- Преподавателю
- Математика
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Развертка параллепипеда
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Развертка параллепипеда
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курилова И.С. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Развертка параллепипеда
ФИО (полностью)
Курилова Ирина Сергеевна
Место работы
Должность
Учитель
Предмет
Математика
Класс
5
Тема и номер урока в теме
«Развертка параллепипеда», 2 урока в теме № 143-144
Базовый учебник
"Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010 г.
Цели и задачи урока:
Цель урока: ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, геодезической линии; показать правила изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; закрепить понятия грани, ребра, вершины параллелепипеда, сформировать умение показывать вершины, ребра и грани в прямоугольном параллелепипеде; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач;
развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
-
Выявить и сформировать умение изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; умение применять формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба; умение изображать геодезическую линию.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Учить устанавливать единые и общие признаки;
-
Учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Осознание ценности здоровья
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (лист контроля), изготовленные из бумаги параллепипеды (возможно готовые картонные коробочки), ножницы, карточка к заданию 2, карточка с самостоятельной работой
Ход урока (1 урок)
Задачи урока:
-
Обеспечить усвоение учащимися умения работать с развертками параллелограмма, умения изображать геодезическую линию;
-
Отработать навыки применения формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Воспитание дисциплинированности;
-
Развитие аналитического мышления;
-
Формировать умения выделять главное;
-
Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
-
Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания;
-
Развивать умения действовать самостоятельно.
Обучающиеся должны:
Иметь представление о развертке параллелограмма, о геодезической линии;
Уметь:
-
Видеть в развертке объемную фигуру, делать развертку, разрезая параллепипед по ребрам;
-
Уметь проводить геодезическую линию;
-
отражать в письменной форме результаты деятельности;
-
проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;
-
решать текстовые задачи;
-
рассуждать, обобщать аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса, организация внимания
-
Устный счет: работа в тройках: ученик с первого ряда называет число(от1 до 9), со второго ряда - квадрат этого числа, с третьего куб этого числа. Затем ряды меняются.
-
Актуализация знаний.
Показать модели пространственных фигур. Презентация: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113897/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
к учебнику 5 класс: Прямоугольный параллелепипед (1 и 2 слайды)
Отдельно показать модель прямоугольного параллелепипеда.
Задать учащимся вопросы:
Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.
Сколько у параллепипеда граней, ребер, вершин? Какой вид имеют грани параллепипеда?
Что такое измерение параллепипеда?
4 Физминутка. Все построились в колонну друг за другом. Проходим до учителя, но каждый по разным траекториям: первый по ломанной, второй по прямой, третий по дуге окружности, четвертый как первый и т. д. Встаем справа от учителя те, кто считает, что прошел самый короткий путь, те, кто считает, что прошел самый длинный путь - встают слева. Остальные встают перед учителем. Вопрос: Почему вы так считаете? Продолжите начатое предложение: Кратчайший путь от одной точки до другой…. Запомните свою группу. Это нам пригодится для дальнейшей работы. Садимся по местам.
-
Объяснение нового материала: «Развертка прямоугольника»
1 Рассмотрим задачу о пауке и мухе
. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113899/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Слайд1 Изобразите маркером на бумажном параллепипеде траекторию движения паука.
Слайд2 Разрежьте ножницами параллепипед по ребрам, так как показано на экране. Какую линию мы получили? Как быстрее дойти пауку до мухи?
2 Введение понятия геодезической линии.
Решение с комментированием № 916),
Что нам нужно было сделать, чтобы правильно изобразить геодезическую линию?
Что сегодня на уроке нам нужно научиться делать с любым параллепипедом?
Кто сформулирует тему урока?
3 Пробуем разрезать параллепипед, так чтобы получилась развертка
По каким линиям нужно резать?(по ребрам)
В развертке сколько и каких фигур получилось? Есть ли среди них равные? Покажите.
Самостоятельная работа с учебником стр 239 вопросы 3, 4.
Решение в парах с взаимопроверкой № 921
5. Закрепление нового материала:
Решение № 922
6. Подведение итогов урока.
- Оценивается работа класса и отдельных учащихся
- Продолжите фразы:
• Сегодня на уроке я узнал...
• Сегодня на уроке я научился...
• Сегодня на уроке я познакомился...
• Сегодня на уроке я повторил...
• Сегодня на уроке я закрепил...
Ход урока (2 урок)
Цель урока:
закрепить понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, правила изображения в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба. Помочь самостоятельно сделать умозаключение, что площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда - это площадь его развертки, научиться применять ее для решения задач;
развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать;
-
Организационный момент.
Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.
-
Актуализация знаний.
№ 910
Как найти площадь одной грани?
Как найти площадь всей поверхности?
-
Закрепление изученного на первом уроке.
Презентация. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113900/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
-
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113901/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
-
Физминутка
Упражнения для осанки «наколок»
-
Закрепление нового материала, работа по учебнику
- Выполняем задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.
-
Математический диктант с проверкой (оцени себя сам)
«5» - если сделал все правильно.
«4» - если сделал одну вычислительную ошибку.
«3» - если сделал одну ошибку в формуле и поэтому получил неверный ответ.
Если не справился с заданием - открой учебник на стр 241 и реши еще раз № 923
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113902/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
6. Подведение итогов урока.
- Оценивается работа класса и отдельных учащихся
- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?
- Как вы считаете, они выполнены?
7. Домашняя работа: §; №№ 925, 926
Технологическая карта урока№ 1
№
Этапы 1 урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личност-
ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
1
Организацион-ный момент
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
2
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения
2
Актуализация знаний
Устный счет
. Презентация: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113897/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Демонстрирует презентацию
Повторение понятий.;
Учитель показывает модели пространственных фигур Задает учащимся наводящие вопросы
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,
5
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
3
Физминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
4
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Целеполагание, выдвижение гипотез
Осознание ценности здоровья
4
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113899/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Демонстрирует презентацию
Задает вопросы, подводящие к определению понятий.
Вместе с учениками определяет цель урока и его тему.
Отвечают на вопросы. Выполняют задание, используя ножницы и макеты
Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь.
Два ученика у доски, остальные в тетради решение с комментированием № 916
Самостоятельно работают с учебником стр 239 вопросы 3, 4.
Решение в парах с взаимопроверкой № 921
3
7
3
7
3
2
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Подведение под понятие
Целеполагание, выдвижение гипотез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
Умение слушать и вступать в диалог
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Проявление терпения и аккуратности .
5
Закрепление нового материала
Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
Решение с комментированием № 922
6
Анализ объектов и синтез
Контроль изученного материала
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику
6
Подведение итогов 1 урока
Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием
- Продолжают фразы:
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня на уроке я научился...
Сегодня на уроке я познакомился...
Сегодня на уроке я повторил...
Сегодня на уроке я закрепил...
5
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Ориентация в межличностных отношениях
Технологическая карта урока№ 2
№
Этапы 2 урока
Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личност-
ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
7
Организацион-ный момент
Организация внимания учащихся
Учитель напоминает тему и повторяет цели урока
Включение в деловой ритм урока
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
2
Смыслообразование
8
Актуализация знаний
. Презентация:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b20277eb-3501-4e8c-bb18-590adb91f106/Models/2_25_polyhedron-2.html
Демонстрирует презентацию
Повторение понятий.;
Учитель показывает модели пространственных фигур Задает учащимся наводящие вопросы
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы,
2
4
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
9
Закрепление изученного на 1 уроке
Презентация. school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113900/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Демонстрирует презентацию
Демонстрирует ответы
Комментирует и направляет работу учащихся
Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь.
Проверяют ответы, комментируют и проговаривают ответы
4
Выделение и формулирование познавательной цели.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог
10
Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113901/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Демонстрирует презентацию
Задает вопросы, подводящие к определению понятия.
Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
Демонстрирует ответы
Выполняют задание, заполняют таблицу, проверяют правильность выполнения.
Работа в тетради выполняют задания
формулируют правила.
3
3
5
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Целеполагание, выдвижение гипотез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
Умение слушать и вступать в диалог
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости
Проявление терпения и аккуратности при построении чертежей
11
Физминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Показывает новое упражнение «Наколок»
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2
Планирование своей деятельности
Осознание ценности здоровья
12
Закрепление нового материала
Направляет работу учащихся.
Контролирует работу слабых учащихся
Выполняют задание № 923(один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.
5
Анализ объектов и синтез
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Контроль изученного материала Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику
13
Организация контроля
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113902/?interface=catalog&class=47&subject[]=16&subject[]=18
Организует самостоятельную работу, комментирует задания
Проведение диктанта в тетради.
Самооценка в соответствии с ранее оговоренными требованиями учителя
4
3
Выбор оснований и критериев для сравнения
Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению.
Самоопределение
12
Подведение итогов урока, оценивание знаний
Домашнее задание
Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся
Задает домашнее задание
Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
3
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
Нравственно-этическая ориентация
2 урока по 45мин., всего 90мин.
Время работы проектора за 2 урока - 30 мин.