- Преподавателю
- Математика
- Урок Производная логарифмической функции
Урок Производная логарифмической функции
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова Л.Г. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(БПОУ ОО «Орловский реставрационно-строительный техникум»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок «Открытие» новых знаний:
«Производная логарифмической функции»
2 курс техникума (11 класс)
Выполнила:
Козлова Л.Г., преподаватель математики
г.Орел,
2016 г.
Технологическая карта конструирования урока.
Предмет: математика.
Курс: 2 (11 класс)
Тема: «Производная логарифмической функции».
__________________________________________________________________________________
Цель: продолжить изучение темы «Производная и ее применение» на примере нахождения производной логарифмической функции.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока обучающиеся смогут
- дать определение понятию «производная логарифмической функции»;
- решать примеры на вычисление производной логарифмической функции;
- продемонстрировать области применения производной логарифмической функции;
2. Метапредметные: в результате урока обучающиеся смогут
Регулятивные: продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, действовать по составленному алгоритму, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: продолжить формирование способностей к согласованным действиям, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, задуматься о роли математики в жизни.
3. Личностные: в результате урока обучающиеся смогут
- оценить свои способности к саморазвитию и самообразованию;
- осознанно строить индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Экспонента - функция вида у=ех
Натуральный логарифм - логарифм по основанию е: .
__________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- мультимедийный проектор, компьютер;
- листы самооценки (на каждого обучающегося), взаимооценки (для оценивания обучающихся в группе);
- «Рабочая тетрадь» для каждого обучающегося
Этапы/ время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1 этап
Орг. Момент (не более 1 мин.)
- Здоровается, благодарит за готовность к уроку (наличие тетрадей, письменных принадлежностей, таблицы производных)
- самоконтроль подготовки
2 этап.
Мотивация
(не более
2-3 мин)
- Организует работу с графиками (слайд 1)
- Задает вопросы обучающимся группы:
1. Что изображено на графиках?
2. В чем отличие трех приведенных графиков?
3. С каким математическим понятием связано понятие «касательная» к графику функции? В чем заключается геометрический смысл производной?
Озвучивается мотивация получения оценки в конце урока. (Урок состоит из нескольких этапов. Выполняя определенные задания на этапах, обучающиеся будут заполнять «Лист самооценки»)
- анализируют графики
- участвуют в обсуждении;
- отвечают вопросы;
3 этап.
Актуализация знаний
(не более
5 мин.)
- задает вопросы для выяснения объема знаний, уже имеющихся у обучающихся по теме: «Производная»;
1. Где применяется производная?
2. Назовите основные понятия алгебры. (например: функция)
3. Для каких функций вы уже умеете находить производные? (степенная, тригонометрические, квадратный корень и др.)
- задается вопрос: все ли функции были использованы в с.р.?
- задаются вопросы для выяснения объема знаний у обучающихся по теме: «Показательная и логарифмическая функция» (Приложение 1)
- вспоминают нужную информацию,
- вспоминают изученный ранее материал (производные элементарных функций),
- выполняют индивидуальную с.р. (слайд 2) с самопроверкой (слайд 3) и самооценкой.
- комментируют слово экспонента.
- вспоминают изученный ранее материал (показательная функция, логарифмическая функция) (слайд 4,5)
4 этап. Целеполагание и планирование
(не более 1 мин.)
Какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Цели урока: после урока вы сможете
- дать определение понятию «производная логарифмической функции»;
- решать примеры на вычисление производной логарифмической функции;
- продемонстрировать области применения производной логарифмической функции
- продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос;
- оценить свои способности к саморазвитию и самообразованию;
- отвечают на вопрос: «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока» ?
(слайд 6)
План.
1. Ввести понятие «натурального» логарифма.
2.Записать формулу для нахождения производной логарифмической функции.
3.Рассмотреть пример на вычисление производной натурального логарифма.
4. Рассмотреть пример на вычисление производной логарифма с произвольным основанием, используя формулу перехода к новому основанию.
5. Рассмотреть пример на вычисление производной логарифма с произвольным основанием сложной функции.
6. Рассмотреть пример на применение производной логарифмической функции.
- задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий
5 этап
«Открытие» нового знания
1 вопрос.
Ввести понятие «натурального» логарифма
(не более 3 минут)
(Приложение 2)
- перечислите логарифмы, которые вы уже знаете;
-ввести понятие натурального логарифма
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
(слайд 7)
2 вопрос.
Записать формулу для нахождения производной логарифмической функции
(не более 1 минуты)
- контролируют запись в «Рабочей тетради»
3 вопрос
Рассмотреть пример на вычисление производной натурального логарифма.
(не более 2-х мин.)
(слайд 8)
- мозговой штурм: указать схожесть и различие примера с готовой формулой;
- выслушать ответы, выберите на ваш взгляд правильный;
- запись в тетрадь
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
4 вопрос
Рассмотреть пример на вычисление производной логарифма с произволь-
ным основа -нием, используя формулу перехода к новому основанию.
(не более 3 мин.)
(слайд 8)
- мозговой штурм: указать схожесть и различие примера с готовой формулой;
- выслушать ответы, выберите на ваш взгляд правильный;
- запись в тетрадь
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
5 вопрос
Рассмотреть пример на вычисление производной логарифма с произвольным основанием сложной функции.
не более 3 мин.)
(слайд 9)
- мозговой штурм: указать схожесть и различие примера с готовой формулой;
- выслушать ответы, выберите на ваш взгляд правильный;
- запись в тетрадь
- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
6 вопрос
Рассмотреть пример на применение производной логарифмической функции.
(не более 5 минут)
Одна из областей применения производной - исследование функции.
П. Найти промежутки возрастания, убывания и точки экстремума функции
- мозговой штурм: примеры применения производной;
- выслушать ответы, выберите на ваш взгляд правильный;
- запись в тетрадь.
- участвуют в обсуждении, извлекают нужную информацию (вспоминают алгоритм исследования функции с помощью производной);
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний
(10 мин.)
(до 2 мин.)
- Организация самостоятельной работы.
Цель - проанализировать усвоение изученного материала; спланировать дальнейшую работу по закреплению изученного материала.
- работают в малых группах по 4 человека;
- Организация проверки выполнения задания (анализ результатов работы групп).
(по готовым ответам осуществляют взаимопроверку и оценивание)
(Приложение 3)
- осуществляют учебную деятельность по получению и оценки результата;
- фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.
7 этап. Рефлексия и оценивание
(до 1 мин. на одно выступление, всего 5 групп)
- организация самооценивания и взаимооценивания
Цель урока: научиться находить производную логарифмической функции.
Для этого мы вспомнили: понятие производной, таблицу производных, алгоритм нахождения промежутков возрастания, убывания и критических точек.
Мы познакомились: (какие знания) с понятием натурального логарифма, записали формулу производной логарифмической функции.
Мы научились (какие умения и навыки): находить производную логарифмической функции, применять производную для исследования функции.
(Приложение 4)
- заполняют оценочные таблицы. Отвечают на вопросы (по группам):
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я понял…
- Сегодня на уроке мне было трудно…
Общее обобщение:
- Цель сегодняшнего урока…
- Сегодня мы вспомнили…
- Сегодня мы познакомились…
- Сегодня мы научились…
8 этап.
(1-2 мин.)
Дифференцированное домашнее задание (слайд 10). (Приложение 5)
(записано в тетрадях, комментируется преподавателем)
Подготовить презентацию по теме: «Применение натурального логарифма и производной логарифмической функции в ядерной физике»(3 обучающихся)