- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по элективному учебному предмету Практикум по решению задач по математике
Рабочая программа по элективному учебному предмету Практикум по решению задач по математике
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурнашова С.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
«Рассмотрено на заседании Мо»
Руководитель МО _________ /Cтолбова Ф.В./
Протокол № от « 27 » мая 2013 г.
«Рекомендовано к утверждению НМС»
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ
«Земля родная»________/Дубоневич В.Н/
Протокол №____от «____»___________ 2013г.
«Утверждена»
Директор МАОУ СОШ «Земля родная»
________________/Татаринов М.Н./
Приказ №_____от «___»__________ 2013г.
Рабочая программа элективный учебный предмет
«Практикум по решению задач»
Учитель: Бурнашова Светлана Витальевна
Год реализации программы: 2012-2014 учебный год
Класс: 10-11
Общее количество часов по плану: 69 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основе факультативных курсов по математике рекомендованных МО РФ.
« 25 » мая 2013 г. _______________________
г. Новый Уренгой (подпись учителя)
Пояснительная записка
Элективный учебный предмет «Практикум по решению задач» предназначен для учащихся 10-11 классов универсального профиля и рассчитан на 69 часов. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном направлении. А это означает получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам в школе и вступительным экзаменам в вузе. Сегодня, когда эти два экзамена совмещены, это означает получить полноценную подготовку к ЕГЭ, располагая тем объемом знаний, умений и навыков, который необходим для успешной его сдачи и обучения на следующей ступени. Одной из основных задач школы и является подготовка выпускников, способных быстро и плодотворно включится в творческую научную деятельность.
Этот курс должен заинтересовать всех тех школьников, которые собираются продолжить свое образование в вузах с серьезной математической программой, его следует и тем, кому предстоит учиться в вузе, где математика является профилирующим предметом, в вузах с большим конкурсом, а также, он будет полезен будущим физикам, химикам, биологам, географам и т.д. Курс, углубляющий школьную программу, вовсе не исключает других форм работы по подготовке к ЕГЭ. Главная цель работы- повышения уровня школьной математической подготовки. Многие особенности курса обусловлены спецификой ЕГЭ, наличием в его текстах заданий высокого уровня сложности, а также заинтересованностью вузов в абитуриентах с серьезной математической подготовкой.
Цель программы - подготовка учащихся к продолжению образования, повышению их уровня математической культуры. Работа курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных школьной программой. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгебраическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их повышенный, а в некоторых случаях существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учениками знаний в необычной, незнакомой (нестандартной) остановке и ситуации.
Особая установка программы - целенаправленная подготовка учащихся к ЕГЭ. Поэтому занятия на курсе должны обеспечить систематизацию знаний и углубление умений учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов в вузы РФ и требуемом при проведении этих экзаменов в большинстве вузов страны. В программе указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основного курса математики, при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка- организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и организующей роли учащихся.
Учебно - тематический план
Тема Количество часов
1 Алгебраические уравнения и неравенства 16
2 Текстовые задачи 12
3 Тригонометрические функции 7
4 Уравнения и неравенства, содержащие модуль 5
5 Иррациональные уравнения и неравенства 5
6 Производная. Применение производной 4
7 Первообразная. Применение первообразной 4
8 Показательные уравнения и неравенства 8
9 Логарифмические уравнения и неравенства 8
Всего 69ч.
Содержание программы
Алгебраические уравнения и неравенства -16ч.
Основные принципы решения уравнений: равносильные преобразования и преобразования, при которых возможно появление посторонних корней, исключение посторонних корней уравнений. Основные методы решения уравнений: разложение на множители, введение новой переменной, Схема Горнера, теорема Безу. Уравнения высших степеней, симметрические уравнения, возвратные уравнения, однородные уравнения. Общие принципы решения неравенств. Основной метод решения неравенств - метод интервалов. Область определения функции.
Текстовые задачи -12ч.
Основные типы текстовых задач: задачи на работу, на движение, на смеси и сплавы. Этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнения, решение уравнения, проверка и анализ решения. Нестандартные текстовые задачи: задачи на отыскание оптимальных значений, задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида (ограничения в виде неравенств, целочисленность неизвестных и др.); нестандартные методы решения ( графические методы, перебор вариантов, метод проб и ошибок и др.). Арифметические текстовые задачи.
Тригонометрические функции - 7ч.
Вычисление и сравнение значений тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции. Основные типы тригонометрических уравнений и методы их решения: разложение на множители, замена неизвестного ( наиболее распространенные виды замен, универсальная замена). Отбор корней в тригонометрическом уравнении. Уравнение вида a sinx + b cos x + c.
Уравнения и неравенства, содержащие модуль-5ч
Уравнения вида If(x)I = g(x). Уравнения вида If(x)I = Ig(x)I. Уравнения вида Iax+bI=cx+d. Простейшие неравенства. Неравенства вида If(x)I<g(x). Неравенства вида If(x)I>g(x). Неравенства вида If(x)I<Ig(x)I.
Иррациональные уравнения и неравенства-5ч
Иррациональные уравнения. Уравнения вида =g(x). Уравнения вида =. Иррациональные неравенства. Неравенства вида > (<) g(x). Неравенства вида < . Неравенства вида >0 (<0). Более сложные неравенства.
Производная. Применение производной-4ч
Правила дифференцирования. Геометрический и физический смысл производной. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке, задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.
Первообразная. Применение первообразной-4ч
Правила интегрирования. Определенный интеграл. Геометрический и физический смысл определенного интеграла. Вычисление площади плоских фигур.
Показательные уравнения и неравенства-8ч
Показательное уравнение, функционально-графический метод, метод уравнивания показателей, метод введения новой переменной. Показательные неравенства, вынесение степени с наименьшим показателем за скобки, метод введения новой переменной, равносильные неравенства
Логарифмические уравнения и неравенства-8ч
Сведение к простейшим логарифмическим уравнениям. Решение логарифмических уравнений методом потенцирования. Замена переменных. Решение логарифмических уравнений сведением к одинаковому аргументу. Решение уравнений методом логарифмирования. Решение логарифмических уравнений с использованием основного логарифмического тождества. Функциональный и графический методы. Простейшие логарифмические неравенства. Метод алгебраических преобразований. Замена переменных. Разложение на множители. Логарифмирование. Функциональный и графический методы.
Литература
-
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: решение задач: Учебное пособие для 11кл. сред. Шк.-М.: Просвещение, 1990.
-
Сборник задач по математике для поступающих во втузы / В.Е.Егерев и др.; Под ред. М.И.Сканави. - Высшая школа,1989.
-
Учебно - тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ - М.: Просвещение, 2001 и последующие годы издания.
-
Методы решения задач по алгебре от простых до самых сложных: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/ С. В. Кравцев и др.М. Экзамен, 2005.
-
Математика для старшеклассников. Методы решения показательных и логарифмических уравнений, неравенств, систем/ А.И.Азаров, С. А. Барвенов. - Мн.: Аверсэв, 2005
-
Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10-11 классы./ С. Н. Олехник, М.К.Потапов, П. И. Пасиченко. - М.: Дрофа, 2002
-
Математика для старшеклассников. Функциональный и графический методы решения экзаменационных задач./ А.И.Азаров, С. А. Барвенов. - Мн.: Аверсэв, 2004
Календарно - тематическое планирование
№
Уро
ка
Ча
сы
Тема урока
Тип
урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
Подготовки учащихся
Вид
контроля
Дом.
Задание
Дата
п
ф
1
1
Неравенства. Общие принципы
решения неравенств
К
Неравенства первой степени, квадратные неравенства
Уметь решать линейные неравенства и квадратные неравенства
По карточке
2
1
Решение неравенств методом
интервалов
П
Метод интервалов
Знать алгоритм решения неравенств методом интервалов. Уметь применять его при решении неравенств
Ик
По карточке
3
1
Область определения функции
К
Функция. Область определения функции
Знать определение области определения функции. Уметь находить область определения функции
По карточке
4
1
Область определения функции
УК
Ср
По карточке
5
1
Многочлены. Действия над
многочленами
Пр
Сложение, вычитание, умножение, деление многочленов
Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многочленов
По карточке
6
1
Схема Горнера
К
По карточке
7
1
Схема Горнера
УК
Ср
По карточке
8
1
Деление многочлена «уголком»
Пр
Деление многочлена на многочлен
Уметь выполнять деление многочлена на многочлен «уголком»
По карточке
9
1
Многочлен от нескольких переменных
К
Многочлен от нескольких переменных
Ик
По карточке
10
1
Многочлен от нескольких переменных
К
Ср
По карточке
11
1
Уравнения высших степеней. Симметрические уравнения
К
Уравнения высших степеней. Симметрические уравнения. Симметрические уравнения третьей и четвертой степени
Знать формулу разложения симметрических уравнений на множители. Уметь применять ее при нахождении корней симметрических уравнений
По карточке
12
1
Возвратные уравнения
К
Возвратные уравнения
Знать алгоритм решения возвратных уравнений
Ик
По карточке
13
1
Однородные уравнения
К
Однородные уравнения
Знать алгоритм решения однородных уравнений
Ик
По карточке
14
1
Метод введения новой переменной
К
Решение уравнений методом введения новой переменной
Уметь решать уравнения введением новой переменной
По карточке
15
1
Метод введения новой переменной
УК
Ср
По карточке
16
1
Разложение на множители
П
Разложение на множители: вынесение общего множителя за скобки, применение формул сокращенного умножения ,выделение полного квадрата, группировка
Уметь применять различные методы разложения многочленов на множители
Ик
По карточке
17
1
Текстовые задачи на движение
К
Текстовые задачи на движение
Уметь решать задачи на движение
Ик
По карточке
18
1
Текстовые задачи на движение
К
Ик
По карточке
19
1
Текстовые задачи на движение
К
Ик
По карточке
20
1
Текстовые задачи на движение
УК
Ср
По карточке
21
1
Задачи на работу
К
Задачи на работу
Уметь решать задачи на работу
По карточке
22
1
Задачи на работу
К
Ик
По карточке
23
1
Задачи на работу
УК
Ср
По карточке
24
1
Задачи на сплавы
К
Задачи на сплавы
Уметь решать задачи на сплавы и смеси
По карточке
25
1
Задачи на сплавы
К
Ик
По карточке
26
1
Задачи на сплавы
К
Ик
По карточке
27
1
Задачи на сплавы
К
Ик
По карточке
28
1
Задачи на сплавы
УК
Ср
По карточке
29
1
Вычисление и сравнение тригонометрических функций
К
Вычисление и сравнение тригонометрических функций
Уметь вычислять значения тригонометрических функций, сравнивать значения тригонометрических функций
По карточке
30
1
Решение тригонометрических уравнений
К
Тригонометрические уравнения: простейшие тригонометрические уравнения, уравнения, приводимые к квадратным, однородные тригонометрические уравнения
Знать формулы решения простейших тригонометрических уравнений, уметь решать тригонометрические уравнения
Ик
По карточке
31
1
Решение тригонометрических уравнений
К
Ик
По карточке
32
1
Решение тригонометрических уравнений
К
Ик
По карточке
33
1
Решение тригонометрических уравнений
Уп
Ср
По карточке
34
1
Отбор корней в тригонометрических уравнениях
П
Тригонометрические уравнения. Отбор корней в тригонометрических уравнениях
Уметь отбирать корни уравнения с помощью единичной окружности, решением двойного неравенства
По карточке
35
1
Отбор корней в тригонометрических уравнениях
УК
Ик
По карточке
36
1
Уравнения, содержащие модуль
К
Уравнения содержащие модуль. Уравнения вида: If(x)I=g(x), If(x)I=Ig(x)I, Iax+bI=cx+d,
Уметь решать уравнения, содержащие модуль
По карточке
37
1
Уравнения, содержащие модуль
К
Ик
По карточке
38
1
Уравнения, содержащие модуль
УК
Ср
По карточке
39
1
Неравенства, содержащие модуль
П
Неравенства, содержащие модуль. Неравенства вида: If(x)I<g(x), If(x)I> g(x), If(x)I<Ig(x)I
Уметь решать неравенства, содержащие модуль
По карточке
40
1
Неравенства, содержащие модуль
К
Ик
По карточке
41
1
Иррациональные уравнения. Уравнения вида = g(x)
К
Иррациональные уравнения. Уравнения вида f(x)=
Уметь решать иррациональные уравнения
По карточке
42
1
Уравнения вида=
К
Уравнения вида =
Уметь решать иррациональные уравнения
Ик
По карточке
43
1
Иррациональные неравенства. Неравенства вида >g(x)
К
Иррациональные неравенства. Неравенства вида >g(x)
Уметь решать иррациональные неравенства
Ик
По карточке
44
1
Неравенства вида >,
К
Неравенства вида >
Уметь решать иррациональные неравенства
Ик
По карточке
45
1
Неравенства вида >0 (<0)
К
Неравенства вида>0 (<0)
Уметь решать иррациональные неравенства
Ср
По карточке
46
1
Правила дифференцирования. Геометрический и физический смысл производной
К
Правила дифференцирования. Уравнение касательной к графику функции, скорость изменения функции
Знать формулы производных, уравнение касательной, скорости. Уметь находить производные функций, уравнение касательной к графику функции .
По карточке
47
1
Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
К
Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке.
Знать, как исследовать функцию на монотонность. Уметь находить наибольшее и наименьшее значение функции на монотонность
Ик
По карточке
48
1
Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
К
Ик
По карточке
49
1
Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
УК
Ср
По карточке
50
1
Правила интегрирования. Определенный интеграл.
К
Интегрирование, правила интегрирования
Уметь находить первообразные функций
По карточке
51
1
Геометрический и физический смысл определенного интеграла
К
Геометрический и физический смысл определенного интеграла
Знают геометрический и физический смысл определенного интеграла
ик
По карточке
52
1
Вычисление площади плоских фигу
К
Формула Ньютона-Лейбница, вычисление площадей плоских фигур
Умеют вычислять площади плоских фигур
Ик
По карточке
53
1
Вычисление площади плоских фигур
УК
Ср
По карточке
54
1
Показательное уравнение, функционально - графический метод
п
Функционально-графический метод решения показательных уравнений
Знать функционально-графический метод решения уравнений. Уметь применять при решении показательных уравнений
По карточке
55
1
Метод уравнивания показателей
Пр
Метод уравнивания показателей (он основан на теореме о том, что уравнение = равносильно уравнению f(x)=g(x), где a>0; a=1)
Уметь решать показательные уравнения, уравнивая показатели степеней
Ик
По карточке
56
1
Метод введения новой переменной
Пр
Решение показательных уравнений введением новой переменной
Уметь решать показательные уравнения введением новой переменной
Ик
По карточке
57
1
Логарифмирование. Разложение на множители
К
Решение показательных уравнений логарифмированием
Уметь решать показательные уравнения логарифмированием
Ик
По карточке
58
1
Однородные уравнения
К
Общий вид однородных уравнений. Решение однородных уравнений.
Уметь решать однородные показательные уравнения
Ср
По карточке
59
1
Показательные неравенства. Вынесение степени с наименьшим показателем за скобки
К
Приведение всех степеней к одинаковому основанию, вынесение общего множителя за скобки
Уметь решать показательные неравенства вынесением общего множителя за скобки
По карточке
60
1
Метод введения новой переменной
К
Решение показательных неравенств введением новой переменной
Уметь решать показательные неравенства введением новой переменной
Ик
По карточке
61
1
Однородные неравенства
УК
Общий вид однородных неравенств. Решение однородных неравенств.
Уметь решать однородные неравенства
Ср
По карточке
62
1
Логарифмические уравнения. Сведение к простейшим логарифмическим уравнениям
П
Логарифмическое уравнение, простейшие логарифмические уравнения
Умеют решать простейшие логарифмические уравнения по определению
По карточке
63
1
Решение логарифмических уравнений методом потенцирования
К
Метод потенцирования
Уметь решать логарифмические неравенства методом потенцирования
Ик
По карточке
64
1
Решение логарифмических уравнений методом введения новой переменной
К
Метод введения новой переменной
Уметь решать логарифми
ческие неравенства методом введения новой переменной
Ик
По карточке
65
1
Решение логарифмических уравнений с использованием основного логарифмического тождества
К
Основное логарифмическое тождество. Решение уравнений
Уметь решать логарифмические уравнения, используя основное логарифмическое тождество
Ср
По карточке
66
1
Простейшие логарифмические неравенства. Метод алгебраических преобразований
К
Логарифмические неравенства. Решение логарифмических неравенств методом алгебраических преобразований
Уметь решать логарифмические неравенства методом алгебраических преобразований
По карточке
67
1
Решение логарифмических неравенств методом введения новой переменной
К
Решение логарифмических неравенств методом введения новой переменной
Уметь решать логарифмические неравенства методом введения новой переменной
Ик
По карточке
68
1
Решение логарифмических неравенств разложением на множители
УК
Ик
По карточке
69
1
Функциональный и графический методы решения логарифмических неравенств
к
ср