Доклад по теме Применение ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Доклад по теме Применение ИКТ на уроках математики





ДОКЛАД


«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»



Туманова Л.В., учитель математики

МОУ «НСОШ №3»

Пронского района Рязанской области













Современный этап развития образования характеризуется массовым внедрением информационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться.

Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
Предмет математики является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения математики.
В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выигрываем.

Применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников:

  • оно обеспечивает индивидуализацию обучения "в массовом порядке";

  • помогает создать проблемную ситуацию;

  • дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности;

  • используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала;

  • способствует активизации учащихся.


Другие сильные стороны компьютера:

  • новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения;

  • с его помощью реализуется личностная манера общения;

  • расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.

Таким образом, компьютер позволяет создать условия для повышения качества процесса обучения.


Органическое, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроке - одно из основных требований современного урока.


Выделяют два типа компьютерного обучения:

1) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя),
2) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, - обычно тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика.

В обоих, случаях необходимо учитывать, какие именно функции учителя и учащегося при этом автоматизируются и передаются компьютеру.

Использование компьютерных технологий позволяет учителю в определённой степени добиться следующих целей:

  • представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др.);

  • повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);

  • использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;

  • вовлечение учащихся в сознательную деятельность;

  • использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.


Эффективно можно использовать компьютер на уроках при:

  • мотивации введения понятия;

  • обучении (подаче материала);

  • демонстрации;

  • моделировании;

  • отработке определенных навыков и умений;

  • контроле знаний;

  • организации исследовательской деятельности учащихся;

  • интегрировании предметов естественно-математического цикла.


Можно выделить различные типы обучающих компьютерных программ:

  • Программы, ориентированные на усвоение нового материала в режиме программированного обучения;

  • Программы, реализующие проблемное обучение, учитывающие не только результат, но и стратегию изучения материала;

  • Программы, предназначенные для закрепления умений и навыков (тренажеры);

  • Демонстрационные и иллюстрационные программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации;

  • Обучающие игровые программы, получившие широкое распространение из-за своей привлекательности;

  • Контролирующие программы;

  • Информационные.


Математикам компьютер может помогать непосредственно, как и всем остальным: он помогает провести вычислительный эксперимент с математической моделью, способствует визуализации абстракций и динамизации математических объектов, воспитанию базовых способностей и умений, систематизации математической теории, расширению математической практики, пробуждению первичного интереса.


Электронные средства, используемые на уроках математики.

Все издаваемые программные средства можно разбить на три группы.

1. Издаваемые:


1). Тренажёры. Чаще всего они применяются для отработки определённого умения или навыка, значительно сокращают время, которое могло быть затрачено на переписывание примеров в тетрадь и проверку учителем традиционным способом. Такие программы, как правило, сообщают верно решено задание или нет.

Учителю при этом надо помнить, что тренажёры предполагают монотонную однообразную работу. И, как бы ни были они оснащены различными эффектами, длительное их применение нецелесообразно: в зависимости от вида программы от 3 до 10 минут.

2). Репетиторы Работа с ними занимает больше времени и требует более вдумчивого решения. Такие электронные средства можно использовать в качестве репетитора при подготовке к ГИА или ЕГЭ.

За компьютеры учащиеся садятся, когда усвоена основа темы. Работают с черновиками, занося только верные ответы. Такая форма работы особенно важна для разбора сложных упражнений и позволяет каждому работать в своём темпе.

На уроках с применением репетитора учащиеся самостоятельно могут обратиться к электронному изданию и получить ответ на интересующий их вопрос, посмотреть образцы решения задач, а также поработать дома.

3). Электронные учебники - эффективное средство обучения, но использование их за основу при объяснении нового материала бывает не совсем удачно. Причина тому: темп изложения материала, несоответствие учебнику, изложение материала направлено на среднего ученика, и конечно, не учитывает особенности класса.

Например, электронный учебник «Стереометрия» позволяет решить проблему слабой оснащённости кабинета наглядными пособиями по курсу геометрии.

Проведение уроков с использованием электронных учебников дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционным: создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекает школьников; предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; появляется возможность отслеживать и направлять траекторию изучения материала; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе.

2. Собственные разработки

Дидактические материалы в среде Word - наиболее простая программа, которой обязательно владеет основная масса пользователей. Возможно применение как в электронном варианте, так и в печатном.

В зависимости от плана урока его не всегда удаётся полностью всем учащимся сделать на уроке, поэтому некоторым учащимся можно дать работу на дом. Данную программу чаще используют для печати бумажного варианта дидактических материалов - карточек.


Тестовые задания и задания с кратким ответом в среде Exel - эта программа более эффективна, так как автоматически проверяет ответы, подсчитывает количество верных ответов. Хороша для тестовых заданий.

Но при составлении тестов должны учитываться также следующие требования: строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся; однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть, безусловно, однозначно понятны учащимся.

Удобно в Exel оформлять задания с кратким ответом. Здесь востребована логическая функция «если», с помощью которой можно не только определить правильный ответ или нет, но и короткой фразой похвалить ученика, дать подсказку, или сообщить дополнительные факты или исторические сведения.


Презентации Power Point - наиболее трудоёмкая в подготовке программа, но она многофункциональна. Основная цель применения презентаций на уроках математики - сделать учебный процесс более «технологичным», т.е. таким, чтобы он обеспечивал учебным материалом все основные этапы урока, был удобен в работе и для учителя, и для детей. Кроме того, анимационные возможности программы PowerPoint помогают на уроке обратить внимание учащихся на правила выполнения основных логических операций, помогают проводить рассуждения и простые доказательства.

Презентации на уроках позволяют сделать урок не только более оживлённым, привлекательным, но и увеличить долю учебной информации, расширить кругозор учащихся. Обучающие проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Презентация по математике помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся.

В презентацию удачно вписываются задания - выбор. К вопросу прилагается ряд ответов. Обучаемый должен выбрать один или несколько правильных ответов.


3. Интернет

Интернет используется в основном для поиска дополнительной информации по теме и показа её на уроке, знакомства с демоверсиями ЕГЭ, ГИА.

Непосредственно на уроке Интернет применять не всегда удаётся из-за сбоев в работе телефонной линии.

Дистанционное обучение используется при:

  • организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов,

  • использовании дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат,

  • организации дистанционных уроков для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни,

  • организации профильного обучения для удаленных муниципальных образований,

  • организации школьных систем виртуального общения для расширения возможностей общения учащихся и педагогов между собой с целью обмена информаций, совместной работы и обучения.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов сети Интернет вызывает интерес у учащихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя
Использование для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы.

На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран.

3. Для повторения и обобщение изученного материала

Используя различные виды демонстрационных электронных средств можно организовать повторение и обобщение изученного материала.

Например, с помощью раздаточного материала, выполненного в приложении текстового редактора или содержательной презентации с формулами, с формулировками изученных понятий, схемами, таблицами, либо с помощью электронного учебника и т.д.

4. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал.

И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.

Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.

Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте.
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков.

5. Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа.

Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей.

Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии".

При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради.

Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

6. Как результат проектной деятельности

Уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся, на них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

Для учителя результат такой работы также немаловажен: ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников.

Как правило, результатом проектной работы являются презентации, буклеты, творческие работы и т.д.

Учащиеся, работая над проектами, убеждаются сами в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний и информационно коммуникационных технологий не обойтись.

Итак, компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Преимущества использования мультимедийных презентаций.


Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером.

Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Развитие условий для информатизации образования (подключение Интернет, появление на рынке достойных электронных продуктов, совершенствование компьютерной оснащённости) облегчило работу каждого учителя, имеющего даже малейшее желание использовать компьютер на уроке. А достоинства такого современного урока неоспоримы:

  1. Экономия времени при объяснении нового материала и отработке умений и навыков обучающихся.

  2. Представление материала в наглядном виде.

  3. Дифференцированный подход к обучению, каждый ученик работает в своём темпе.

  4. Увеличивается количество тренировочных заданий.

  5. Оперативный контроль.

  6. Создаётся игровая познавательная ситуация.

  7. Каждый ученик становится субъектом обучения, т.к. работа с компьютером требует активного управления, а не пассивного слушания.

  8. Повышается мотивация учебной деятельности.

  9. «Ситуация успеха» (даже маленькая победа над бесчувственной машиной даёт веру в собственные силы)

  10. Развитие памяти и мышления.

  11. Применение знаний в изменённой и незнакомой ситуации.

  12. Практика работы с тестовыми заданиями, подготовка к ЕГЭ.

Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- полная замена деятельности учителя; частичная замена;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование тренинговых программ;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;

  • выполнение проектных работ на уроке и после урока;

  • использование игровых и занимательных программ.
    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человек, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Математика + компьютер.

Математика и компьютер - это сочетание прослеживается на всех этапах работы. Применение ИКТ в учебном процессе способствует самообразованию педагога. Безусловно, это Интернет. Изучение опыта работы других педагогов, работа с электронными учебниками даёт идеи и толчок для собственных открытий, показывает как можно сделать, а в некоторых случаях, как делать не следует. Появляется необходимость и желание осваивать всё новые программы, которые эффективно применимы на уроках. Электронные репетиторы совершенствую математическую подготовку учителей, особенно в плане решения заданий повышенной сложности.



Современный школьный урок - это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества.


К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, не получит практического применения в будущей жизни.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

На уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые,

  • во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

  • во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача - найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

-в-третьих, обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, - это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации в новой форме (ГИА), а также к сдачи Единого Государственного Экзамена.

Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Проблемы уроков с применением электронных средств.

1) Недостаточное количество электронных учебников, адаптированных к используемым учебникам, и конкретным условиям класса.

2) Создание собственных электронных средств обучения требует больших затрат времени.

3) Отсутствие чётких методических рекомендаций по использованию электронных средств обучения.

4) Недостаточно опыта работы с Интернет - технологиями.

5) Технические проблемы, отсутствие специалистов (тратится огромное количество времени на установку программ).

Последние требования к образованию поставили школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.

Приоритетные направления деятельности учителя


  1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.

  2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.

  3. Дистанционное образование, повышение квалификации.

  4. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока.

  5. Создание Интернет - уроков, интегрированных уроков.

  6. Разработка уроков на основе готовых программных продуктов.


Приоритетные направления деятельности ученика


  1. Интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика.

  2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.

  3. Интернет - технологии в организации дополнительного образования.

  4. Дистанционное обучение.

  5. Компьютерные технологии для подготовки к уроку.

  6. Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.

  7. Тренировочное тестирование при подготовке к ГИА, ЕГЭ.

  8. Компьютерные конкурсы.

  9. Дистанционные обучающие олимпиады.


© 2010-2022