- Преподавателю
- Математика
- Основы бизнес-математики. Экономико-математические методы решения задач
Основы бизнес-математики. Экономико-математические методы решения задач
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колбина Е.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Математическая грамотность обучающихся проявляется через способность понимать роль математики, владеть языком математики, математическими понятиями и законами, применять полученные знания и способы действий для познания окружающей действительности, принятия конструктивных решений в жизненных ситуациях.
В процессе изучения курса «Приложения математики в экономике» учащиеся знакомятся с основными экономическими понятиями, которые вводятся в ходе решения практических задач различного содержания.
Данный курс позволит углубить и обобщить ранее приобретенные школьниками программные знания по математике и информатике. Позволит увидеть уникальность математических объектов, покажет широкие возможности применения математики в экономике, технике, искусстве, литературе, в практической деятельности.
Важность изучения этого курса обусловлена необходимостью экономических знаний в современных условиях развития общества.
Программа содержит два раздела. В первом разделе рассматриваются основные экономические понятия, соединяющие экономику бизнеса с математическими расчетами. Во втором разделе изучаются простейшие экономико-математические методы, направленные на применение жизненного опыта учащихся, развитие конструктивного мышления, приобщение учащихся к решению олимпиадных задач.
Данный курс рассчитан на 48 часов, содержит разнообразные виды работ и заданий по содержанию, по форме и по учебно-воспитательным целям и задачам для 6-7 классов.
Цели курса
Способствовать закреплению и углублению знаний арифметических действий над числами, процентного исчисления, элементов теории вероятностей и математической статистики.
Формировать умения решать задачи коммерческой математики, понимая и применяя алгоритмы, свойства арифметических действий, производя элементарные математические исследования.
Содействовать воспитанию интереса к математике, любознательности, уверенности, самостоятельности, стремлению к постоянному анализу своей деятельности при выполнении заданий.
Задачи курса
Формирование знаний, умений и навыков выполнения операций над числами, процентами, решения числовых и текстовых задач с экономическим содержанием, логических задач.
Развитие умений составлять математическую модель в ходе решения задач, интерпретировать математические модели как описание реальных процессов.
Воспитание интереса к истории коммерческой математики, умения излагать свои мысли, обосновывать свое мнение, вести дискуссию и правильно реагировать на критику, с уважением воспринимать другие точки зрения.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
язык математики, законы арифметических действий, экономические понятия и математические методы для познания окружающей действительности;
математические величины и зависимости, отображающие реальные рыночные отношения;
основные понятия рынка: спрос и предложение, конкурентная борьба, движение и сбыт товаров, оптовая и розничная торговля;
статистические характеристики среднего, размаха ряда, медианы, моды, формулу эффективности, понятие правильного и оптимального решения.
Учащиеся должны уметь:
решать логические задачи экономического содержания;
правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное, взвешенное решение;
находить ошибки в рассуждениях;
создавать математическую модель для решения задач;
интерпретировать математические модели как описание реальных процессов;
доказывать, обосновывать результаты и давать им оценку;
работать с разными видами информации.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Для того чтобы измерить результаты обучения и сравнить достижения учащихся с целями обучения программы курса используется две основные формы оценивания: формативное и суммативное. Формативное оценивание показывает степень прогресса учащихся в конкретный момент времени. Результаты формативного оценивания используются для корректировки содержания и методики следующего этапа обучения. Формативное оценивание включает в себя опрос и обратную связь в течение урока или тест в конце урока.
Суммативное оценивание проводится по окончанию изучения одинаковых тем по содержанию материала и уровню изучения, представляет собой серию тестов.
Примерные критерии оценивания:
правильный выбор действий, операций;
верность вычислений (в случае проверки вычислительных умений);
соответствие пояснительного текста, ответа заданий, наименования величин, выполненным действиям и полученным результатам;
полнота выполненных действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
соответствие выполненных измерений заданным параметрам;
правильное записывание, списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
правильные записи математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
наличие записи действий;
умение устно дать соответствующее объяснение при правильно выполненном задании.
Содержание курса
Раздел 1.
Основы бизнес-математики -38 ч.
Математические величины и зависимости - отображение реальных рыночных отношений -2 ч.
Дается краткий исторический очерк развития рынка, понятие прибавочного продукта, разделения труда на конкретных примерах при решении задач коммерческой математики.
Основные понятия рынка. Простейшие рыночные расчеты -5 ч.
Рассматриваются основные понятия: обмен, эквивалент обмена, предприниматель, прибыль, издержки, себестоимость и цена.
Спрос и предложение товаров. Конкурентная борьба на рынке - 4 ч.
Учащиеся знакомятся с одним из наиболее важных факторов, воздействующих на цену - понятием спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Учатся при решении конкретных задач читать кривую спроса.
Движение товаров от производителей к потребителям. Сбыт товаров. Оптовая и розничная торговля - 6 ч.
Рассматривается товародвижение - деятельность по планированию и контролю перемещения товаров от места их производства к месту использования, и понятия, им сопутствующие - тарифы, грузооборот, минимальные издержки.
Простейшие модели в рыночной экономике - 4 ч.
Расчет семейного бюджета. Рассматриваются математические модели, являющиеся результатом принимаемых решений в повседневной жизни.
Понятие процентов. Вычисление процентов - 4ч.
Вводится понятие процента. Рассматриваются задачи на перевод дробей в проценты и обратно.
Денежные операции на рынке. Процентные вычисления - 5 ч.
Объясняется необходимость появления банков, их основных функций. В ходе решения задач изучаются понятия таких банковских операций, как облигации, акции, дивиденды.
Задачи на проценты. Задачи на процентный прирост - 4 ч.
Задачи по процентным исчислениям выгодности банковской сделки, рентабельности бизнеса и коммерческого предложения.
Задачи рыночного содержания. Логические задачи рыночного содержания - 4 ч.
В рыночном тренинге обобщается и проверяется степень усвоения основных рыночных понятий, рассмотренных в разделе, и умения принимать наилучшие решения в различных практических ситуациях. Это способствует развитию рыночного мышления.
Раздел 2. Экономико-математические методы - 10ч
Статистика и анализ данных - 4 ч.
Используя региональный компонент, учащиеся работают с данными, представленными в таблице, вычисляют статистические характеристики среднего; собирают статистические данные и представляют их в табличном виде; применяют понятия среднего арифметического нескольких чисел, размаха ряда, медианы, моды, оценивают информацию, используя диаграммы в программе «EXCEL».
Элементарная математика и логика в экономике -2 ч.
При решении экономических задач учащиеся применяют такие проверенные инструменты математики, как дроби, пропорции, основные действия арифметики, простые и сложные проценты, уравнения, логику и смекалку.
Экономико-математическое моделирование -2 ч.
Учащиеся на примере производственно - экономических ситуаций рассматривают простейшие математические методы, формулу эффективности, понятие правильного и оптимального решения.
Применение экономико-математических методов на практике - 2 ч.
При решении конкретных практических экономических задач осваивается алгоритм действий. Рассматривается таблица выбора математического метода для решения экономической задачи.