человека, сотворенного также по принципу золотой сечения. Леонардо Да Винчи и Ле Корбюзье перед тем как создавать свои шедевры брали параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции.

Самая главная книга всех современных архитекторов, справочник Э.Нойферта "Строительное проектирование", содержит основные расчеты параметров туловища человека, заключающие в себе золотую пропорцию.

Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Принцип расчета золотой меры на теле человека можно изобразить в виде схемы M/m=1,618.

Первый пример золотого сечения в строении тела человека:

если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.

Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:

расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618;

расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618;

расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618;

расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618; расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618.[6]

2 глава Сколиоз. Здоровье школьников.

2.1 Сколиоз

Сколиоз - сложная деформация позвоночника, при котором происходит боковое искривление его в плоскости спины и скручивающее (торсионное) вращение позвоночника вокруг своей оси.
Причины возникновения сколиоза до конца не изучены, среди основных - общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, которая в период наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет) в сочетании с провоцирующими воздействиями (неправильно устоявшиеся привычки, плохая осанка, незначительная естественная асимметрия ног, таза...) приводит к возникновению и развитию искривления позвоночника.[4]
При значительных деформациях возникает рёберный горб, перекашивается таз, появляются клиновидность позвонков, затрудняется развитие внутренних органов.
Лечение сколиоза имеет сложно прогнозируемый результат, эффективность которого во многом зависит от самого больного.
При консервативном лечении, как правило, проводятся мероприятия направленные на разгрузку позвоночника и исправление искривления (щадящий режим дня, ортопедические укладки, корсет терапия), развитие мышц спины и туловища (специальная корригирующая лечебная физкультура), общеукрепляющие и тонизирующие процедуры (электростимуляция мышц спины, физиотерапия, массаж, курсы витаминотерапии).
Оперативное лечение назначается при значительном и быстро прогрессирующем сколиозе и состоит в установке различного рода механических эндо корректоров, исправляющих кривизну позвоночника.
Как правило, полностью исправить искривление в детском возрасте возможно лишь при сколиозах 1-2 степени, когда нет выраженных необратимых (диспластических) изменений в позвоночнике. При сколиозах 3-4 степеней можно добиться лишь остановки прогрессирования болезни.
По мере достижения окончания роста организма (16-18 лет) развитие сколиоза останавливается. Считается, что после 20 лет выпрямить позвоночник невозможно. Дальнейшее лечение носит общеукрепляющий и поддерживающий характер (лечебная физкультура, правильный режим дня, физиотерапия и массаж).
Несмотря на благоприятный общий прогноз (развитие собственно сколиоза после 20 лет, как правило, прекращается), отдаленные перспективы при значительных сколиозах 3-4 степеней грозят развитием остеохондрозов, нарушением функций дыхания и других внутренних органов.
Как самим определить наличие сколиоза.
Попросите ребенка встать к вам спиной и расслабиться (пусть он примет привычную для него позу осанки). Прежде всего вы должны обратить внимание на следующие основные признаки сколиоза:
одно плечо чуть выше другого;
одна из лопаток пошла "вразлёт" (выпирает угол лопатки);
различное расстояние от прижатой к боку руки до талии;
заметна кривизна позвоночника при наклоне вперед.









2.2 Здоровье школьников

Исследовательская работа на тему: Золотое сечение и позвоночникПо данным медицинской статистики сколиотические деформации отмечаются у 5 - 10 % детей и подростков.[1] Подавляющее большинство случаев развития сколиоза приходится на период полового созревания, т.е. на 10 - 14 лет. Сколиоз, который диагностируют в возрасте от начала пубертатного периода (10 лет) до окончания костного роста (18-20 лет), называют юношеским сколиозом. Этим заболеванием чаще страдают девочки (до 85 %). Юношеский сколиоз носит идиопатический характер, с течением времени он прогрессирует. Диагностика сколиоза у подростков имеет определенные трудности. Обычно сколиоз в начальной стадии развития не создает болевых ощущений и не причиняет никаких неудобств. Поэтому заметить его можно, только когда уже есть явный косметический дефект. С другой стороны, дети в этом возрасте отличаются застенчивостью и очень переживают по поводу изъянов своей фигуры, поэтому, даже если ребенок и заметил, что не все в порядке с его позвоночником, он часто скрывает это от друзей, школьного врача и родителей. При подозрении на сколиоз нужно немедленно обратиться к врачу ортопеду, который на основании осмотра и рентгеновских снимков поставит точный диагноз. Признаки сколиоза можно выявить и в домашних условиях. У здорового человека, ровно стоящего в свободной позе, с опущенными вдоль туловища руками, левая и правая части туловища должны быть симметричны. Шейные позвонки, позвоночник и копчик находятся на одной вертикальной линии. Уши, надплечия и лопатки находятся на одном уровне. Просветы между опущенной рукой и бедром слева и справа одинаковы. Левый и правый гребни подвздошных костей также находятся на одном уровне. Если симметрия нарушена, нужно обратиться к врачу. Если в положении лежа на животе искривление позвоночника исчезает, возможно, это не сколиоз, а нарушение осанки. Но и в этом случае лучше посетить врача, он может порекомендовать т.н. корректор осанки, который поможет исправить нарушения, не связанные со сколиозом. Как уже было сказано, юношеский идиопатический сколиоз со временем прогрессирует. Обычно это продолжается до окончания роста скелета, но иногда угол искривления увеличивается и дальше. Вслед за первичной дугой искривления, возникающей обычно в грудном отделе, развивается вторичная компенсаторная дуга в поясничном. Может появиться ротация позвоночника вокруг своей оси, при этом на выпуклой стороне искривления возникает реберный горб. При дальнейшем развитии болезни появляется опасность сдавливания внутренних органов и нарушения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чтобы не допустить такого мрачного развития событий, обратиться к врачу нужно при самых первых признаках сколиоза. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов на успех. При своевременном и полноценном лечении иногда удается добиться снижения угла искривления до естественной величины в 5-10 градусов. Но обычно, даже при правильном лечении, можно рассчитывать только на то, что удастся остановить прогрессирование болезни и зафиксировать искривление на момент начала лечения.








Заключение

Золотое сечение имеет большое применение в нашей жизни. В ходе исследовательской работы была прослежена четкая зависимость между различными частями тела человека.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Исследовано 210 индивидуальных медицинских карт учащихся Киёвской СОШ. У 10 учащихся наблюдается искривление позвоночника.

  2. По результатам измерений пропорций тел учащихся с 1 по 11 класс выявлено значительное отличие от золотой пропорции в 3,5,6,10 классах. Всего у 24 учащихся.

  3. Расчеты представлены в виде диаграммы:

Средние показатели пропорции тела

Исследовательская работа на тему: Золотое сечение и позвоночник

Данное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу: если в строении человека нарушено правило «Золотого сечения», то происходит искривление позвоночника. Гипотеза подтверждена в результате сравнения показаний индивидуальных карт учащихся Киёвской СОШ с данными полученными при выполнении эксперимента.



Список литературы

  1. Виленкин, Н.Я.,Жохов, В.И., Чесноков, А.С., Шварцбурд, С.И.. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений -М.: Мнемозина, 2004. - 304 с.: ил.

  2. Рывкин, А.А.Справочник по математике -.М.: Высш.шк., 1987.-480с.:ил.

  3. Соколов, А.А. Тайны Золотого сечения - «Техника молодежи». - №5,с.5-7 - Типография «Молодая гвардия»,1978.

  4. Шалаева, Г.П. «Новейший справочник школьника»,2005.-210с.: ил.

  5. Энциклопедический словарь юного математика/Сост. А.П.Савин. -М.: Педагогика, 1989.-352с.

  6. orthospine.ru/vertebrology/diseases/skolioz.htm

  7. ru.wikipedia.org/

  8. spinalis.ru/skolioz-u-detey.htm

  9. spinet.ru/scolios/lgim.php







Приложение 1

Лечебная физкультура

Все методы лечения сколиоза делятся на две основные группы: оперативные и консервативные. Одним из основных способов его консервативного лечения является лечебная физкультура. Наиболее эффективно ее применение в детском возрасте, когда она оказывает не только реабилитационное, но и лечебное воздействие на организм больного. Основные цели ЛФК: снять нагрузку с позвоночника, устранить мышечный дисбаланс, способствовать правильному развитию и укреплению связочного и мышечного аппарата туловища, сформировать у ребенка правильную осанку.
Лечебная физкультура при сколиозе включает в себя лечебную гимнастику - определённый набор упражнений, который подбирается в зависимости от вида искривления позвоночника, а также массаж, упражнения в воде, коррекцию положением и обще спортивные элементы.

Лечебный эффект гимнастики достигается за счет упражнений, которые:
укрепляют мышечные группы, поддерживающие позвоночник;
оказывают корригирующее воздействие на деформацию (исправляют ее); улучшают осанку;
тренируют функцию внешнего дыхания;

оказывают общеукрепляющий эффект.

Для коррекции сколиоза больной выполняет упражнения, которые изменяют положение его плечевого и тазового пояса в пространстве, а также туловища в целом. На улучшение осанки наибольшее влияние оказывают тренировка равновесия, балансирование.
Комплекс основных упражнений ЛФК при сколиозе:

1. Лежа на спине, руки на затылке.
Развести локти в стороны (вдох), свести обратно (выдох) - (3-4 раза).
2. Лежа на спине.
Попеременно сгибать ноги, подводя колено к животу (выдох), и выпрямлять их (вдох) - (3-5 раз).
3. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях.
Приподнимать таз, прогибаясь в грудном отделе позвоночника (3-4 раза).
4. Лежа на спине.
Вытягивать одну руку вверх, а другую (на стороне выпуклости и искривления) - в сторону (вдох), опускать руки (выдох) - (4-5 раз).
5. Лежа на животе.
Приподнимать туловище, прогибая грудной отдел позвоночника (вдох), опускать (выдох) - (4 раза).
6. Лежа на животе, одна рука на затылке, другая на груди со стороны выгнутой стороны искривления.
Разогнуть туловище (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) - (3-4 раза).
7. Лежа на животе, руки вдоль тела, ладонями вниз.
Поднимать ноги попеременно с одновременным приподниманием туловища, опираясь на руки (вдох), при возвращении в исходное положение - выдох - (3-4 раза).
8. Лежа на животе.
Отвести ноги в сторону на выпуклой стороне искривления поясничного отдела позвоночника, потом вернуться в исходное положение. Дыхание произвольное (3-4 раза).
9.Лежа на боку, на ватном валике на выпуклой стороне искривление грудного отдела позвоночника.
Закинуть руки за голову (вдох), опустить (выдох). Выполнять в медленном темпе (3-4 раза).
10. Стоя на четвереньках.
Одновременно вытянуть правую ногу и левую руку (вдох), вернуться в исходное положение (выдох); повторить с другой ногой и рукой (4-6 раз).
11. Стоя на четвереньках.
Сгибать руки в локтях до соприкосновения груди с поверхностью пола/кушетки. Дыхание произвольное (3-4 раза).
12. Лежа на спине, руки вдоль тела.
Одновременно поднимать руки вверх (вдох) и опускать (выдох) - (3-4 раза).
Темп выполнения упражнений медленный. Рекомендуется в крайнем положении производить небольшую задержку. После занятий полезен отдых в течение 15-20 минут (лежа в гамаке или просто на боку).
Выполняется комплекс ежедневно.
Назначает лечебную физкультуру лечащий врач.

Противопоказаны действия, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к пере растяжению. С большой осторожностью применяют корригирующие упражнения, вытягивающие позвоночник, например, у гимнастической стенки. При "самолечении", неправильном подборе упражнений возможно прогрессирование болезни, а также осложнения - грыжи межпозвонковых дисков в результате чрезмерных нагрузок, смещение внутренних органов, боли в спине.
Помимо гимнастики, одним из средств лечебной физкультуры является применение элементов спорта: так, хорошо зарекомендовало себя плавание брассом (после предварительного курса обучения). Детям с компенсированным течением сколиоза рекомендуется волейбол.






Приложение 2

Тест на правильную осанку
Правильность осанки можно проверить. Измерьте сантиметром расстояние от седьмого (наиболее выступающего) шейного позвонка до нижнего угла левой, а потом правой лопатки. Во время измерения стойте в непринужденной позе. При нормальной осанке эти расстояния равны.
Осанку можно проверить при помощи так называемого плечевого индекса. Измерьте ширину плеч со стороны груди, затем - со стороны спины (плечевая дуга). Найдите плечевой индекс по формуле: плечевая дуга 100%. Если плечевой индекс равен 90-100%, осанка правильная.
Выправляйте осанку хотя бы 3 раза в день. Представьте, что вы исполняете бальный танец или гарцуете на лошади, это поможет вам выпрямиться.
Упражнения, описанные ниже, поддерживают тонус мышц спины и живота, обеспечивают нормальную подвижность всех сегментов грудного отдела позвоночника и помогают выработать правильную осанку.

 Встаньте прямо, ноги врозь. Подняв локти верх, положите руки на лопатки. Разведите руки в стороны и назад и сведите лопатки.

 Сцепите кисти за спиной. Правая рука должна находиться над лопатками сверху, левая - под лопатками внизу. Поменяйте положение рук. По ходу упражнения рекомендуется перекладывать из рук в руки мелкие предметы.
Упражнения с предметами развивают способность правильно держать голову. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, а потому плечи выдвигаются вперед, грудь втягивается, а позвоночник сгибается.

 Наполните небольшой мешочек 200-300 г соли.

 Встаньте у стены и положите мешочек на голову.

 Пройдитесь до противоположной стены и обратно. Обойдите стул, стол или пройдите лабиринт из нескольких стульев.

 Отойдите от стены и, сохраняя правильное положение туловища, попробуйте присесть "по-турецки". Встаньте на колени и поднимитесь.

 Вместе с мешочком на голове встаньте на маленькую скамеечку, сойдите с нее; повторите это 15-20 раз.
Упражнения у стены

 Стоя у стены, поднимите руки вверх, вперед, разведите в стороны.

 Сделайте несколько шагов вперед, в сторону, вернитесь к стене.

 Не отрывая затылка и спины от стены, держа спину прямо, присядьте 2 раза и выпрямитесь.

 Согните ноги в коленях и, обхватив их руками, поднимайте и прижимайте по очереди к туловищу.
Упражнения для выпрямления позвоночника Для выполнения этого упражнения понадобится гимнастическая палка.

 Встаньте на гимнастическую палку; ноги вместе, руки разведите в стороны. Перенесите тяжесть тела на носки, затем на пятки.

 Положите палку на две гантели, которые должны находиться на расстоянии 60 см одна от другой. Постойте на палке, удерживая на голове мешочек с солью.

 Выполните то же самое, но на доске шириной 15-30 см.

 Возьмите тяжелую книгу и встаньте около стены, касаясь ее пятками. Расправьте плечи, лопатки, голову прижмите к стене. Положите на чуть запрокинутую голову книгу и отойдите от стены. Медленно сделайте несколько шагов. Для равновесия сначала побалансируйте руками. После систематической тренировки вы будете ходить легко и красиво, с высоко поднятой головой, пружинисто и грациозно.


© 2010-2022