Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс (А. Г. Мордкович)

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большевяземская гимназия



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор гимназии

_________/А.В.Петрова/

«____»__________2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________/Е.В.Тренина/

«____»__________2014г.

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО ________________/Е.Р.Гамова/

Протокол № ___от______2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике


Программа: общеобразовательная

Уровень программы: базовый

Класс: 11 «А»

Количество часов: 165 часов

Учитель: Чернова Анна Петровна

Программа составлена на основе:

примерной программы общего среднего образования по математике, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторских программ: по алгебре и началам анализа линии А.Г.Мордковича, по геометрии линии Л.С. Атанасяна.







2014- 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 «А» класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. / Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. - 2004г.

  1. Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике /Математика в школе. - 2004г,-№4, -с.4

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 10-11 классы / авт.-сост. Бурмистрова, Т.А. - М. Просвещение, 2008.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы/ авт.-сост. Бурмистрова, Т.А. - М. Просвещение, 2008.

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Среднее (полное) общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Личностное развитие школьника происходит путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения математики в 11 классе:


  • формирование представлений о математике как об универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;


  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;


  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;


  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

В ходе преподавания математики в 10 классах работа ведется так, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:


  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;


  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;


  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;


  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического);


  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;


  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Задача образовательного процесса: обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания на основе требований государственного образовательного стандарта.

Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений РФ (от 05. 03. 2004, приказ № 131) на изучении математики в старшей школе отводится 5 ч в неделю. Всего 165 ч, из них 99 ч - на изучение алгебры и начал математического анализа и 66 ч - геометрии. Преподавание предмета «Математика» осуществляется в форме последовательных тематических блоков с чередованием материала по геометрии и алгебре и началам математического анализа. Разбивка часов курса по блокам и темам уроков по алгебре и геометрии осуществляется на основе авторских программ: по алгебре и началам математического анализа - линии А.Г.Мордковича, по геометрии - Л.С.Атанасяна.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

  • полного усвоения;

  • обучения на основе решения задач;

  • обучения на основе схематичных и знаковых моделей

  • проблемного обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций;

  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;

  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

  • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей;

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;

  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера;

Геометрия

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание тем учебного курса


Алгебра и начала математического анализа (99 ч)


Повторение материала курса 10 класса - 6ч.

Степени и корни. Степенные функции - 18 ч.

Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции у = Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс (А.Г.Мордкович) , их свойства и графики. Свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы.

Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики.

Показательная и логарифмическая функции - 23ч.

Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства.

Понятие логарифма. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Переход к новому основанию логарифма.

Первообразная и интеграл - 8ч.

Первообразная. Определённый интеграл.

Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей - 12ч.

Статистическая обработка данных. Простейшие вероятностные задачи. Сочетания и размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятности.

Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств - 20ч.

Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений: замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x), разложение на множители, введение новой переменной, функционально-графический метод.

Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулями.

Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.


. Геометрия (66 часов)

Метод координат в пространстве - 15 ч.

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Тела вращения - 17 ч.

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

Объем и площадь поверхности - 22 ч.

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

Повторение материала курса 10 класса - 12ч.



Учебно-тематическое планирование



№ п/п


Наименование разделов и тем


Всего

часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся


уроки

Лабора-торно-практи-ческие работы

Конт-рольные работы


Повторение курса 10 класса

6

5


1


Степени и корни. Степенные функции

18

17


1


Показательная и логарифмическая функция

23

20


3


Первообразная и интеграл

8

7


1


Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей

12

11


1


Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств

20

19


1


Метод координат в пространстве

15

13


2


Цилиндр, конус и шар

17

16


1


Объемы тел

22

20


2


Повторение

24

21


3


ИТОГО

165

149


16


Учебно-методический комплект


  1. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-1 1 классы: в 2 ч. Ч. 1: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2012.

  2. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: в 2 ч. Ч. 2: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович [и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2012.

  3. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: метод, пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - М.: Мнемозина, 2011.

  4. Александрова, Л. А. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова ; под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2012.

  5. Глизбург, В. И. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: контрольные работы (базовый уровень) / В. И. Глизбург. - М.: Мнемозина, 2011.

  6. Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Киселева Л.С. Геометрия. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

  7. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. М.: Просвещение, 2004.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Дополнительная литература для учителя.

1. Башмаков, М. И. Математика. Практикум по решению задач: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля / М. И. Башмаков. - М.: Просвещение, 2005.Глизбург, В. И. Математика: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / В. И. Глизбург, Н. Ю. Лаврентьева, А. Г. Мордкович. - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

  1. Ивлев, Б. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса / Б. И. Ивлев, С. И. Саакян, С. И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2000.

  2. Лукин, Р. Д. Устные упражнения по алгебре и началам анализа: книга для учителя / Р. Д. Лукин, Т. К. Лукина, И. С. Якунина. - М.: Просвещение, 2000.

  3. Математика. Система подготовки к ЕГЭ: анализ, типовые задания, диагностики, тренировочные тесты / авт.-сост. В. Н. Студенецкая. - Волгоград: Учитель, 2011.

  4. Математика. Система подготовки к ЕГЭ: анализ, типовые задания, диагностики, тренировочные тесты. Часть С / авт.-сост. И. С. Ганенкова, В. Н. Студенецкая. - Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. - Волгоград: Учитель, 2009.

  6. Шамшин, В. М. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике / В. М. Шамшин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

При работе можно использовать также статьи из научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе», из еженедельного учебно-методического приложения к газете «Первое сентября» «Математика».

2. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. - Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Дорофеев, Г. В. Математика. 11 класс : сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы / Г. В. Дорофеев, Г. К. Муравин, Е. А. Седова. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2007. Вступительные испытания / под ред. Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2006.

  4. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2008. Вступительные испытания / под ред. Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2007.

  5. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания / под ред. Ф. Ф. Лысенко. - Ростов н/Д.: Легион, 2008.

  6. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-тренировочные тесты / под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов н/Д.: Легион, 2010.

  7. Энциклопедия для детей: в 15 т. Т. 11. Математика / под ред М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998.

3. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

  1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ).

  2. CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности).

  3. CD «Математика. 5-11 классы. Практикум».


  1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.


  1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа: rusolymp.ru

  2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. - Режим доступа: eidos. ru/olymp/mathem/index.htm

  3. Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа: zadachi.mccте. ru/easy

  1. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа: hup:// zadachi.mccme.ruКонкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. - Режим доступа mschool.kubsu. ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm

  2. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. - Рем» доступа : mccme.ru/free-books

  3. Математика для поступающих в вузы. - Режим доступа: matematika.agava.ru

  4. Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты, методика. - Режим » ступа: mathnet.spb.ru

  5. Олимпиадные задачи по математике: база данных. - Режим доступа: zaba.ru

  1. Московские математические олимпиады. - Режим доступа: mccme.ru/olympiads/mraii

  2. Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. - Режим доступЯ aimakarov. chat.ru/school/school.html

  3. Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа: math.ournet.md/indexr.htra

  4. Библиотека электронных учебных пособий по математике. - Режим доступа: mschool.kubsu.ru

  5. Образовательный портал «Мир алгебры». - Режим доступа: algmir.org/index.htral

  6. Словари БСЭ различных авторов. - Режим доступа: slovari.yandex.ru

  1. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 30-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. - Режим доступа: etudes.ru

  2. Заочная Физико-математическая школа. - Режим доступа: ido.tsu.ru/schools/physmat/ index.php

  3. Министерство образования РФ. - Режим доступа: informika.ru; ed.gov.ra; edu.ru

  1. Тестирование on-line. 5-11 классы. - Режим доступа: kokch.kts.ru/cdo

  1. Архив учебных программ информационного образовательного портала «RusEdu!». - Режим доступа: rusedu.ru

  1. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: mega.km.ru

  2. Сайты энциклопедий. - Режим доступа: rubricon.ru; encyclopedia.ru

  3. Вся элементарная математика. - Режим доступа: bymath.net

  4. ЕГЭ по математике. - Режим доступа: uztest.ru

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ - урок закрепления изученного материала.

УПЗУ - урок применения знаний и умений.

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.

КУ - комбинированный урок.

Виды контроля и технологий обучения:

ТО - текущий опрос.

СР - самостоятельная работа.

ПР - проверочная работа.

МД - математический диктант.

Т - тестовая работа.

© 2010-2022