Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся

Китовская МСОШ Коровкина Надежда Михайловна – учитель математики Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного п...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Китовская МСОШ Коровкина Надежда Михайловна - учитель математики

Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся

Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).

Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.

Цели формирующего оценивания и результаты.

Оценивать опыт и потребности ученика

Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода

Поощрять самодвижение и соотрудничество

Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся

В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны

Организация формирующего оценивания.


  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;

  • определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;

  • контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся

  • оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования ,

с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении

  • предъявление учащимся планируемых образовательных результатов,

  • обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;

  • планирование дальнейшей деятельности

Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления

Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

Проблемы и пути их преодоления.


  • Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам.

Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.

  • Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.

  • Работа над оцениванием занимает больше времени.

Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

Принципы осуществления контроля.

  • 1.Градация трудности заданий

Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки

  • 2.Свобода выбора заданий

Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности

  • 3.Постепенное накопление учебных достижений

Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

  • 4.Принцип свободы

В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.

Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается; обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Формы учета знаний.

  • волшебные линеечки, лесенки знаний

  • лист индивидуальных достижений

  • диагностические карты

  • цветовая символика

  • знаковая символика

  • жестовая оценка

  • оценочные листы

  • недельные отчёты

  • рейтинг знаний

  • Портфолио

Результатами применения формирующего оценивание является:


  • обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,

  • максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,

  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,

  • формирование адекватной самооценки.

«Разработка листа формирующего оценивания

по математике для учащихся 5 класса

по теме «Проценты».»

Лист оценки содержания темы «Проценты» (6часов) по УМК Н.Я.Виленкина 5 класс

Ф.И.ученика(цы)_______________________ ______

Уровни усвоения

Образовательные

ресурсы

критерии

Само-

оценка

ученика

Оценка учителя

Рекомендации уителя

Воспроизведение

Я могу назвать определение процента.

1

Понимание

Я понимаю смысл термина «проценты»;

Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

Как перевести проценты в десятичную дробь.

2

Применение

Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:

* находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;

*находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

3

Анализ

Я умею решать задачи всех 3-х типов.

3

Синтез

Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи.

3

Оценка

Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы.

3


15


Шкала для перевода баллов в школьную оценку:

Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов - отметка «2»

От 5 до 8 баллов - отметка «3»

От 9 до 12 баллов - отметка «4»

От 13 до 15 баллов - отметка «5»

Ожидаемые результаты


  1. Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.

  2. Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.


© 2010-2022