- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по профессии Мастер по обработке цифровой информации (2 год обучения)
Рабочая программа по профессии Мастер по обработке цифровой информации (2 год обучения)
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чугунова О.С. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования и науки
Кемеровской области
3,5
15
15
5Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мариинский многопрофильный техникум»
5
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
МАТЕМАТИКА
Рабочая программа учебной дисциплины
2015
Рассмотрено на заседании Утверждено на заседании
Предметной (цикловой) комиссии методического совета
_____________________________ ГОУ СПО «ММТ»
_____________________________
_____________________________ _____________________________
(подпись председателя ПЦК) (подпись председателя методического совета)
Протокол № _____ Протокол № _____
От «____» ____________ 201__ г. От «____» ____________ 201 __ г.
Протокол № _____ Протокол № _____
От «____» ____________ 201 __ г. От «____» ____________ 201 __ г.
Протокол № _____ Протокол № _____
От «____» ____________ 201 __ г. От «____» ____________ 201 __ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
Организация разработчик: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мариинский многопрофильный техникум»
Разработчики:
О.С. Чугунова , преподаватель ГОУ СПО «ММТ»;
Рецензенты: О.В. Матвеева, преподаватель математики ГОУ СПО «ММТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Е.Д. Коваленко, преподаватель математики ГОУ СПО «МПК» Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дИСЦИПЛИНЫ
4
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3.условия реализации учебной дисциплины
20
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Математика» относится к математическим и естественнонаучным дисциплинам и служит базой для дальнейшего изучения дисциплин по профессии: «Мастер по обработке цифровой информации».
3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Учебная дисциплина ориентирована на следующие цели:
-
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
находить производные элементарных функций;
-
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
-
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
-
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах;
-
изображать круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин ( площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 285 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 196часов;
самостоятельной работы обучающегося 89 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
285
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
196
в том числе:
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
89
в том числе:
работа с учебной и справочной литературой
42
созданий презентаций
6
решение задач
41
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
РАЗДЕЛ 1. Тела и поверхности вращения
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Шар и сфера, их сечения.
26
2/2
Понятие цилиндра. Поверхность цилиндра.
2
2
2/4
Осевые сечения и сечения параллельные основанию цилиндра.
2
2
2/6
Практическая работа «Цилиндр. Сечения цилиндра»
2
2
2/8
Понятие конуса. Поверхность конуса.
2
2
2/10
Усеченный конус
2
1
2/12
Осевые сечения и сечения параллельные основанию конуса.
2
1
2/14
Практическая работа по теме: « Конус. Сечения конуса».
2
2
2/16
Практическая работа «Изготовление моделей цилиндра и конуса»
2
2
2/18
Шар и сфера.
2
1
2/20
Сечения шара и сферы
2
1
2/22
Касательная плоскость к сфере
2
1
2/24
Практическая работа «Шар и сфера, их сечения»
2
2
2/26
Уравнение сферы
2
1
Самостоятельная работа
16
2/28-2/30
Конические поверхности второго порядка.
4
1
2/32-2/34
Цилиндрические поверхности второго порядка.
4
1
2/36
Об одной древнеегипетской криволинейной поверхности.
2
1
2/38
Шар и сферическая поверхность у Евклида и Архимеда.
2
1
2/40
Центр тяжести и теоремы Паппа-Гульдина.
2
1
2/42
Создание презентации по теме: «Поверхности второго порядка»
2
2
РАЗДЕЛ 2. Начала математического анализа
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
70
2/44
Способы задания числовых последовательностей.
2
1
2/46
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма
2
1
2/48
Понятие о пределе последовательности.
2
1
2/50
Понятие о пределе функции.
2
2
2/52
Понятие о непрерывности функции
2
1
2/54
Понятие о производной функции.
2
2
2/56
Геометрический и физический смысл производной.
2
2
2/58
Производная степенной функции. Правила дифференцирования.
2
1
2/60
Производная логарифмической и показательной функции
2
2
2/62
Производные тригонометрических функций.
2
2
2/64
Практическая работа «Вычисление производных элементарных функций»
2
2
2/66
Производная сложной функции.
2
2
2/68
Практическая работа по теме: «Вычисление производной сложной функции».
2
2
2/70
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл.
2
2
2/72
Применение производной к исследованию функции монотонность и экстремумы.
2
2
2/74
Наибольшее и наименьшее значения функции.
2
2
2/76
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах.
2
1
2/78
Исследование функций с помощью производной и построение графиков
2
1
2/80
Практическая работа по теме: «Применение производной к исследованию функций»
2
2
2/82
Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком
2
1
2/84
Производная обратной функции.
2
1
2/86
Понятие дифференциала и его приложения
2
1
2/88
Первообразная. Правила нахождения первообразных
2
2
2/90
Практическая работа «Нахождение первообразных функций».
2
2
2/92
Неопределенный интеграл. Свойства неопределенного интеграла.
Основные формулы интегрирования.
2
2
2/94
Практическая работа «Неопределенный интеграл»
2
2
2/96
Интегрирование по частям и методом замены переменной.
2
1
2/98
Практическая работа «Основные методы интегрирования».
2
2
2/100
Определенный интеграл. Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона Лейбница
2
2
2/102
Практическая работа о теме: «Вычисление определенного интеграла».
2
2
2/104
Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла
2
2
2/106
Практическая работа по теме: «Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла.»
2
2
2/108
Применение интеграла в физике .
2
2
2/110
Простейшие дифференциальные уравнения.
2
1
Самостоятельная работа
20
2/112-2/114
Выпуклость графика функции, точки перегиба.
4
1
2/116
Путь к производной через касательную к кривой.
2
1
2/118
Максимумы и минимумы у Ферма.
2
1
2/120
«Метод флюксий» Ньютона.
2
1
2/122
«О глубокой геометрии» Лейбница.
2
1
2/124
Инфинитезимальные методы Архимеда.
2
1
2/126-2/128
Создание презентации по теме: «Криволинейная трапеция».
4
2
2/130
Сложение гармонических колебаний
2
1
2/132
Контрольная работа № 3
По теме «Начала математического анализа»
2
РАЗДЕЛ 3. Измерения в геометрии
Объем и его измерение. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей и объемов подобных тел.
30
2/134
Понятие площади поверхности. Свойства площади поверхности.
Площадь поверхности призмы.
2
1
2/136
. Площадь поверхности пирамиды
2
1
2/138
. Практическая работа «Вычисление площадей поверхностей многогранников».
2
2
2/140
. Площадь поверхности цилиндра
1
2/142
Площадь поверхности конуса
2
2
2/144
Практическая работа «Вычисление площадей поверхностей тел вращения»
2
2
2/146
Понятие объема. Объем параллелепипеда, куба.
2
2
2/148
Объем призмы.
2
2
2/150
. Объем пирамиды
2
1
2/152
Практическая работа «Вычисление объемов многогранников»
2
2
2/154
Объем цилиндра.
2
1
2/156
Объем конуса.
2
1
2/158
Практическая работа «Вычисление объемов тел вращения».
2
2
2/160
Отношение площадей поверхностей и объемов подобных тел.
2
1
2/16 2
Формула объема шара. Площадь сферы.
2
1
Самостоятельная работа
16
2/164-2/166
Решение прикладных задач на вычисление объемов и площадей поверхности цилиндра и конуса
4
1
2/168-2/170
Решение прикладных задач на вычисление объема и площади сферы.
4
1
2/172
Отношения площадей поверхностей подобных тел.
2
1
2/174
Отношения объемов подобных тел.
2
1
2/176-2/178
Нахождение объема тела вращения.
4
1
РАЗДЕЛ 4. Элементы теории вероятности. Элементы математической статистики
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики.
18
2/180
Понятие вероятности события. Свойства вероятностей событий.
2
1
2/182
Теоремы сложение и умножение вероятностей
2
1
2/184
Генеральная и выборочная совокупности.
2
1
2/186
Дискретная случайная величина, закон ее распределения и числовые характеристики
2
2
2/188
Практическая работа «Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятностей»
2
2
2/190
Формула полной вероятности
2
1
2/192
Формула Байеса
2
1
2/194
Схема Бернулли повторных испытаний
2
1
2/196
Практическая работа «Формула Байеса, формула Бернулли повторных испытаний».
2
2
Самостоятельная работа
16
2/198
Генеральная и выборочная совокупности.
2
1
2/200-2/202
Основные понятия комбинаторики. Термины и символы.
4
1
2/204
Зарождение науки о закономерностях случайных явлений.
2
1
2/206-2/208
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики).
4
1
2/210-2/212
Понятие о задачах математической статистики.
4
1
РАЗДЕЛ 5. Уравнения и неравенства
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). Рациональные, иррациональные, показательные. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
54
2/214
Системы уравнений. Основные способы их решения.
2
2
2/216
Определитель второго и третьего порядка.
2
2
2/218
Решение систем уравнений с тремя переменными методом Крамера.
2
2
2/220
Практическая работа «Решение систем уравнений методом Крамера»
2
2
2/222
Система трех линейных уравнений с тремя неизвестными. Метод Гаусса.
2
2
2/224
Практическая работа по теме: «Решение систем уравнений методом Гаусса».
2
2
2/226
Иррациональные уравнения. Основные приемы их решения.
2
2
2/228
Решение иррациональных уравнений.
2
2
2/230
Практическая работа «Решение иррациональных уравнений»
2
2
2/232
Показательные уравнения. Основные приемы их решения.
2
2
2/234
Решение показательных уравнений.
2
2
2/236
Практическая работа «Решение показательных уравнений»
2
2
2/238
Логарифмические уравнения. Основные приемы их решения.
2
2
2/240
Решение логарифмических уравнений.
2
2
2/242
Практическая работа «Решение логарифмических уравнений»
2
2
2/246
Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к простейшим.
2
2
2/248
Показательные системы уравнений.
2
2
2/250
Логарифмические системы уравнений.
2
2
2/252
Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения»
2
2
2/254
Решение иррациональных неравенств.
2
2
2/256
Решение показательных неравенств.
2
2
2/258
Решение логарифмических неравенств.
2
2
2/260
Практическая работа по теме: «Неравенства».
2
2
2/262
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.
2
Самостоятельная работа
14
2/264
Равносильные неравенства.
2
2
2/266
Линейная алгебра.
2
1
2/268
Об основной теореме алгебры.
2
1
2/270
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений.
2
1
2/272
Использование свойств и графиков функций при решении неравенств.
2
1
2/274-2/276
Исследование уравнений и неравенств с параметром
4
2
2/278
Обобщение и систематизация изученного материала по разделу алгебры
2
1
2/280
Обобщение и систематизация изученного материала по разделу геометрии
2
Самостоятельная работа
5
2/282
Математика в моей профессии.
2
2/284
Математика в науке, технике, экономике и практической деятельности.
2
1/285
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
І- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
ІІ-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
ІІІ- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-объемные модели многогранников, тел вращения, пространственных моделей;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
- измерительные и чертежные инструменты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Богомолов, Н. В. Практические занятия по математике / Н. В. Богомолов. - Москва : Высш. шк., 2010. - 496 с.
-
Богомолов, Н. В. Математика / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. - Москва : Дрофа, 2010. - 400 с.
-
Богомолов, Н. В. Сборник задач по математике : учеб. пособие для ссузов / Н. В. Богомолов. - 6-е изд. - Москва : Дрофа, 2010. - 208 с.
-
Богомолов, Н. В. Математика. Дидактические задания / Н. В. Богомолов, Л. Ю. Сергиенко. - Москва : Дрофа, 2010. - 240 с. - (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
-
Дадаян, А. А. Математика : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / А. А. Дадаян. - 2-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 544 с. - (Профессиональное образование).
-
Дадаян, А. А. Сборник задач по математике : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А. А. Дадаян. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 352 с. - (Профессиональное образование).
-
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: учеб.для 10-11кл. ср. шк./Москва: Просвещение 2000-319с.
-
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа: учеб.для 10-11кл. ср. шк./Москва: Мнемозина 2003-375с.
-
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа: задачник для 10-11кл. ср. шк./Москва: Мнемозина 2003-314с
Интернет-ресурсы
-
bookomama.ru/uchebniki-i-posobij/posobij/1861-matematika- srednee-professional-noe-obrazovanie-n-v-bogomol.html
-
currencyex.ru/knigi/novinki/4272-sbornik-zadach-po-matematike-n-v- bogomolov.html
-
eeeppp.ru/hudozhestvennwe/1965-reshebnik-po-matematike- bogomolov.html
-
selectme.ru/uchebniki-i-posobij/3105-matematika-srednee- professional-noe-obrazovanie-n-v-bogomol.html
-
gofuckit.ru/biblioteka/elektronnwe/3105-bogomolov- prakticheskie-zanjtij-po-matematike.html
jokesnet.ru/chitaemoe/403-bogomolov-samoilenko.h
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
находить производные элементарных функций;
письменная самостоятельная работа
письменная контрольная работа
практическая проверка
комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы
тестирование
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
письменная самостоятельная работа
письменная контрольная работа
практическая проверка
тестирование
метод практического контроля
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых задачах;
письменная самостоятельная работа
практическая проверка
письменная контрольная работа
машинный контроль
комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы
изображать круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач
письменная самостоятельная работа
практическая проверка
письменная контрольная работа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
решения прикладных задач на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
-
для построения и исследования простейших математических моделей;
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Знания:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
фронтальный опрос
устный зачет
письменный зачет
письменная проверка в форме математического диктанта,
защита реферата,
самостоятельная работа с книгой и другими материалами
выполнение презентации
тестирование
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
универсальный характер математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять не только знания и умения, но и развивают общекультурные компетенции.
Результаты
(формирование общекультурных компетенций)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- владение навыками самостоятельной работы при составлении терминологического словаря, опорных конспектов подготовки к семинарам.
Практические занятия, самостоятельные работы, презентации,
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- умение находить необходимую информацию в печатных источниках и интернет
Практические занятия, выполнение самостоятельных работ, подготовка докладов и творческих работ
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Владение навыками оформления и представления информации посредством ИКТ
Подготовка презентаций и творческих работ
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- умение работать в команде;
- выстраивание коммуникативных отношений в коллективе.
-проявление толерантности.
Работа в малых группах, деловые и ролевые игры, выстраивание диалога.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- умение организовывать работу в малых группах, выполнять ролевые функции.
Работа в малых группах, деловые и ролевые игры, выстраивание диалога.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- формирование потребности в самообразовании.
Подготовка докладов, презентаций.