Как повысить познавательную активность на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как повысить познавательную активность на уроках математики?

Кульмамедова Р.Р. учитель математики, лицей №149

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Личность, обладающая неординарным мышлением, широким кругозором, способная свободно ориентироваться в нестандартных, экстремальных ситуациях лучше адаптируется к быстроизменяющемуся миру, влиянию со стороны окружения, а значит, выступает конкурентоспособным гражданином общества. Именно поэтому, приоритетной задачей лицея является: с одной стороны создать условия для формирования достаточно широкого круга фундаментальных знаний, умений и навыков, устойчивой жизненной позиции, что необходимо для становления, самоопределения и социализации личности; с другой - обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить наиболее благоприятные возможности для развития интересов, способностей и склонностей, индивидуальных запросов каждого ученика.

Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Готовят учащихся к новой жизни, без лицея, так, чтобы он мог найти своё место в жизни. А до этого преодолеть первое препятствие: ЕГЭ.

Математика - метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого вывода, необходимо понимать, что математике нужно научить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала. Но очень важно создание условий для выявления, развития и реализации способностей детей.

На уроках математики необходимо вырабатывать у учащихся способность понимать содержание поставленной задачи, умение определять главное в рассуждении, избегать многословности, но при этом кратко и логически грамотно пояснять каждый этап в доказательстве теоремы и решении задачи, усвоить навыки алгоритмического мышления. А ещё на логическое мышление. Мы все знаем, что роль математики в развитии логического мышления исключительно большая. В ней высокий уровень абстракции и в есть способ перехода от абстрактного к конкретному. Логическое мышление учет детей анализу, синтезу, сравнению и др…"Главная задача учебы математике, причем с самого начала, из первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал педагог-новатор А.А. Столяр.

Реализации такого подхода способствуют учебник Л.Г.Петерсона. Я в 5 классах работаю по учебнику Л.Г. Петерсона. Там много заданий на логическое мышление, так как они и в начальных классах изучали по этому учебнику ученики с удовольствием решают такие задачи. Есть задания на темы которых они еще не изучали, но логический рассуждая они находят ответ на поставленный вопрос. Например: Вычислите площади фигур, или найди площадь закрашенной фигуры. Для решения этой задачи они должны рассуждать: что мы знаем, как это можно использовать для этой задачи. (анализировать).

Как повысить познавательную активность на уроках математикиКак повысить познавательную активность на уроках математикиКак повысить познавательную активность на уроках математикиКак повысить познавательную активность на уроках математикиКак повысить познавательную активность на уроках математики

2см

2см

4смКак повысить познавательную активность на уроках математики

Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления есть решение школьниками нестандартных логических задач. В этом учебнике есть старинные задачи, задачи-анекдоты, которые помогают учителю провести урок увлекательнее, интереснее. Так же использую на уроках кроссворды, есть задания на расшифрование высказываний, название рек, городов, населений, а как творческая работа я даю задание составить кроссворды по теме. Найти и рассказать об этом населении, где они живут, чем занимаются. Здесь связь с другими предметами.

Так же большое значение в активизации познавательной деятельности ученика имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игровая ситуация повышает активность учащихся на уроках. И провожу в виде соревнования между группами, урок-игра, урок-сказка…

Как мне кажется, следующее направление развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.

Самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:

1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

2. Развитие мышления;

3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся;

4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, самостоятельность;

5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Не все одинаково понимают и решают задачи и не умеют самостоятельно работать. Сначала надо научить ученика работать самостоятельно. Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Исходя из интересов и особенностей познавательной деятельности учащихся, учитель должен помогать учащимся за деталями увидеть сущность понятия, приемы или методы решения (доказательства), их структуру; раскрывать взаимосвязь между родственными понятиями, их свойствами и признаками; нацеливать учеников на их самостоятельное выделение, показывая при этом необходимость и пользу такой проработки; тщательно вскрывать взаимосвязь между прямыми и обратными действиями, взаимно обратными понятиями, учить использовать эту взаимосвязь как для самопроверки, так и для уменьшения нагрузки на память. Очень важно ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников, имеющий положительную эмоциональную окраску. Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения.

Самостоятельную работу так же провожу по группам, в группы они делятся сами, а иногда к каждой группе закрепляю сильных учеников. В зависимости от вида работы детей можно разместить по одному, по парам, по вариантам. Например, на уроке решения задач дети, одинаково успевающие, рассаживаются парами или по группам.

Работать по группам, формировать в коллективе успешность, соучастие, сотруд­ничество, создать в группе атмосферу творческого поиска и заинтересованности. И каждый пример, каждую задачу объяснял другой ученик, чтобы этот ученик если даже сам не решал, хотя бы понял, мог объяснять решение, а для этого ему приходится работать над решением задачи.

Провести самостоятельную работу так же мне помогают тесты с выбором ответов. (авторы П.И. Алтынов, Ф.Ф. Лысенко,А.Р.Дроздова-Зарипова, И Л. Гусева…) Очень важно, что тесты имели разноуровневый характер. Использую на своих уроках книгу А.П. Ершова. Для самостоятельной работы также характерны так называемые творческие задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определённый не стандартный поиск знаний. Самостоятельные работы творческого характера предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. Ученикам среднего звена я предлагаю найти другие решения задачи, ученики очень любят за компьютером сидеть, по этому я им предлагаю сделать слайды, особенно по геометрии. «Координатная плоскость» в 6 классе проводится несколько уроков, на которых ребята рисуют по координатам страуса, слоненка, коня, лебедя и т.д. После чего им предлагается домашнее задание: придумать свою картинку, нарисовать ее по точкам в координатной плоскости и записать координаты этих точек. Так же начертить этот график на компьютере.

Не возможно представить современный урок без наглядных и технических средств обучения. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Поэтому на уроках я использую интерактивную доску, создаем слайды с детьми вместе.


© 2010-2022