Выступление на пед. чтениях по теме Организация самостоятельной работы учащихся

Тема выступления " Организация самостоятельной работы на уроках математики - важнейший этап формирования готовности учащихся к самообразованию". Практика показывает, что даже в старших классах есть ученики, которые не в состоянии прконтролировать выполняемую ими работу, особенно при решении задач. Поэтому считаю необходимым обучать школьников способам и приемам самостоятельной работы, строить обучение так, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность ,полную самостоятельность....
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы на уроках математики - важнейший этап формирования готовности учащихся к самообразованию

Работая по традиционным программам и учебникам, я столкнулась с проблемой снижения интереса учащихся к изучению математики, неудовлетворенностью уровнем обученности школьников. Очень много сил и времени уходило на подготовку к урокам, чтобы заинтересовать учащихся математикой и вовлечь их в учебную деятельность, применяла в своей работе идеи УДЕ П.М.Эрдниева, приемы работы В.Ф.Шаталова. Но результат работы не очень радовал. Значительная часть школьников плохо осваивала учебный материал, качество знаний заметно снижалось от 5 к 11 классу, у многих детей в средних и старших классах пропадало желание учиться. Учитывая, что современное общество требует от каждого человека непрерывного стремления к самостоятельному приобретению им знаний, умений и навыков, пришла к выводу : деятельность общеобразовательной школы осмысляется сегодня с позиции подготовки молодого поколения к непрерывному самообразованию. Следовательно, обеспечение правильной организации работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности является одной из главных задач учителя. Именно он должен не только давать ученику знания, но и воспитывать у него потребность в их совершенствовании, формировать умение заниматься самообразованием. Поэтому важной, на мой взгляд, сегодня становится проблема организации работы по формированию у учеников готовности к самообразовательной деятельности в рамках школы.

Проблема воспитания самостоятельности, как важнейшего условия самореализации личности, ее творческих возможностей, особенно актуальна для учащихся нашего микрорайона, где значительная часть родителей имеет среднее и среднее специальное образование, которого явно недостаточно для оказания реальной помощи своим детям.

Работая с контингентом учащихся школы, я обратила внимание, что дети испытывают затруднения при индивидуальном изучении программного материала. Они не могут самостоятельно добывать знания, т.к. привыкли получать их в готовом виде. С этой целью я решила начать готовить их к этой деятельности на своем предмете.

Практика показывает, что даже в старших классах есть ученики, которые не в состоянии проконтролировать выполняемую ими работу, особенно при решении задач. Поэтому считаю необходимым обучать школьников способам и приемам самостоятельной работы; строить обучение так, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность, полную самостоятельность.

Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я. А. Коменский, Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, А. Дистерверг. Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.

Выделяются три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения - познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. Роль самостоятельной работы школьников возрастает в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

В науке нет однозначного определения самостоятельности. Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы представляется определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает "такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика" [2, с.8] .

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования умений в любой самостоятельной деятельности.

Одним из важнейших этапов урока, позволяющих учителю влиять на интересы детей, является самостоятельная работа учеников. Основными ступенями при проведении самой работы на уроке считаю следующие:

1. Подготовительный. Рассказываю о цели работы, раскрываю возможности ее более успешного выполнения, предлагаю в случае необходимости обращаться за консультацией, пользоваться дополнительной литературой.

2. Сам процесс самостоятельной работы ученика на уроке. На этом этапе обеспечиваю непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего характера (по образцам) к более сложной. Для чего применяю разноуровневые карточки.

3. Итогово-обобщающая, которая предусматривает включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы.

4. Заключительная. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.

На своих уроках применяю следующие виды самостоятельных работ: работа с учебником, работа с дополнительной литературой, работа с раздаточным материалом, работа с компьютером, упражнения, решение задач, викторины, математические эстафеты, быстрые диктанты, игры, работа с взаимной проверкой, дифференцированные работы. В начале урока провожу непродолжительные работы на 5 - 10 минут, чтобы включить класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать деловую обстановку, рабочий настрой. Предлагаю задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, чтобы иметь возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Для формирования самоконтроля, вовлекаю школьников в разнообразные формы взаимопроверки: проверка по образцу (готовое решение записано на доске); проверка самостоятельных работ; диктантов (по одному ученику от каждого варианта ведут записи на доске, класс после окончания работы исправляет ошибки, дополняет ответ; проверка теоретических знаний (вопросы отвечающему задает весь класс, при неправильном ответе ошибку исправляет тот, кто задавал вопрос); работа консультантов (контролируют работу одноклассников после подготовительной беседы с учителем). В результате заметила, что каждый ученик на моем уроке:

- является активным участником учебно-познавательной деятельности, может проявить свои творческие способности;

- продвигается при изучении материала в удобном для него темпе, постепенно усваивая материал;

- осваивает материал в том объеме, который ему доступен и необходим;

испытывает интерес к происходящему на каждом уроке, учится решать задачи, интересные по содержанию и по форме, узнает новое не только из курса математики, но и из других областей знаний.

Организуя и направляя учебные действия детей, я стараюсь подводить их к самостоятельному «открытию», созданию, сотворению.

На уроках ученики постоянно анализируют различные ситуации, высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы, проверяют их, опровергают, доказывают, смело включаются в решение поставленной проблемы.

1. Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия и построение ориентировочной основы действия.

2. «Открытие» нового знания детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с материальными или материализованными объектами.

3. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия.

4. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» ( внутренняя речь).

5. В процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.

  2. Бондаревская В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию /В.Б. Бондаревская. - М: Просвещение, 1985.- 142с.

  3. Вяткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке/Л.Г. Вяткин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. - 25 с.

  4. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию./А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983.- 144с.

  5. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учашихся на уроке/ Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 240 с.

  6. Жарова Л.В.Учить самостоятельности/А.В. Жарова.-М.: Просвещение, 1993.- 204с.

  7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики /В.Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 1990. - 95с.

© 2010-2022