- Преподавателю
- Математика
- Увлечь школьников математикой выступление на заседании школьного МОУ
Увлечь школьников математикой выступление на заседании школьного МОУ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Безрукова О.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интерес - один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающих способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. На уроке присутствуют все ученики класса, а кружок, факультатив, внеклассное мероприятие, как правило посещают лишь немногие. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Остановлюсь на некоторых формах работы, которые помогают систематически воспитывать интерес учащихся к математике. Часто на уроках математики отвожу время для рассказов о значении математики, о замечательных людях, посвятивших свою жизнь этой науке, привожу пример из истории математики. Сообщения о происхождении математических терминов, понятий, символов, как правило заинтересовывают учащихся. К примеру, термин «апофема» есть соединение двух греческих слов, означающее «нечто, отложенное в сторону» или сообщаю, что термин дискриминант (различитель), ввёл английский математик Д.Д. Сильвестр (1814-1897гг.), он называл себя «математическим Адамом» за множество придуманных им терминов. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Например, при изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости» применяю игру «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей, отрезком, то в результате получится рисунок. Ребятам эта игра очень нравится. Можно предложить обратное задание: Нарисовать любой рисунок, имеющие конфигурацию ломанной и предложить учащимся записать координаты вершин. В работу включаются даже самые слабые ученики, здесь проявляются их способности рисовать, творческий подход к полученному заданию. При оценивании работы подчеркиваю её оригинальность, степень сложности, аккуратность, эстетичность.
Для пробуждения интереса к предмету на уроках математики можно и нужно использовать жизненные факты, занимательные задачи, отрывки из литературных произведений, связь с другими учебными предметами.
Например, понятие «сложная функция» ассоциируется с «цепной» реакцией или с матрешкой, вкладываемыми одна в другую. При введении понятия «точка» раскрывают значимость, весомость этого символа, знака, геометрической абстракцией. Точка - один из любимейших знаков седой древности; писцы расчленяли им свои тексты. Точка - одно из уцелевших слов, которым издревле пользовались славяне. Есть точка торговая и точка огневая, точка кипения и замерзания, собственная точка зрения и точка зрения оппонента. Именно с неё начинается тот простейший рисунок, при создании которого мы приговариваем: «Точка, точка, запятая, минус-рожица кривая». Точка-всему начало и всему венец. Судьба человека соприкасается с невероятным количеством точек. Точкой в старину измеряли длину и время, ибо русский доим состоял из ста, а минута из 60 точек. Даже поэзию пленила математическая точка:
Я - невидимка. В том вся суть моя,
Что в представлении дана лишь я,
Представишь ты себе меня - я вот.
И без меня ничто здесь не пройдет.
Во всех вещах могу я воплотиться,
И все, что есть, все для меня - граница.
И при введении понятия производная привожу учащимся стихотворение из учительского фольклора:
В данной функции от икс, нареченной игреком,
Вы фиксируете икс, отмечая индексом,
Придаете вы ему тотчас приращение,
Тем у функции самой вызвав изменение
Приращений тех теперь взявши отношение
Пробуждаете к нулю у дельта икс стремление
Предел такого отношения вычисляется,
Он производною в науке называется
Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, придерживаясь всё время академического стиля строгих определений. Поэтому зачастую учителю на уроке математики приходится стихотворной или художественной - прозаической цитатой, метафорой. Привлечение образности в речь учителя повышает эмоциональный настрой урока, создают теплоту взаимоотношений между учителем и учениками и доверительные условия для проведения впечатляющего урока с высоким интеллектуальным выходом. Например, в живой «завлекательной» форме можно рассказать учащимся о замечательном рациональном приближении числа π.
- приближение числа π, открытой Архимедом. Запоминанию числе 22 и 7 способствует рифмованная шутка:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.
Слюни капали с усов
У огромных серых сов.
Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а затем, при последующем систематическом изучении математики и понимание красоты её методов.
При изучении на уроках геометрии темы «Преобразование фигур на плоскости» ученики выполняют соответствующие преобразования в альбомах. Каждый из учеников получает задание выполнить любое из преобразований так, как он его воспринимает. Работы ребят удивительны, непохожи одна на другую. Особенно при выполнении поворота учащиеся оригинальны. Вместе с этим каждый ученик заводит альбом для выполнения работ на построение: «Деление отрезка пополам», «Построение биссектрисы угла» и т.д.
В курсе геометрии 9 класса при изучении темы «Площади плоских фигур» каждый ученик получает задание изготовить конверт и наполнить его плоскими фигурами. По мере изучения материала конверт наполняется карточками-вкладышами, на которых учащиеся выполняют расчёты площадей. При проверке работы учителю помогают сильные ученики.
На начальном этапе изучении курса геометрии практикую лабораторные работы по геометрии. Например:
Лабораторная работа №1. Отрезок.
-
Отметьте какие-нибудь точки А и О
-
Соедините их любой линией.
-
Соедините их ещё двумя другими линиями.
-
Выберите из всех изображенных линий, соединяющих точки А и О, самую короткую и обведите её красным карандашом.
-
Изображен ли у вас самый кратчайший путь из точки А в точку О? Если не, то выразите его.
Вывод. У нас получилось, что отрезок, соединяющий точки А и О, самый короткий.
-
Измерьте длину отрезка АО.
-
Изобразите ещё два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО.
-
Начертите два отрезка, каждый из которых равен отрезку АО так, чтобы точка А была бы их общим концом.
-
Соедините отрезком их другие концы и найдите его длину.
-
Сравните его длину с длиной отрезка АО.
-
Придумайте, как построить два равных отрезка, с общим концом в одной точке, чтобы отрезок, соединяющий их другие концы был равен им.
Кроме того на уроках математики можно применять математические сказки. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. А самое главное, дети учатся быть добрыми и справедливыми.
Сказка.
Дом.
Далеко-далеко, куда не летают даже самолеты, находится страна Геометрия. В этой необычной стране был один удивительный город - город Теорем. Однажды в этот город пришла красивая девочка по имени Гипотенуза, Она попробовала снять комнату, но куда бы она ни обращалась, ей всюду отказывали. Наконец она подошла к покосившемуся домику и постучала. Ей открыл мужчина, назвавший себя Прямым Углом, и он предложил Гипотенузе поселиться у него. Гипотенуза осталась в доме, в котором жили Прямой Угол и два его маленьких сына по имени Катеты.
С тех пор жизнь в доме Прямого Угла пошла по-новому. На окошке Гипотенуза посадила цветы, а в палисаднике развела красные розы. Домик принял форму прямоугольного треугольника. Обоим Катетам Гипотенуза очень понравилась, и попросили её остаться в их дом навсегда.
По вечерам эта дружная семья собирается за семейным столом. Иногда Прямой Угол играет со своими детишками в прятки. Чаще всего искать приходится ему, а Гипотенуза прячется так искусно, что найти её бывает очень трудно.
Однажды во время игры Прямой Угол подметил интересное свойство: если ему удаётся найти Катеты, то отыскать Гипотенузу не составляет труда. Так Прямой Угол пользуется этой закономерностью, надо сказать, очень успешно. На свойстве этого прямоугольного треугольника и основана теорема Пифагора.
Таким образом, применяемые методы позволяют повышать интерес учащихся к математике, делать изучение более понятным и доступным любому ученику.